Песах Шени

Что такое Песах

Принесение пасхальной жертвы – одна из важнейших заповедей иудаизма. Во времена Храма 14 нисана после полудня каждая семья приносила в жертву ягненка и съедала его ночью 15 нисана, во время пасхального седера.

Пасхальная жертва полна религиозного и исторического смысла. Сами название Песах происходит от слова пасах – перескочил, пропустил. В Египте, во время последней, десятой, казни ангел смерти пропустил дома евреев, оставив в живых еврейских первенцев. На притолоках их дверей был условный знак – кровь первой в истории пасхальной жертвы.

В память об исходе из Египта евреи во всех поколениях едят мацу и пасхальную жертву (во времена Храма) в первую ночь Песаха .Еще одно значение пасхальной жертвы – напоминать о союзе, заключенном Всевышнем с евреями: евреем отказываются от языческих верований египтян и становятся избранным народом.

О заповеди Песаха говорится в книге Шмот (Исход): Всевышний еще в Египте велит Моше приказать евреям 10 нисана взять ягненка и 14 нисана после полудня зарезать его. Здесь же указаны и подробности исполнения заповеди: есть пасхальную жертву нужно с мацой и горькими травами; ее нужно печь на огне, а не жарить или варить; нельзя ломать кости; нельзя оставлять от жертвы до утра: все остатки следует сжечь. Есть пасхальную жертву надо торопливо. А в тот, первый, Песах нужно было еще и помазать кровью жертвы косяки дверей.

Многие комментаторы объясняют заповедь принести в жертву ягненка тем, что ягненок являлся объектом поклонения в языческом Египте, и это действие символизировало для евреев отказ от египетских верований. Согласно этому комментарию, кровь на косяке двери означала, что в этом доме нет язычников, его первенцев не нужно убивать.

Прочие подробности этого жертвоприношения объясняются необходимостью "торопливости": мясо быстрее всего готовится именно на костре; не ломать кости, добывая мозг; съесть до полуночи – все это указывает на торопливость, готовность до утра покинуть Египет.

По другому мнению все это признаки царского поведения: жареное на огне мясо – царская еда; в царских блюдах обычно используются приправы ("горькие травы"); кости ломают и обсасывают нищие; и так далее.

Первый Песах называется египетским Песахом, и некоторые указания относятся только к нему: намазать косяки двери кровью, есть поспешно и так далее. Отдельно дана заповедь о Песахе во всех будущих поколениях.

Ритуально нечистому или необрезанному еврею, а также нееврею запрещено есть от пасхальной жертвы. Только если нечисто большинство народа (например, в ситуации войны), нечистым разрешается есть пасхальную жертву.

В других местах Торы есть дополнительные правила, касающиеся пасхальной жертвы: запрет резать ее для того, кто владеет квасным; запрет резать не в иерусалимском  Храме; здесь же говорится и о наказании тому, кто мог принести пасхальную жертву вовремя, но не сделал этого – так называемом карете, смерти от руки Небес и отлучении от общества сынов Израиля. Подобное наказание грозит еврею лишь за намеренное неисполнение заповеди обрезания.

Что такое второй Песах

А как быть тем, кто в силу обстоятельств оказался накануне Песаха далеко от Иерусалима и Храма или был нечист для принесения жертвы? Этим вопросом евреи задались еще во время первого Песаха в пустыне, после выхода из Египта.

В Торе (Бамидбар) описывается ситуация, когда к Моше пришли люди, которые были нечисты от прикосновения к мертвому телу и поэтому не имели права принести пасхальную жертву. Они сказали: "Мы осквернились, исполняя заповедь хоронить умерших. Так почему же за это мы лишены права исполнять другую заповедь вместе со всеми евреями!?"

Моше передал их слова Всевышнему и в ответ получил… еще один Песах. Теперь 14 ияра, ровно через месяц после первого Песаха, могли принести пасхальную жертву все, кто не смог сделать это месяцем раньше из-за нечистоты или те, кто находился в это время далеко от Иерусалима .

Те же, кто не был нечист или далеко от Иерусалима в канун Песаха, но сознательно не исполнил заповедь, не могли сделать это во второй Песах и несли наказание, которое полагается за непринесение пасхальной жертвы – карет.

В наши дни, пока Всевышний не вернул нам Иерусалимский Храм, мы не приносим пасхальную жертву. Но в память о втором Песахе едим мацу 14 ияра.

Второй Песах несколько отличается от первого: в частности, в этот день разрешено есть квасное; не нужно  приносить праздничную жертву Хагига; Алель читают только при принесении жертвы, но не при ее съедении; не едят жертву в нечистоте, даже если нечисто большинство народа.

Есть такое еврейское выражение: пока свеча горит¸ все поправимо. Пока человек жив, он всегда может изменить свою жизнь и исправить свои поступки. Символом этого стал для нас второй Песах.