Быть евреем

Быть евреем

Познакомиться с незнакомой страной

 

Добро пожаловать!

Вы попали в новую, незнакомую вам до сих пор страну – страну иудаизма. Как во всякой стране, здесь говорят на своем особом языке. Чтобы научиться понимать ее жителей и общаться с ними, гостю надо для начала знать хотя бы немного слов на этом языке. Но слова – это еще не все. Можно выучить наизусть весь словарь, но если не знать, как эти слова сочетаются между собой, невозможно ни говорить, ни понимать. Но даже это еще не все. Чтобы по-настоящему понимать  жителей страны, нужно знать не только язык, на котором они говорят, но и то, о чем они молчат.

Итак, давайте вместе попробуем изучить язык и ментальность иудаизма. Тем более, что вы все-таки не совсем чужак в этой стране. Это страна ваших предков, а значит – и ваша.

Аксиомы

Любая система законов строится на нескольких исходных посылках. Эти исходные посылки – философия системы законов. Например, коммунистическая философия породила системы законов, в которых владение средствами производства являлось преступлением. А ранняя греческая философия, ставившая государство во главу угла, породила Спарту с ее суровыми законами.

То же самое можно сказать  и о той стране, в которую мы сейчас входим. Ее законы порождены несколькими исходными предпосылками. Еврейские философы сформулировали для нас эти исходные предпосылки.

Принципы веры

Раби Моше бен Маймон, сокращенно – Рамбам (или Маймонид, как принято называть его в Европе), великий еврейский философ, живший в 12 веке, сформулировал 13 принципов веры:

  1. Я верю полной верой, что Творец, Чьё имя благословенно, творит и правит всеми творениями, и только Он один создавал, создаёт и будет создавать все существующее.
  2. Я верю полной верой, что Творец, Чьё имя благословенно, единственен и нет нигде единственности, подобной Его; и только Он один — наш Бог: был, есть и будет.
  3. Я верю полной верой, что Творец, Чьё имя благословенно, бестелесен, и к Нему не относятся свойства материи, и нет у Него никакого образа.
  4. Я верю полной верой, что Творец, Чьё имя благословенно, Он первый и Он последний.
  5. Я верю полной верой, что Творцу, Чьё имя благословенно, и только Ему надо молиться, и запрещено молиться кому-либо, кроме Него.
  6. Я верю полной верой, что всё сказанное пророками — истина.
  7. Я верю полной верой, что пророчество Моше, нашего учителя, — да покоится он в мире! — было истинным, и что он — вершина пророков, предшествовавших ему и последовавших за ним.
  8. Я верю полной верой, что вся Тора, находящаяся сейчас в наших руках, — это та, что была дана Моше-рабейну — да покоится он в мире.
  9. Я верю полной верой, что Тора эта не будет изменена и не будет другой Торы от Творца, Чьё имя благословенно.
  10. Я верю полной верой, что Творец, Чьё имя благословенно, знает все дела людей и все их мысли, как сказано: «Создающий все их сердца — понимает все их дела».
  11. Я верю полной верой, что Творец, Чьё имя благословенно, воздаёт добром соблюдающим Его заповеди и наказывает нарушающих Его заповеди.
  12. Я верю полной верой в приход Машиаха, и, несмотря на то, что он задерживается, я всё же каждый день буду ждать, что он придёт.
  13. Я верю полной верой, что будет воскрешение умерших в то время, когда будет на то воля Творца, Чьё имя благословенно, и память Его вознесётся навсегда и на веки веков.

Другой великий еврейский философ, раби Йосеф Альбо, живший в 15 веке, сформулировал три принципа еврейской веры:

  1. У мира есть Творец и Владыка – Всевышний.
  2. Всевышний говорить с людьми. Он учит их, что является добром, а что – злом. Он дал нам Тору. Пророки – это те, кто передает людям Б-жественную волю. Тора – это воля Всевышнего.
  3. Есть награда за добрые дела и наказание – за дела злые. Исполняющий волю Всевышнего делает доброе дело.

Отличие от других монотеистических религий

Представители любой монотеистической религии, христиане и мусульмане, согласятся со всеми этими принципами.  Лишь древние язычники да современные буддисты не смогут их принять. В чем же тогда отличие иудаизма от христианства и мусульманства?

Христианство утверждает, что Всевышний вместе с земной женщиной породил ребенка, который  стал Мессией (Машиахом, избавившим мир) и богом. Иудаизм не согласен ни с тем, что богов может быть больше одного (даже единого  трех лицах), ни с тем, что мы сейчас живем в мире избавленном, совершенном. В мире после прихода Машиаха, который принесет избавление, не будет войн, несправедливости и злодейства.

Ислам утверждает, что Мухаммед был последним пророком, отменившим все законы, бывшие до него. Ислам утверждает также, что награда за соблюдение заповедей – рай, в котором будут все телесные наслаждения этого мира. Иудаизм утверждает, что Тора и слова пророков – неизменная истина. Он также не согласен, что цель человеческой жизни – физические наслаждения.

Откуда взялась эта разница, если все три религии основаны на одних и тех же философских предпосылках? Дело в том, что кроме них у еврейского народа был еще выход из Египта, во время которого он, собственно, и возник, а также дарование Торы, которая сделала евреев избранным народом посредством тех законов, которые евреи обязались выполнять.

Продолжение статьи "Быть евреем"