Слаще меда

Церемония внесения в хейдер

Ему только что отрезали младенческие локоны, оставив на висках пейсы. Кипа на голове завершила образ еврейского ребенка. Теперь можно начинать церемонию внесения в хейдер.

"Я до сих пор помню тот счастливый день, когда мы внесли нашего старшего сына Авреми в хейдер. Мы одели его в субботнюю одежду, приготовили пакетики со сладостями, я испекла медовый пирог, украшенный буквами еврейского алфавита. Мы завернули его в большой папин талес и вместе с бабушками и дедушками отправились в хейдер.

Это был самый счастливый день не только для нас, но и для ребенка. Сегодня он стал большим, он будет учиться в настоящем хейдере, как взрослые мальчики! Авреми был на седьмом небе от счастья," – рассказывает счастливая мать.

Главная цель традиционной церемонии внесения в хейдер – сделать изучение Торы привлекательным и желанным для еврейского ребенка.

День духовной чистоты

Вот что говорит еврейский закон:

Когда приходит время отдавать малыша в хейдер учить Тору, его отец должен встать рано утром, разбудить сына и лично отвести его в хейдер. И даже если отец занимает высокое общественное положение, для него не будет позором самому вести ребенка в хейдер. И возблагодарит он Всевышнего за то, что удостоил его ввести сына под сень Б-жественного Присутствия.

В день внесения в хейдер нужно очень стараться, чтобы ребенок не видел ничего нечистого – например, нечистых животных. Поэтому принято, вынося ребенка из дома, заворачивать его в талит.

Отец приводит его к меламеду, сажает к нему на колени, и меламед учит с ребенком святые буквы Торы.

В это время отец бросает конфеты, и ребенку говорят, что это конфеты, которые прислал ангел. Есть известная история об одном из Любавичских Ребе: когда он был ребенком, перед Песахом все проверяли карманы на наличие квасного и нашли в его кармане конфеты. Его спросили, почему он не съел их. Ребенок ответил, что это конфеты от ангела, и ему жалко есть их. Тогда отец сказал ему, что конфеты от ангела нельзя продавать нееврею*, и он сразу же съел их.

Сладость учения

Опытный меламед умеет сделать внесение в хейдер особенно торжественным для ребенка. Он усаживает его во главе стола, и все остальные дети в классе смотрят только на него одного.

Он вынимает таблицу с еврейским алфавитом и сначала громко читает каждую букву, указывая на нее ребенку. Он прочитывает все буквы дважды: сначала в прямом порядке, потом в обратном. Потом меламед достает Тору, произносит: "Тору завещал нам Моше, наследие она для общины Яакова" и читает из нее стих: "И воззвал к Моше, и заговорил с ним из Скинии Завета…"

Это первый стих книги "Ваикра", третьей книги Пятикнижия. Вы, конечно, спросите, почему изучение Торы с ребенком начинают с середины. Раби Йоси, танай – ученый Торы эпохи после разрушения Храма, объясняет, что дети, чистые душой, должны начинать изучение Торы с книги "Ваикра", потому что в ней приводятся законы чистоты.

Но вот наступает незабываемый миг: меламед смазывает буквы алфавита медом и дает малышу слизать его. Мед символизирует сладость изучения Торы.

После этого отец сажает сына себе на плечи, и все дети танцуют и поют песни о Торе. Детям раздают по куску медового пирога, который тоже символизирует сладость изучения Торы. А герой дня получает еще и яйцо, на котором тоже написаны отрывки, посвященные Торе.

Так начинается для еврейского ребенка изучение Торы, которое продолжится, с Б-жьей помощью, всю жизнь.

Предлагаем интервью с директором хейдера "Оалей Менахем" Менахемом-Мендлом Коэном:

- Не трудно ли мужчинам-меламедам справляться с трехлетними детьми без женского присмотра?

- Еврейская традиция обязывает начинать приучение ребенка к заповедям с трех лет: ему надевают цицит, учат молиться и произносить благословения и так далее. Это означает, что в трехлетнем возрасте ребенок уже способен учиться. Естественно, это облегченная учеба, в том числе с помощью игры, перемежаемая большими перерывами и прогулками во дворе.

- Почему хейдер предназначен только для мальчиков?

- Одно из условий успешного изучения Торы – духовная чистота. Когда ребенок с малых лет учится в гомогенном классе, к подростковому возрасту его мозг и сердце остаются свободными для изучения Торы. Даже если оставить в стороне еврейский закон, предписывающий обучение в гомогенных классах, исследования во всем мире свидетельствуют, что при раздельном обучении учебные достижения выше, чем в смешанных классах.

- В чем особенность основанного Вами хейдера?

- У нас маленькие классы и индивидуальный подход к каждому ученику. Есть факультативные занятия – например, хор, в котором дети учатся пению на профессиональном уровне и выступают на различных серьезных мероприятиях. Наш хор даже ездил в Казахстан, выступал там на открытии двух новых еврейских центров – в Усть-Каменогорске и Костанае.

- Какими качествами должен обладать меламед?

- Это человек, для которого работа с детьми – призвание, а не только заработок. Кроме того, он должен уметь бесконфликтно работать в команде.

Работа меламеда достаточно сложна, ведь в его руки отдают чистые детские души. В этом возрасте закладывается личность ребенка, поэтому личность воспитателя исключительно важна.

Наши меламеды постоянно проходят курсы повышения квалификации для сохранения высокого профессионального уровня.

- Какое событие можно назвать "событием года" в Вашем хейдере?

- Без сомнения, это тройной праздник, который мы устраиваем накануне Шавуота. В этот день трехлетние ученики празднуют окончание изучения алфавита, четырехлетние – получение сидура (молитвенника), а пятилетние – начало изучения Торы.

Мы устраиваем торжественный утренник, дети готовят большой концерт для родителей. У всех детей на голове золотые короны. Малыши поют алфавит, средние – 12 отрывков из Торы, а старшие – особую песню. Вот ее перевод: "Я взрослый парень, потому что я уже учу Тору. Меня зовут …" – и ребенок называет свое имя. Так все дети поют по очереди и представляются.

Потом один из детей спрашивает остальных: сколько книг в Торе? Как они называются? Сколько глав в каждой книге? Каковы названия этих глав? И все остальные отвечают на эти вопросы песней.

Естественно, в концерте принимает участие и наш хор, под его пение детям раздают сидуры и книги Торы.

Закачивается праздник совместными танцами отцов с детьми на плечах. И для детей, и для родителей это главный праздник года.

_______________________________

*Квасное, которое не хотят уничтожать перед Песахом, продают нееврею, а после Песаха выкупают обратно.