Учение в радость

В этом месяце мы отмечаем праздник дарования Торы – Шавуот. С тех пор, как 3000 с лишним лет назад произошло это событие, жизнь каждого еврея и всего народа связана с Торой. На протяжении времени, особенно с началом изгнания, Тора и ее изучение помогали евреям сохранять связь со своей культурой. Изучение Торы – одна из основ нашей религии, поэтому в еврейском мире всегда ценилась образованность.

 

Евреи практиковали всеобщее обязательное обучение, начиная с детского возраста, уже сотни и тысячи лет назад. «В пять лет приступают к изучению Торы, в десять – к изучению Мишны». Ученость и образованность всегда вызывали почтение среди евреев. Неимущий знаток Торы был более уважаем, чем богач-купец. Приобретение знаний издавна рассматривалось евреями как самый верный путь добиться успеха в жизни. При этом важны не только знания, которые приобретаются в процессе обучения, но и сам процесс – изучение Торы.
Такой поход к образованию не прошел даром – каждая еврейская мама, даже если она далека от иудаизма, мечтает о том, чтобы ее ребенок был образован и стремился учиться.

Как заинтересовать учебой?

Что мы можем сделать для того, чтобы ребенок хотел учиться и получал от этого удовольствие?
Конечно, в первую очередь, это личный пример. Хорошо, когда дети видят, как их родители учатся и получают от этого удовольствие. Задумайтесь, как вы получаете новые знания, часто ли вы учитесь и как вы относитесь к этому процессу? Еще лучше, когда у родителей и детей получается иногда заниматься вместе (при обоюдном добровольном согласии). Это зачастую требует повышенного терпения и выдержки у родителей, но может стать важным событием для ребенка как времяпрепровождение один на один с родителем.
«Воспитывай отрока по пути его!» – призывает нас царь Шломо. Последуем его совету и попытаемся ориентироваться на ребенка. Опирайтесь на его интересы и на те способы, которыми ему удобней получать новые знания. Помните о том, что у каждого человека свой собственный темп обучения, не торопите его. У каждого ребенка есть врожденное стремление к познанию, которое важно не заглушить. Чем больше будет самостоятельности в процессе обучения, тем больше будет и ответственность, и заинтересованность ребенка.

«Кнут» или «пряник»?


Похвала и критика. Без этого не обойтись. Как же иначе ребенок поймет, что у него получается, а где еще надо потрудиться? Если вы хотите, чтобы ваше замечание было услышано, то вначале всегда должна идти похвала, а лишь потом и только после нее – критика.
Психологи советуют использовать не оценочную похвалу, а описательную. Это значит, что вместо оценки – хороший, отличный, замечательный – лучше просто описать, что вы видите, слышите или ваше переживание, вызванное его работой. После того как вы сказали об успехах ребенка, вы можете обратить внимание на то, что еще нужно сделать (при необходимости). Такая «критика» будет воспринята ребенком без агрессии и без лишнего напряжения.

Советы, проверенные поколениями

Вот еще несколько советов от наших мудрецов.

- Уже в Талмуде упоминается тот факт, что дети обучаются в игре, с помощью загадок и рассказов. Чем больше условия обучения приближены к естественным занятиям и интересам, тем легче и быстрее усваиваются знания и навыки.

- Известно, что Раба (еврейский мудрец начала IV в. н.э.) начинал урок с легкой шутки, подготавливая своих учеников к восприятию новых идей. Хорошо, когда переход от игр к занятиям не резкий и позволяет постепенно настроиться на новый лад, снять напряжение. Положительный эмоциональный фон занятий – одна из основных составляющих успешного обучения.

- Ребе указывает на то, что при Даровании Торы все евреи поняли и восприняли основные принципы, независимо от уровня их образованности. Это произошло благодаря двум правилам, которые можно также применить и к обучению: десять заповедей были, с одной стороны, сформулированы просто и доходчиво, но, с другой стороны, во время Дарования Торы использовались «спецэффекты» (гром, молния и т.д.) потому, что в таком случае вещи усваиваются быстрее и глубже. Даже серьезные и глубокие идеи можно объяснить простыми и доступными словами, но для того чтобы изучение не было поверхностным, надо использовать такие методы, когда обучение сопровождается яркими впечатлениями, которые запомнятся и вызовут положительные реакции.
Бывает, что дети выказывают недовольство, разочарование или неприятие по поводу той или иной области знаний. Вместо того чтобы убеждать ребенка в обратном, лучше облечь их чувства в слова. Это поможет ребенку и вам лучше понять, что стоит за этим чувством, и в итоге лучше понять ребенка, а ребенку – самого себя, и, как минимум, снимет напряжение, которое у него вызывает этот предмет.