Новости

27.07.2015

Что движет молодой парой, решившей оставить привычное окружение и уехать в далекую страну, чтобы помочь живущим там евреям? Что делать, когда хозяин дома выгоняет вас из квартиры?

Куда податься, когда найденное с таким трудом пристанище вдруг уплывает сквозь пальцы? Если вы спросите обо всем этом Лейки, она ответит: «Нужно построить дом своими руками!»

18 лет жизни на службе у Любавичского Ребе в городе Алматы, 18 лет самоотдачи, 18 лет жизни, полной смысла.

Текст: Браха Турнайм

 

- Я родилась и выросла в Кфар-Хабаде – небольшом поселении в центре Страны Израиля, где проживают только хабадские семьи, и сама атмосфера напоминает местечки прошлых времен: хасидское окружение и дружелюбные отношения между жителями. Восьмеро

В семье нас восьмеро детей. Первым родился мой старший брат, а когда вслед за ним появилась на свет я, папа так переживал, что дальше пойдут только мальчики, что решил назвать меня в честь сразу двух бабушек, одна из которых покинула этот мир за месяц до моего рождения, а другая – за несколько лет до этого. Так я стала Леей-Ханой-Перл. Или просто – Лейки. Самым забавным оказалось то, что после меня на свет появилась моя сестра, а за ней еще одна сестра, и еще одна… Так наше семейство превратилось в цветник из шести девочек, и лишь после этого Б-г подарил родителям еще одного сына.

 

Бумажные часы

- Когда подошло время, мне предложили шидух с молодым человеком, и я согласилась. Наша первая встреча состоялась в доме моих бабушки и дедушки в Кфар-Хабаде. Мы представились друг другу, мой будущий муж перечислил йешивы, в которых учился, страны, в которых бывал в качестве посланника Ребе. Я рассказала о своей жизни, о том, где училась и бывала, о последнем годе, частично проведенном в московской еврейской общине.

Наша встреча длилась около трех часов, а затем каждый из нас отправился к себе домой обдумывать услышанное и увиденное. На следующее утро сваха позвонила моим родителям и сказала, что молодой человек, его, кстати, звали Эльхананом Когеном, будет рад продолжить знакомство со мной. Я ответила через родителей, что тоже готова снова встретиться с ним, и в тот же день мы увиделись еще раз.

Уже во время нашей второй встречи в доме моих родителей молодой человек предложил мне руку и сердце, а я, честно говоря, не могла поверить в то, что это происходит наяву… Я согласилась, и наш разговор вдруг приобрел другие оттенки, мы начали обсуждать детали, рассказывать, как мы оба видим семейную жизнь и чего ждем от своего партнера.

На нашу третью встречу, которая состоялась через три дня, мой жених пришел с родителями, и те обсудили подготовку к свадьбе с моими папой и мамой. С этого момента и до того, как мы написали письмо Ребе с просьбой о благословении для нашего союза, время пронеслось так быстро, что я не успела опомниться, а вокруг все уже поздравляли нас и желали счастья.

В тот же вечер мы сделали «лехаим» вместе с нашими ближайшими родственниками, а через две недели отпраздновали «ворт» – помолвку. Уже во время празднования помолвки я поняла, что вхожу в очень интересную и забавную семью. Моя будущая свекровь решила подарить мне золотые часы, но для того чтобы быть уверенной в том, что часы придутся мне по вкусу, она принесла с собой несколько пар часов на выбор. В коробке среди дорогих позолоченных часов оказалась и пара бумажных, положенных туда ради шутки. Конечно, меня это развеселило…

Мы назначили дату свадьбы на 12 ава в Кфар-Хабаде. Три с половиной месяца я ждала этого дня, и, когда он настал, я была невероятно взволнована. Я всегда мечтала создать еврейский дом, родить детей и воспитать их в духе Торы и учения хасидизма, и понимание того, что моя мечта вот-вот исполнится, добавляло остроту моим переживаниям.

 

Письмо из Казахстана

- Наша свадьба была очень веселой и красивой, но к нашей радости примешивалась толика печали – нам было грустно от того, что две родные сестры моего мужа не присутствуют на свадьбе, так как находятся слишком далеко от Страны Израиля – в Казахстане. Они послали нам очень трогательное письмо с поздравлениями, пожеланиями счастья и заверениями, что, несмотря на расстояние, мысленно они находятся с нами…

 

После свадьбы мы поселились в Кфар-Хабаде. Я продолжила учебу, а муж работал и учился. Через год после свадьбы родился наш первенец, Авраам-Цви. И в этот момент раввин Ешая Коген, брат моего мужа, Эльханана, и на тот момент уже главный раввин Казахстана, предложил нам поселиться в Алматы (тогда еще Алма-Ате) и работать в еврейской общине.

 

Честно говоря, я отнеслась к этой идее с большим сомнением. Мне была тяжела мысль о том, что придется оставить семью и родное окружение и переселиться в чужую далекую страну. Выбор оказался нелегким, но с другой стороны, нам было ясно, что это желание Ребе, и поэтому мы согласились. И поехали в «шлихут»! Когда мы окончательно решились присоединиться к армии посланников Любавичского Ребе и сообщили об этом моим родителям, им было трудно смириться с таким поворотом событий. Сама мысль о том, что их дочь, зять и внук переезжают так далеко, была для них невыносимой. Но сейчас, 18 лет спустя, несмотря на то, что родители очень скучают, они, несомненно, гордятся и рады за нас. Им приятно, что благодаря нашей работе евреи узнают больше о Торе и заповедях. Родители стараются помочь нам всеми возможными способами: будь то покупка кашерных продуктов для нас или одежды для наших детей, сбор посылок с разными нужными нам вещами или забота о наших старших, которые учатся сейчас в Израиле. И, конечно, родители – это наши бессменные провожающие в тель-авивском аэропорту!

 

На службе у Ребе

- Мы приехали на место нашего шлихута накануне 20 Ава – дня открытия новой синагоги. Собирая вещи в поездку, мы не были уверены в том, что именно может нам понадобиться. В те годы в Алматы не было даже нормальной туалетной бумаги, шампуня или качественной бытовой химии. Мы упаковали с собой не только одежду, но и буквально все, что только могли увезти!

Приехав в аэропорт, мы с ужасом обнаружили, что наши казахстанские визы будут действительны только через неделю. Вместе со всем багажом нам пришлось вернуться назад, домой в Кфар-Хабад…

Мои удивленные родители, конечно, были счастливы, что мы сможем провести с ними еще неделю, и у них будет вдоволь времени для игр с маленьким Авреми, который был всеобщим любимцем… Через неделю мы поднялись по трапу самолета и присоединились к огромной армии посланников Ребе.

Мы были молодоженами, а Алматы в те годы во всем, что касалось Торы и заповедей, представлял собой духовную пустыню. Нам пришлось учить новый язык, воевать с бюрократической машиной, терпеть разлуку с семьей и финансовые трудности. Но всегда, каждую минуту нашей жизни в Казахстане, мы видели, как благословение Ребе и заслуги раби Леви-Ицхака сопровождают нас во всем и дают нам уверенность в том, что, в конце концов, все будет хорошо.

Когда я приехала сюда, мои познания в русском языке были небольшими. До замужества я провела пять месяцев в Москве, преподавая иврит в еврейской школе и, таким образом, приобрела небольшой словарный запас. Теперь, 18 лет спустя, я уже могу смело сказать, что довольно прилично говорю по-русски.

 

Как превратить вагончик в дом?

- Приехав в Алма-Ату, мы сняли временную квартиру с таким расчетом, что в ближайшем будущем переедем в другую квартиру, поближе к синагоге. Перед каждым Шабатом и праздником мы просто паковали вещи, снимались с места и переезжали на сутки или двое в синагогу. В тот год в Суккот два дня праздника плавно переходили в Шабат, и, вернувшись домой через три дня, мы обнаружили в двери записку от хозяина квартиры: «Почему в доме не убрано (в спешке мы забыли на полу две игрушки нашего годовалого малыша)? Я забрал факс и паспорт вашей жены».

Оказалось, что хозяин дома боялся, что мы сбежим, не заплатив ему за квартиру. Первое, что мы сделали – упаковали все наши вещи, взяли в качестве залога несколько вещей, принадлежавших хозяину квартиры, и позвонили в израильское консульство, чтобы сообщить о краже паспорта. После всего этого мы просто сбежали и поселились в синагоге.

В здании напротив синагоги была одна маленькая квартира, которую община снимала для того, чтобы размещать в ней гостей. Мы поселились в ней и жили там до тех пор, пока хозяин нашей прошлой квартиры не вернул нам (после уговоров и угроз) мой паспорт и вещи.

Мы поселились в этой маленькой квартирке, и, честно говоря, были даже рады, что все сложилось таким образом, и нам не нужно каждую неделю переезжать с места на место, а для того чтобы прийти в синагогу – достаточно просто перейти дорогу.

Последняя из наших съемных квартир тоже находилась напротив синагоги. Однажды наши квартирные хозяева вдруг сказали нам: «Через месяц вы должны освободить квартиру!» Месяц?! На улице зима, снег, холод, а у нас шестеро маленьких детей… Но их это не интересовало… Куда же нам идти?!

Мой муж придумал построить для нас квартиру прямо во дворе синагоги. А материалом для строительства послужили… контейнеры для перевозки больших грузов. Муж сам спроектировал наш будущий дом, начертил где будут проходить коммуникации и электропроводка, как будут располагаться комнаты, и через пять недель новый дом был готов. С тех пор, вот уже десять лет (из восемнадцати, проведенных в Казахстане), мы живем в этом чудесном доме. Это не шикарная вилла, но этот дом напоминает мне оправу для дорогих «бриллиантов» – наших гостей, сотен людей из еврейской общины, которые приходят к нам за советом, общением и теплой еврейской атмосферой.

Двери нашего дома всегда открыты. Мы рады тому, что у нас есть возможность жить в своей собственной квартире и помогать духовно и физически тем, кому это нужно.

 

Испытание образованием

- Наши дети родились в шлихутна службе у Ребе. Когда они подросли, пришло время подумать об их образовании: где они будут учиться, кто будет их учить, и как совмещать работу воспитателя и учителя для своих детей…

Это было очень нелегко – и воспитывать детей, и заниматься работой в общине. И вместе с этим заботиться, чтобы дети росли в настоящей хасидской обстановке. Б-г помог нам выдержать это испытание, и каждый раз находился серьезный хасидский молодой человек, который приезжал и некоторое время преподавал нашим сыновьям.

Когда подросли дочери, мы поняли, что нужно найти для них школу. К счастью, в один прекрасный день мы узнали, что открывается особенная школа для детей посланников Ребе со всего мира. Это была, с одной стороны, обычная школа, дававшая ребенку все то же, что знают его сверстники из больших еврейских общин в Израиле или Америке, а с другой стороны – эта школа отличалась от других тем, что находилась в виртуальном пространстве. Наши дети усаживались напротив компьютерного экрана вместе с другими детьми посланников Ребе в других странах и на других континентах, а учительница вела урок, сидя в своем кабинете в Израиле, и вела урок так, как это делается в обычном реальном классе. У девочек были домашние задания, контрольные, экзамены, табели и даже совместные праздники.

Таким образом, наши проблемы с образованием были частично решены. Но пришло время, и дети выросли. И перед нами встали новые вопросы: в какой йешиве будут учиться наши сыновья? Где найти старшую школу для девочек? Это был очень сложный момент. Мы хотели найти такие образовательные учреждения, которые помогли бы детям раскрыть потенциал, дали бы им настоящий хасидский взгляд на мир. Мы поняли, что пришло время послать детей учиться в Израиль – мальчиков в йешиву, а девочек в старшую школу с пансионом.

У меня нет слов, чтобы описать тяжесть нашего расставания… Когда дети разъехались, мне было так трудно, что я как-то сказала мужу: «Хватит, я больше так не могу… Как я могу жить здесь, когда дети – там!?» Но когда мы начали получать отовсюду хвалебные отзывы о наших детях, о том, что они стали примером для одноклассников, о том, что они ведут себя как настоящие хасиды и дети посланников Ребе – это успокоило меня, хоть и не уменьшило моей тоски по ним.

 

Наши дети не знакомы с другим образом жизни, они привыкли к тому миру, в котором выросли, и воспринимают его как данность, хотя мне лично тяжело осознавать, что они были лишены обычных детских игр со сверстниками, как это было в моем детстве. С другой стороны, родившись в шлихут, они с радостью осознают, что мы живем здесь для того, чтобы помогать другим евреям найти свою дорогу ко Всевышнему.

Конечно, время от времени дети просят поехать с ними в Израиль, навестить родственников и встретиться со сверстниками, и мы стараемся дать детям такую возможность раз в году…

Несмотря на то, что у наших детей нет друзей из хабадских семей, которые жили бы поблизости, у них много друзей и подруг из виртуальной школы. Дети очень дорожат этими отношениями, и, когда приходит время, и они раз в год в реальности встречаются в Израиле со своими виртуальными одноклассниками, их радость не знает границ!

Тот факт, что дети знают, что они не одни, что есть еще много таких же разбросанных по разным уголкам земного шара еврейских детей, сближает их с виртуально-реальными друзьями. Они делятся друг с другом рассказами о своей жизни и о том, что происходит в общине.

Когда мой старший сын, Авреми, приезжает навестить нас, он сразу включается в работу. У него есть музыкальные способности, и он играет на различных общинных вечерах на синтезаторе. Второй сын, Ешая, преподает молодежи и помогает нам всем, чем может.

В этом году наши подросшие девочки впервые работают вожатыми в летнем лагере, который проходит на территории синагоги. Они подготовили отличную программу, и видно, что детям она пришлась по душе! Мне даже не верится, что всего несколько лет назад мои девочки сами посещали этот лагерь в качестве отдыхающих, а теперь они делятся своими знаниями об иудаизме с детьми, пришедшими в лагерь в этом году. И все это происходит с таким весельем и энтузиазмом!

Желание сделать дневной лагерь было так велико, что моя дочь, Хая-Мушка, позвонив мне незадолго до каникул, сказала: «Мама, я приеду летом только для того, чтобы провести лагерь! Если не будет лагеря, я останусь здесь, в Израиле, потому что мне уже предложили место вожатой!» И вот, она приехала и организовала дневной лагерь!

Я чувствую, что дети хотят продолжать наше дело, наш шлихут, частью которого они сами являются, и более того, они делают все возможное, чтобы делать это хорошо!

 

Моя семья – это моя община

 

- В Израиле у тебя есть большая семья, много родственников, и, слава Б-гу, много праздников и семейных торжеств. Не слишком ли это трудно – быть далеко в важные и трогательные для семьи моменты и не иметь возможности принять участие в торжестве лично?

 

- Конечно, живя здесь, мы не можем принимать участие в большинстве семейных праздников, и это одна из сложностей нашей жизни. В такие моменты мы думаем о том, что находимся здесь для того, чтобы помочь еще одному еврею в материальном или духовном плане, и радуемся, что Всевышний избрал именно нас для этой задачи. И всё сожаление улетучивается.

Вот, пример из нашего недавнего прошлого. Около полутора месяцев назад, накануне праздника Шавуот, женился брат моего мужа. Мы долго колебались: поехать на свадьбу или остаться на праздник с общиной? Мы знали, что если выберем поездку, то многие евреи не смогут услышать чтение Десяти заповедей, как это положено в праздник. В конце концов, мы решили, что для жениха и невесты будет бóльшей радостью узнать о том, что благодаря нашему присутствию в Алматы евреи смогут отметить Шавуот, как полагается. Работа в общине стала смыслом нашей жизни!

На каждое наше семейное или общинное торжество мы приглашаем людей и чувствуем, что они все стали членами нашей семьи. Очень часто я слышу от женщин общины вопрос: «Тебе не тяжело здесь одной? Без семьи? Без подруг?» Я всегда отвечаю на это: «Вы – мои подруги и моя семья!» И это действительно так…

 

- Я вижу, что ты прошла долгий путь за эти восемнадцать лет: от теплой атмосферы большой семьи и налаженной общинной жизни в Израиле до еврейской общины, построенной своими руками…

 

- Жизнь в шлихуте в Казахстане преподнесла немало сюрпризов. Я никогда не думала, что когда-нибудь буду заниматься тем, чем занимаюсь. Я никогда не думала, что буду жить в доме, где двери будут всегда открыты, и разные, иногда и незнакомые, люди будут заходить и сидеть у нас часами. Я никогда не думала, что буду принимать роды, было и такое, или приму под свое крыло чужого ребенка, но шлихут, или иначе, жизнь – диктует свои правила.

Сегодня я чувствую, что быть на службе у Ребе – это и честь, и ответственность. И более того, я думаю, что если бы я сейчас рассказала обо всем этом Ребе, он бы улыбнулся и спросил: «А что с теми, кому вы еще не успели помочь?» Эта мысль наполняет меня энергией и желанием работать.

Когда я слышу похвалы от моих сестер, которым я рассказываю в «WhatsApp» о своей жизни, это вызывает у меня легкое недоумение, потому что я чувствую, что это часть моей жизни. Как я не прошу хвалить меня за то, что я хорошо поела, как это принято говорить детям, так я не жду похвал и за свою работу в общине.

Список сюрпризов, которые преподнесла мне жизнь, можно было бы продолжить, и он был бы очень интересным. Так, например, мои дети привыкли, что ради гостей можно потесниться и уступить свою кровать, а то и комнату целиком. Они привыкли предлагать помощь любому еврею, не дожидаясь того, что их об этом попросят. И когда я вижу такое поведение, я чувствую невероятное удовлетворение и радость.

 

Мой дедушка, благословенна его память, был родом из России и прожил жизнь, полную самопожертвования во имя еврейских традиций. Несмотря на многочисленные опасности, связанные с жизнью по Торе в Советском Союзе, он сделал все, чтобы преемственность поколений нашей семьи не прервалась. Сегодня мы, его внуки, продолжаем идти его путем и своим примером показываем, что именно этот путь – верен, и все, что требует от нас Тора – можно хранить и исполнять!

 

- Что бы ты хотела пожелать нашим читательницам?

- Приближается 20 Ава, день памяти раби Леви-Ицхака, отца нашего Ребе. Могила этого святого человека находится здесь, в Алматы, недалеко от нашей синагоги. С каждой просьбой или доброй вестью мы приходим на место его упокоения и делимся с ним. И очень часто мы видим, как Б-г посылает ответ на наши просьбы и молитвы.

Мы, женщины, знаем, что наши молитвы никогда не остаются без ответа. Я приглашаю всех присоединиться в этот день ко множеству молящихся на оэле раби Леви-Ицхака и попросить у Всевышнего послать своему народу немедленное Освобождение и окончательное раскрытие Машиаха. Когда я вижу еврейских женщин, которые исполняют одну заповедь за другой: зажигают свечи, приходят на уроки Торы, соблюдают чистоту семейной жизни и прочие – я понимаю, что все это признак того, что каждая из нас хочет приблизиться к Творцу.

20 Ава – это время, когда мы можем стать еще ближе к Всевышнему. Давайте все вместе и каждая в отдельности в заслугу праведника и в честь приближающегося еврейского Нового года примем на себя хорошие решения: проявить больше энтузиазма в исполнении заповедей и изучении Торы, в еврейском воспитании детей в духе Торы, в соблюдении законов чистоты семейной жизни, молитве и во многом другом, что близко сердцу каждой из нас…

Я желаю читательницам журнала удачи, счастья, здоровья и радости от детей! Пусть мы всегда будем делить вместе только радостные события и чувствовать единство нашей общины!


№: 59