О воспитании детей

Много веков мы были оторваны от своей земли, и надобности в практическом использовании сельскохозяйственных законов не было. Вот тогда-то в еврейской традиции и укоренился взгляд на Ту Бишват как на источник философских обобщений. В этот день мы особенно часто вспоминаем цитату из Торы: “Ибо дерево полевое человек”.

1.     Давайте приглядимся к дереву: мощный ствол, раскидистая крона, листья и плоды… Неужели все это берет начало в крошечном семечке!? Трудно поверить, но мы же знаем, что это именно так. Уход за посаженным в землю семенем окупается сторицей. То же самое и с воспитанием детей: каждое наше усилие в будущем окупится. Каждое крошечное улучшение, почти незаметное в нежном саженце, превратится в неоспоримое преимущество во взрослом дереве. Но и рана, и царапина на стволе тоже вырастут и увеличатся.

2.     Как растет дерево? Без воды для дерева нет жизни. Пуская корни глубоко в почву, оно питается подземными водами. Корни эти не видны, они скрыты под землей, но плоды на ветвях – очевидное свидетельство того, что корни существуют.

Так и человек. Тот, кто готов не только потреблять, но и отдавать; кто открыт доброте и милосердию; кто способен выстоять в испытаниях – о том можно с уверенностью сказать: истоки его успеха – в семье, в воспитании.

3.     Если мы хотим вырастить нежное тропическое дерево в северных широтах, сделать его устойчивым к ветрам и морозам, от нас потребуется особенно кропотливая работа. Условия жизни последних поколений можно сравнить с условиями крайнего Севера: если раньше от родителей не требовалось особых усилий для того, чтобы направить детей по верному пути, то сегодняшнему ребенку, подверженному всем мыслимым и немыслимым ветрам и влияниям, требуется особая стойкость, воспитать которую – наша задача.

А теперь – немного практики. Для начала ответим самим себе на вопрос, следуем ли мы основным правилам воспитания. Конечно, большинству из нас они известны, но многие ли следуют им изо дня в день?

Вопрос: Следуем ли мы установленному режиму дня?

Напоминание: Режим дня вселяет в ребенка уверенность, чувство владения ситуацией, действует на него успокаивающе. Отклонения от него должны быть не правилом, а исключением; хорошо, если ребенок понимает, чем обосновано отклонение от режима.

Вопрос: Не заменяем ли мы для нашего ребенка общение с родителями телевизором?

Напоминание: Просмотр телепередач до трех лет должен быть категорически исключен. Старшим детям также лучше проводить у телевизора как можно меньше времени. Телевизор часто является причиной проблем в обучении и в общении. Ребенку необходимы ежедневные совместные занятия с родителями, пусть даже совсем коротенькие.

Вопрос: Знает ли наш ребенок точно, что можно, а что нельзя?

Напоминание: Последовательность родителей в запретах и предписаниях – тоже источник уверенности для ребенка: реакция родителей на его действия предсказуема. Кроме того, родитель, способный поддерживать дисциплину, выглядит в глазах ребенка достаточно сильным, чтобы защитить его от внешних опасностей. Не объявляйте ребенку о новом правиле, не будучи уверенными, что сможете придерживаться его.

Вопрос: Ради чего мы наказываем ребенка?

Напоминание: Наказание – это не средство выпустить пар, а средство воспитания. Наказывать можно только в спокойном состоянии, разумно взвесив все “за” и “против”. Кроме всего прочего, наказание в гневе – признак слабости, и дети отлично чувствуют это.

Вопрос: Не расходится ли у нас слово с делом?

Напоминание: Дети умнее и зорче, чем нам кажется. Требуя от ребенка вежливости, будем и сами вежливы с ним; требуя честности, не будем врать сами.

Вопрос: Что мы внушаем ребенку: уверенность в себе или наоборот?

Напоминание: Сосредоточимся на достоинствах и, по возможности, не будем подчеркивать недостатки. У каждого есть масса достоинств, так что нет необходимости их выдумывать: ребенок почувствует ложь.

Вера в силы ребенка и отсутствие излишней опеки тоже внушают ребенку веру в себя.

Объектом критики должна быть не личность (“Идиот!!!”), а поступок (“Ты поступил неразумно”).

Недопустимо сравнивать ребенка с другими детьми.

Вопрос: Знает ли ребенок о том, что мы любим его? Уверен ли в нашей любви?

Напоминание: Любовь необходима ребенку не меньше, чем сон и пища, только любимый ребенок может нормально развиваться. Ребенку необходимо чувствовать, что он ценен сам по себе, а не в зависимости от своих успехов.

Ребенок не догадывается о нашей любви к нему, если мы не сообщаем ему об этом, не обнимаем, не целуем.

И, наконец, самое главное напоминание:

Не все в наших руках, особенно в воспитании детей. И поэтому ключ к успеху – молитва. Каждая слезинка матери в молитве – кирпичик в здании личности ребенка.