Так мы получили Тору

Леа Коген

Птицы не щебетали, лягушки не квакали, весь мир замер, внимая десяти Заповедям Всевышнего. Вот так описывает получение Торы на горе Синай более двух тысяч лет назад мидраш.

Тора была написана еще до сотворения мира. Наши мудрецы говорят об этом: «Прежде чем строить дом, человек делает чертеж. Так же и Всевышний: Он смотрел в Тору и творил мир». Тора – это «проект» мира.

Кто получил Тору?

В Талмуде описывается, что происходило в то время, когда Моше пошел получать Тору:

Когда поднялся Моше на небеса, сказали ангелы Всевышнему: «Хозяин мира, что делает сын женщины среди нас!?» Ответил им: «Пришел получать Тору».

«Это бесценное сокровище, спрятанное Тобой за девятьсот семьдесят четыре поколения до сотворения мира, Ты хочешь отдать плоти и крови!?» И тогда велел Всевышний Моше: «Ответь им!»

И сказал Моше: «Хозяин мира! Что написано в той Торе, которую Ты даешь мне?»

«Я Г-сподь Б-г, который вывел тебя из земли Египетской».

Тогда обратился Моше к ангелам: «Вы в Египет спускались? Рабами фараона были? Так почему же Тора должна быть вашей!?»

И вновь обратился Моше к Всевышнему: «Хозяин мира! Что еще написано в Торе?»

«Да не будет у тебя богов чужих. Помни день субботний, чтобы святить его. Не клянись Моим Именем. Уважай отца твоего и мать твою. Не убивай. Не воруй. Не завидуй».

Повернулся Моше к ангелам: «Вы живете меж языческих народов? У вас есть работа, которую нельзя делать в субботу? Заключаете ли вы сделки? Отец и мать  у вас есть? Зависть есть между вами? Злое начало есть у вас?»

И признали ангелы правоту Моше.

Выполним и будем учить

Так рассказывает Мидраш:

Когда Всевышний открылся народу Израиля, чтобы дать ему Тору, Он открылся и другим народам мира. Он спросил каждый народ: «Примете ли вы Тору?» И на это они спросили в ответ: "А что в ней написано?"

«Не убивай» – ответил Всевышний.

«Нет, мы не можем принять такую Тору», - сказали сыны Эсава.

«Не развратничай».

«Нет, мы не можем принять такую Тору», - сказали сыны Аммона и Моава.

«Не бери чужого».

«Нет, мы не можем принять такую Тору», - сказали сыны Ишмаэля.

Не было в мире ни одного народа, которому Всевышний не предложил бы Тору. Но никто не хотел ее принять. И только сыны Израиля не задали Ему никаких вопросов. Они просто ответили: «Выполним и будем учить».

Наши дети – наш залог

Решив дать евреям Тору, Всевышний спросил их: «Кто мне гарантирует, что вы будете соблюдать и учить ее?»

«Наши святые праотцы», – ответили евреи. Но Всевышний не принял их гарантии.

«Твои святые пророки», - ответили евреи. Но Всевышний не принял их гарантии.

«Наши дети, - ответили евреи. – Если мы забудем Тору, придет новое поколение, наши дети, и народ вернется к Торе».

И тогда Всевышний дал евреям Тору.

Торе приличествует скромность

Когда горы узнали, что Всевышний собирается дать евреям Тору на одной из них, они заспорили, кто достоин такой чести. Гора Кармель сказала: «Я самая красивая!» Гора Тавор возразила: «А я самая высокая!» И лишь гора Синай скромно стояла в сторонке.

И сказал Всевышний: «Дам евреям Тору на горе Синай!»

Подготовка к получению Торы

Первого сивана евреи пришли в пустыню Синай и остановились у подножия горы. После многих недель странствий под Б-жественным наблюдением, привычные к ежедневным чудесам, евреи теперь уже не сомневались в существовании Всевышнего и были едины, как никакой другой народ.

Их вера крепла с каждым днем, и они достигли высокой ступени святости.

И вот послышался голос Всевышнего, обращавшегося к Моше: «Так скажи дому Яакова и прикажи сынам Израиля: вы видели все, что Я сделал Египту и как носил вас на крыльях орлиных  и привел вас к Себе. И теперь, если послушаетесь голоса Моего, и будете хранить союз Мой, и будете Мне народом избранным, то будете вы Мне царством священников и народом святым».

И весь народ, как один человек, ответил: «Выполним и будем учить». Евреи приняли Тору безоговорочно, целиком, прежде всего  обязавшись исполнять ее и – обязательно изучать и понимать, но уже потом.

И в тот момент, когда евреи сказали «Выполним и будем учить», спустились шестьдесят тысяч ангелов и надели на каждого из них две короны – одну за обязательство исполнять, другую – за обязательство учить.

Потом, когда евреи согрешили с золотым тельцом, снова спустились ангелы и забрали у них эти короны.

Когда евреи выразили согласие принять Тору, Всевышний велел Моше: «Иди к народу, и пусть освящают себя сегодня и завтра, и выстирают одежды свои,  и будут готовы к третьему дню, ибо на третий день спустится Всевышний на глазах всего народа с горы Синай. И огради гору и скажи: берегитесь подниматься на гору и прикасаться к краю ее. Каждый, кто прикоснется к ней – умрет».

Раскрытие Всевышнего на горе Синай

Утро третьего дня началось молниями и громом. Тяжелые тучи повисли над горами. Послышались трубные звуки шофара, становившиеся все громче. От этих звуков евреев объял страх.

Моше вывел весь народ за пределы стана и привел к подножию горы Синай, которая содрогалась и дымилась, ибо Всевышний в облаке огня спустился на нее на глазах всего народа.

Звук шофара становился все громче и громче, и вдруг… все стихло. Воцарилась полная тишина. Птицы не щебетали, листья не трепетали, и даже ангелы прекратили славить Всевышнего. Весь мир словно застыл.

И тогда раздался голос Всевышнего, произносивший Десять Заповедей:

1. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.

2. Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Г-сподь, Б-г твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

Все сыны Израиля пали ниц, и души их покинули тела от трепета перед Всевышним. Но Всевышний вернул их к жизни оживляющей росой, и тогда они попросили Моше:

«Пожалуйста, пусть Всевышний даст Тору тебе, а ты передашь ее нам, чтобы не умерли мы снова от трепета перед Ним».

Следующие заповеди евреи слышали уже из уст Моше:

3. Не произноси имени Г-спода, Б-га твоего, напрасно; ибо не оставит Г-осподь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы освящать его, как заповедал тебе Г-сподь, Б-г твой; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Г-споду, Б-гу твоему. Не делай никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя. Ибо шесть дней творил Г-сподь небо и землю и отдыхал в день седьмой. Потому и благословил  Г-сподь день субботний и освятил его.

5. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего и не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего.

Когда это великое действо– произнесение десяти Заповедей – закончилось, Всевышний велел Моше подняться на гору Синай, чтобы получить Скрижали Завета и всю остальную Тору.

Моше оставался на горе Синай сорок дней и ночей, без еды и питья, ибо был он в то время как ангел. За это время Всевышний обучил его всей Торе, включая все возможные комментарии на каждую фразу. В конце Он дал Моше две сапфировых скрижали, на которых рукой самого Всевышнего были начертаны Десять Заповедей.

Получаем Тору заново

Согласно традиции, во время получения Торы у подножия горы Синай стояли все еврейские души – и те, кто родился, и те, кому еще только предстояло спуститься в этот мир.

И каждый год в Шавуот, когда в синагогах читают Десять Заповедей, все мы снова получаем Тору. В эти мгновения Всевышний снова открывается нам.

Придите в синагогу в Шавуот послушать Десять Заповедей! Станьте частью еврейской истории!

Мидраш – это не еврейские народные сказки, хотя внешне он очень напоминает сказку. Мидраш – это способ изучения и комментирования Торы. Без Мидраша рассказ о любом событии, описываемом в Торе, будет неполным.

Мидраш не предлагает готовых выводов, он лишь подталкивает к ним того, кто готов услышать.