Благословение в доме

Заповедь отделения халы

Заповедь отделения халы напоминает нам о том, что для успеха в любом деле недостаточно нашего собственного умения и старания. Нужно еще что-то. Что?

Благословение Всевышнего на плодах рук наших

Тора обязывает нас, прежде чем отправить хлеб в печь, взять кусочек теста и отделить его для Всевышнего. Она немного ослабляет нашу хватку и напоминает нам: не наши силы и таланты дают нам возможность творить, а благословение Всевышнего, пребывающее на всем, в том числе и на хлебе, который выходит из наших рук.

Тем, кто выращивает пшеницу и вкладывает в свой труд огромные силы, тоже заповедано отделять часть урожая. Они пашут и сеют, и надеются, как и хозяйка дома, что труд их будет благословлен. Однако те, кто занимается сельским хозяйством, постоянно, каждое мгновение, ощущают свою зависимость от милосердия небес. Когда наступает ожидаемый миг, они скромно пожинают плоды своего труда, сознавая свою ничтожность перед силами природы, они возносят молитвы Творцу вселенной, надеясь на благословение. И отделяют от урожая десятину на пожертвования (трума и маасер).

Заповедь отделения халы продвигает нас еще на один шаг вперед: она напоминает нам, что внимание Всевышнего к нам не заканчивается на победе над силами природы. Всевышний интересуется нами и дальше – когда мы месим тесто на кухне. Его благословение на самом деле пребывает на том, что выходит из наших рук. Поэтому халу отделяют не от муки, а только от теста, приготовленного нашими собственными руками. Так мы выражаем нашу благодарность Всевышнему за то, что Он не оставляет нас ни на одно мгновение во все дни нашей жизни и благословляет наш труд.

Заповедь из Торы

Войдя в Землю Израиля, еврейский народ сразу получил заповедь отделения халы – повеление отделять небольшой кусочек от теста и отдавать его коэнам, служителям Храма, обеспечивая им, таким образом, возможность жить достойно, не заботясь о хлебе насущном и освобождая их время для служения.

Отделенный кусок теста разрешено есть только коэнам в состоянии ритуальной чистоты (“таара”). Так как в наши дни все мы считаемся ритуально нечистыми из-за невозможности очиститься ввиду отсутствия Храма, то и хала (так называется отделенный кусок теста; не путать с халами – плетеным субботним хлебом) ритуально нечиста. Поэтому мы не отдаем ее коэнам, не едим ее и не получаем от нее выгоду, мы сжигаем отделенный нами кусочек теста или выбрасываем в мусор, предварительно дважды обернув его чем-нибудь.

Каждое мгновение мы ждем, что придет Машиах, будет вновь отстроен Храм, и мы снова сможем в святости и чистоте исполнять заповедь отделения халы.

 

Исправление греха Дерева Познания Добра и Зла

При сотворении Первого Человека – Адама – Всевышний взял прах земной со всех концов света, добавил воды, замесил (как месят тесто) и вдохнул в него “живую душу”. Наши мудрецы говорят, что в тот час весь мир был как одно большое тесто, и Первый Человек был отделен от теста как “хала”.

Адам был избранным творением, самой лучшей частью всего сотворенного, но все же он и его жена согрешили, съев плод Дерева Познания. Мудрецы замечают, что “человек не грешит, пока дух глупости не овладевает им”. Именно в такой момент Хава (Ева) и соблазнила Адама отведать плод Дерева Познания и тем самым впустила зло в мир, в котором до этого было только добро. Темнота возобладала, и с тех пор смерть и разрушение укоренены во всем сотворенном.

По вине женщины произошел грех, и в ее же силах его исправить. Поэтому Всевышний подарил ей три особенные заповеди, исполняя которые, она может это сделать: законы чистоты семейной жизни, отделение халы и зажигание субботних свечей.

В книге “Берейшит Раба” объясняется, как происходит исправление первого греха:

“Почему ей дана заповедь нида (быть нечистой во время месячных кровотечений)? Потому что пролила кровь Адама… Почему ей дана заповедь отделять халу? Потому что испортила Адама, который был завершающей частью (халой) мира… Почему ей дана заповедь зажигать субботние свечи? Потому что погасила душу Адама…”

Благословение в доме

Когда женщины нет дома или она не может отделить халу, она может доверить исполнить эту заповедь мужу. Но все-таки эта заповедь дана женщине, и только благодаря исполнению ее женщиной в еврейском доме пребывает благословение и свет святости.

Каким образом отделяют халу?

Хала отделяется только от теста, замешанного из муки одного из пяти видов злаков: пшеницы, ячменя, ржи, овса или гречихи.

Отделяют халу только от теста, для приготовления которого понадобилось более 1230 грамм муки. При этом если мука весила менее 1666 грамм, то халу отделяют без благословения, если более – то с благословением.

1 этап

 

Кладем перед собой тесто, еще до того, как придать ему какую-либо форму.

Если мы забыли отделить халу или тесто слишком мягкое (жидкое, как для бисквита), и от него невозможно взять часть, то тогда можно отделить халу уже после выпечки. Накрываем всю выпечку, от которой необходимо отделить халу, большой салфеткой. (Разумеется, до отделения халы мы ничего не пробуем.)

Есть обычай давать цдаку (денежное пожертвование) и делать омовение рук перед выполнением заповеди об отделении халы.

Это особенное время, когда Всевышний принимает наши личные просьбы и молитвы.

2 этап

Стоя произносим благословение:

“Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, владыка мира, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам отделять халу от теста”.

3 этап

Отделяем маленький кусочек теста, поднимаем его и говорим: “Арэй зо хала” (“это хала”).

Кусок теста может быть любого размера, но принято отделять халу размером примерно с мячик для пинг-понга.

4 этап

Сжигаем халу или, обернув ее два раза во что-нибудь, выбрасываем в мусор.

Обычаи

Во все время приготовления хал и другой еды на субботу принято произносить вслух, что все это – “В честь Шабес Койдеш” (Святой Субботы).

Во время замешивания теста некоторые женщины читают отрывки из “Теилим” и молятся за тех, кому необходимо спасение.

Если вы предпочитаете покупать готовую выпечку, то для того, чтобы удостоится исполнения заповеди отделения халы, желательно печь что-нибудь специально для этого как минимум раз в год: в месяц Тишрей, в Десять дней раскаяния (дни между Рош Ашана и Йом Кипуром).

В последнее время в еврейских общинах распространился следующий обычай: собираются 40 женщин, вместе отделяют халу и молятся за тех, кому необходимо исцеление, за тех, кто не может найти себе пару, за тех, у кого нет детей и т.д.

Отделение халы считается верным средством для облегчения родов и для здоровья мамы и малыша. Некоторые женщины стараются как можно чаще исполнять заповедь отделения халы на девятом месяце беременности.

Мудрецы говорят, что исполнение этой заповеди приносит в дом благословение и достаток.

Рецепт халы:

Ингредиенты:

1 ст. л. соли

1 кг муки

1 стакан сахара

2 ст. л. дрожжей

¼ стакана растительного масла

Вода

 

Способ приготовления:

Смешать все ингредиенты. Замесить тесто и дать ему подойти, затем разделить на части и из каждой сплести косичку.

Взять 1 яйцо, взболтать его и смазать им каждую халу. Можно сверху посыпать кунжутом или маком.

Поставить в нагретую духовку (средней температуры) на 20 минут.

Теперь можете встречать Субботу со вкусной халой на столе!

Приятного аппетита!

Две халы в честь Шабата

На субботнем столе накрытые красивой салфеткой лежат на подносе две душистые халы. Почему нам заповедано благословлять в шабат именно две халы?

 

Тора дважды дает нам повеление соблюдать шабат и использует для этого разные слова – в одном месте написано: “Помни день Субботний, чтобы святить его”, а во втором: “Храни день Субботний, чтобы святить его”. Поэтому одну халу мы кладем на стол, чтобы помнить шабат, а вторую – чтобы хранить его.

 

Еще одна причина призвана научить нас важности веры и упования на Всевышнего:

В пустыне, без всяких усилий и труда, Сыны Израиля получали манн (манну) – “небесный хлеб”. Каждый человек получал ежедневно одну порцию, а в пятницу все получали двойную порцию – еще и на Шабат. Когда в Шабат мы разрезаем хлеб и вспоминаем о манне, мы учимся тому, что хлеб, который мы едим сейчас и который достался нам тяжелым трудом – “в поте лица”, на самом деле – тоже “небесный хлеб”, дарованный нам Всевышним. Доходы человека утверждаются на небесах и даруются сверху, и зависят они только от благословения Всевышнего, точно так же как манн, выпадавший для еврейского народа в пустыне каждый день.