Разрушение второго Храма

Разрушение Второго Храма

 

Восстановление Храма

Пятьдесят два года прошло со дня разрушения Храма. Вавилон пал, и еврейские изгнанники оказались под владычеством Персии. Персидский царь Кир разрешил им вернуться на родину. Это было начало избавления, но дорога к нему оказалась нелегкой и небыстрой.

Лишь спустя 18 лет маленькая группа вавилонских изгнанников, около тысячи человек, отважилась пуститься в неизведанное – вернуться в разрушенную Иудею. За этой группой последовали более многочисленные, и постепенно еврейское присутствие в Иудее начало восстанавливаться. Но поселенцы страдали от нищеты и постоянных нападений врагов. Им приходилось буквально бороться за существование. Лишь спустя некоторое время они возобновили жертвоприношения на разрушенном жертвеннике, и Иерусалим вновь стал духовным центром диаспоры. Позднее был восстановлен и Храм.

 

Беспричинная ненависть

Четыреста двадцать лет простоял Второй Храм. Но как в поколении разрушения Первого Храма евреями овладела страсть к язычеству, так теперь ими овладела беспричинная ненависть друг к другу. Интриги и войны среди власть имущих стали обычным явлением, а вслед за своими лидерами и весь народ раскололся на партии.

 

За сорок лет до разрушения Храма

Случаи убийства среди евреев стали столь частым явлением, что верховный суд, Санэдрин, отказался их рассматривать. Прежде еврей-убийца был редчайшим исключением, а уж доказать его виновность было так сложно, что Санэдрину практически не случалось выносить смертный приговор. И вот теперь члены Санэдрина, не желая быть убийцами, пусть даже убийцами убийцы, переносили заседания суда из Храма в другие места, ведь приговаривать к смерти можно, только заседая в Храме.

Видя злые дела евреев, Всевышний посылал им знаки, чтобы заставить их опомниться и раскаяться. Ежегодно в Йом Кипур, День Искупления, первосвященник отправлял в пустыню со специальным посланником козла, которого он  там сбрасывал  со скалы. А в это время в Храме пучок красной шерсти, вывешенный на всеобщее обозрение, превращался в белый: Всевышний подавал знак, что принял раскаяние евреев и искупил их грехи. Теперь же шерсть оставалась красной, как была.

И западная свеча храмовой меноры, которая раньше горела целые сутки, теперь стала гаснуть к утру, как остальные шесть свечей.

Мудрецам Торы было ясно, что все это – признаки скорого разрушения Храма.

 

Камца и Бар Камца

У одного еврея был друг по имени Камца и враг по имени Бар Камца. Однажды этот человек устроил пир и послал слугу пригласить Камцу. Слуга же по ошибке пригласил человека с похожим именем – Бар Камцу. Когда хозяин дома увидел, что среди его гостей сидит его враг Бар Камца, он рассвирепел и стал выгонять его. Бар Камца умолял его не причинять ему такой позор на глазах у всех гостей, но тот и слышать ничего не хотел. Он не согласился оставить Бар Камцу в своем доме, даже когда тот пообещал оплатить стоимость всего пира.

Бар Камца был изгнан с позором, но больше всего его обидело, что на этом пиру сидели все мудрецы Иерусалима, и никто не пытался протестовать против того, как с ним обошлись. Он отправился к римскому императору Нерону, который в то время владел Иудеей, и сказал ему, что евреи собираются восстать против него. «Если император хочет убедиться в истинности моих слов, - сказал он, - пусть пошлет в Храм жертву. Император увидит, что евреи не примут ее».

Нерон отправил с Бар Камцей в Иерусалим превосходного козла, но по дороге Бар Камца слегка ранил его, сделав непригодным для жертвоприношения. Коэны отвергли жертву римского императора. Узнав об этом, Нерон во главе армии пошел на Иерусалим.

 

Орудие в руках Всевышнего

Подойдя к Иерусалиму, Нерон увидел еврейского ребенка и, подозвав его, попросил: «Скажи мне что-нибудь из вашей Торы». Ребенок ответил: «И пошлю Я месть свою Эдому руками народа моего Израиля». Нерон понял, что Всевышний хочет сделать его своим орудием, его руками разрушив Храм за грехи евреев, но позже и он получит наказание. Император не решился лично воевать против Иерусалима и послал вместо себя военачальника Веспасиана и его сына Тита. Они вошли в Иудею с севера и, опустошив Галилею, подошли к Иерусалиму.

Узнав о приближении римской армии, три иерусалимских богача, праведники Накдимон бен Гурион, бен Кальба Савуа и бен Цицит Акнесет, наполнили свои склады продовольствием и дровами для жителей города. Этих запасов должно было хватить на двадцать один год. Кроме того, они укрепили стены города.

 

Голод в Иерусалиме

Подойдя к Иерусалиму, Веспасиан не стал штурмовать хорошо укрепленный город, а осадил его. Мудрецы Торы хотели заключить с Веспасианом мир, но среди жителей Иерусалима были такие, которые считали, что надо воевать. Они поставили стражу вокруг городских стен, чтобы ни один из сторонников мира не смог пробраться в лагерь римлян. Кроме того, они подожгли все склады продовольствия, чтобы заставить своих сограждан выйти на войну.

Вскоре в городе начался небывалый голод. Люди умирали, но их некому было хоронить.

 

Раби Йоханан бен Закай выбирается из города

Жители Иерусалима подкупили римских солдат, чтобы получить от них продовольствие. Они спускали на веревке с городской стены узелок с золотыми монетами и получали взамен немного пшеницы. Позже римляне стали класть в мешок овес, потом – солому. Голодные были рады и этому. Они варили солому и пили получившееся варево.

Увидев эту картину, Раби Йоханан бен Закай позвал своего племянника Абу Сикру, главу «военной партии», и сказал ему: «Посмотри, что едят эти люди! Неужели ты думаешь, что они смогут воевать против римской армии!?» «Но что я могу сделать! – вздохнул Аба Сикра, - Если только я заикнусь о мире, мои сторонники меня убьют! Только мертвым они позволяют покинуть город». « Ну что ж, если так, я прикинусь мертвым». И вот по городу разнесся слух, что раби Йоханан бен Закай умирает. А вскоре два его ученика, раби Элиэзер и раби Еошуа, появились у городских ворот с гробом.

«Что вы несете?» - спросила их стража. «Мы несем хоронить тело нашего учителя». Сначала стражники хотели проколоть тело мечом, но Аба Сикра убедил их не делать этого: если в Иерусалиме узнают, что они издевались над мертвым телом, народ восстанет, и их убьют.

Представ перед Веспасианом, раби Йоханан поприветствовал его: «Мир тебе, император!» «Еврей, ты дважды достоин смерти! – воскликнул Веспасиан. – Во-первых, назвав меня императором, ты восстал против настоящего императора. Во-вторых, если я император, почему ты пришел ко мне только сейчас!?»

«Ты император, даже если еще не знаешь об этом: пророк предсказал, что Иерусалим падет от руки императора». В это время вбежал гонец и закричал: «Император умер! Армия провозгласила тебя императором!» Веспасиан вскочил и сказал: «Я должен вернуться в Рим. Но прежде проси у меня, что тебе нужно».

Раби Йоханан хотел попросить оставить евреям Иерусалим, но подумал, что такая просьба не будет исполнена. И тогда он попросил Явнэ, в котором жило много мудрецов: так, по крайней мере, Тора уцелеет в народе Израиля.

 

Падение Иерусалима

Веспасиан выехал в Рим, оставив вместо себя своего сына Тита. На исходе Песаха Тит начал штурм Иерусалима. 7 ияра, когда ему удалось сделать пролом во внешней  городской стене, он воскликнул: «Всевышний сражается на нашей стороне! Только Его рука могла сделать это!» Через несколько дней пала и вторая стена. Осталась только стена Храмовой горы, самая укрепленная из трех. В начале месяца тамуз началось сражение за Храмовую гору. Евреи забыли ссоры и все вместе защищали Храм, но было поздно: небесный приговор был уже вынесен. 17 тамуза римляне ворвались на Храмовую гору.

 

Последние сражения

Теперь сражение уже шло за сам Храм, а внутри него коэны, рискуя жизнью, продолжали ежедневную службу. Римляне захватывали одно за другим строения храмового двора, приближаясь к Святилищу. 2 ава они подошли вплотную к его стенам и стали пробивать их таранами, но стены были такими крепкими, что ни один камень в них не пошатнулся. Тогда римляне приставили к стенам лестницы и стали карабкаться по ним, чтобы проникнуть внутрь Храма. Но и это не удалось: защитники сбрасывали их со стен. 9 ава римляне подожгли строения вокруг Храма. Одному из солдат удалось бросить пылающий факел в окно Святилища. Евреи бросились тушить пожар, но Храм уже вспыхнул. При виде этого зрелища многие его защитники бросились в огонь, не в силах вынести гибели Святилища. Римляне ворвались внутрь, убивая всех на своем пути.

Опустевший Иерусалим был сровнен с землей. Те, кто не был убит, были схвачены римлянами. Евреи пытались прятаться среди развалин, но и здесь рука римлян настигала их.

 

Гордыня Тита

Тит вошел в Храм, сорвал занавес, отделявший Святая Святых, и сделал из него мешок, чтобы сложить в него золотые храмовые принадлежности. «Я победил Всевышнего!» - воскликнул он.

Он отплыл в Рим на корабле, но по дороге корабль попал в бурю. «Еврейский Б-г только и может мстить с помощью воды” – закричал Тит. Он наслал Великий потоп, Он утопил армию фараона и армию Сисры, а теперь и меня хочет утопить! Пусть-ка Он выйдет на сушу и там померяется со мной силами!» И тогда он услышал голос с небес: «Наглец! Мелкое творение, комар, померяется с тобой силами на суше и победит!»

Прибыв в Рим, Тит устроил военный парад. Во главе шествия шли пленники, неся храмовые принадлежности. В честь этой победы в Риме была воздвигнута триумфальная арка и отчеканена монета с надписью «Иудея пала». Многие из пленников стали жертвами хищных животных на потеху зрителям в Колизее.

 

«Б-г мести Г-сподь…»

И вот пришло время комару померяться силами с Титом. Крошечный комар влетел ему в нос и проник внутрь черепа. Много лет после этого Тит страдал от сильных головных болей и звона в голове. Когда он умер, в его голове нашли чудовищное насекомое, разросшееся до размеров воробья.

Да и вся римская империя давно уже исчезла с карты мира, как исчезли древний Египет и Вавилония.