Семейные праздники: бат-мицва

Все! Твоя дочка уже взрослая и сама несет ответственность за свои поступки. Ей исполняется 12 лет. Как готовиться к этому дню? Как его праздновать? И в чем его смысл?

Рамбам пишет: "Девочка в двенадцать лет и один день, мальчик – в тринадцать лет и один день достигают совершеннолетия в исполнении заповедей". Это возраст перехода из детства в отрочество.

Во многих культурах существует церемония перехода от детства к отрочеству. Характер этой церемонии зависит от исторических обстоятельств, культурных ценностей и прочего. В иудаизме характер этой церемонии определяется двумя словами: принятие ответственности.

Ответственности за что? За свои отношения с людьми (доброта, помощь, честность, и так далее) и со Всевышним (соблюдение заповедей и изучение Торы). Ответственность за мысли и намерения и за слова и поступки.

Бат-мицвой называют и девочку, достигшую двенадцати лет, и день достижения двенадцатилетия.

Еврейская дата рождения

Естественно, наступление бат-мицвы отмечается по еврейскому календарю. Узнать еврейскую дату рождения можно на сайте www.dlyatebya.kz в разделе "День рождения по еврейскому календарю". Чтобы получить дату бат-мицвы, нужно ввести год и день рождения вашей дочери.

Подготовка к бат-мицве

Если в вашем городе есть раввин, стоит за несколько дней до бат-мицвы придти с дочкой к его жене и договориться о нескольких уроках еврейской традиции перед торжественной датой. Она расскажет девочке о заповедях, о роли еврейской женщины, о наших великих прародительницах…

Три женских заповеди

У еврейской женщины есть три самых главных "женских" заповеди – соблюдение чистоты семейной жизни, отделение халы и зажигание субботних свечей. Эти три заповеди – основа существования еврейского дома и всего еврейского народа.

Один из источников этих заповедей – в мидраше (Берешит Раба, 70:16) о праматери Саре:

В Торе сказано: "И привел Ицхак в шатер своей матери Ривку". На это мидраш говорит: "Все дни жизни Сары стояло облако у входа в ее шатер, когда же умерла – исчезло облако. Когда пришла в ее шатер Ривка – облако снова появилось.

Все дни жизни Сары ее шатер был открыт для каждого страждущего, когда же умерла – закончилось и ее гостеприимство. Когда пришла в ее шатер Ривка – вновь шатер открылся для страждущих.

Все дни жизни Сары благословение было на ее тесте, когда же умерла – исчезло благословение. Когда пришла в ее шатер Ривка – благословение снова появилось.

Все дни жизни Сары свеча горела от субботы до субботы, когда же умерла – стала гаснуть свеча. Когда пришла в ее шатер Ривка – снова стала гореть от субботы до субботы.

И когда увидел Ицхак, что Ривка подобна его матери, привел ее в шатер."

  • Облако у входа в шатер – намек на мир в семье. А мир в еврейской семье – это обязательно еще и законы семейной чистоты. Облако – это символ Б-жественного Присутствия: на горе Синай Всевышний открылся евреям в облаке. А Б-жественное Присутствие спускается только на тот дом, в котором царит мир.

Еврейской девочке важно знать уже с возраста бат-мицвы, что когда она найдет хорошего еврейского жениха, они создадут вместе семью на основе законов семейной чистоты.

  • Благословение на тесте – символ материального благополучия, здоровья и ухоженного дома. Все это тесно связано с заповедью отделения халы. Исполнять эту заповедь можно только после наступления возраста бат-мицвы (если нет девочки или женщины такого возраста, это должен сделать мальчик или мужчина, которому уже исполнилось 13 лет).
  • Горящая свеча символизирует духовность, Тору и заповеди (по известному выражению "Ибо заповедь – свеча, а Тора – свет", Мишлей, 6:23). Душа в еврейской традиции тоже уподоблена свече: ""Ибо свеча Всевышнего душа человека" (Мишлей, 20:27).

Одна из важнейших женских заповедей – зажигание субботних свечей. Почему именно женских? Ведь если в доме нет женщины, мужчина обязан зажигать их сам! Во-первых, потому что это исправление греха Хавы, в результате которого погасла свеча мира. Во-вторых¸ субботние свечи зажигают ради мира в доме – а ответственность за мир в доме лежит в первую очередь на женщине.

С помощью этих трех заповедей – чистоты семейной жизни, отделения халы и субботних свечей – женщины строят свой дом и общество в целом, наполняют их светом, любовью и миром.

Как еврейская девочка отмечает свой двенадцатый день рождения?

Благотворительность – в этот день нужно пожертвовать не одну монетку на благотворительность, как в обычный день, а две – утром и днем. Если это суббота или праздник, пожертвование делают накануне и после.

Молитва – в этот день она должна быть особенно продуманной и от всего сердца.

Чтение новой главы "Теилим" – вступая в свой тринадцатый год, девочка впервые читает тринадцатую главу "Теилим".

Тора – в этот день стоит принять решение об увеличении ежедневной нормы изучения Торы.

Любовь к евреям – в этот день стоит принять решение о поступке или постоянном обычае, связанном с любовью к евреям.

Душевная бухгалтерия – так метафорично евреи называют подведение итогов и принятие решений на будущее. В день рождения обязательно нужно отвести время для этого занятия.

Улучшение в исполнении заповедей – стоит принять решение о прибавлении в соблюдении заповедей. Разумеется, решение должно быть реально исполнимым.

Хасидский фарбренген – на нем радуются в честь дня рождения вместе с родными и подругами.