Зачем?

На протяжение всей истории нашего народа еврейские женщины свято соблюдали законы чистоты супружеской жизни и заповедь окунания в микву, даже в самые тяжелые времена, и даже тогда, когда власти угрожали им за это суровым наказанием.

Сегодня в Казахстане, как и во всем мире, еврейские женщины могут с гордо поднятой головой соблюдать эту важную заповедь, которая влияет на святость и само существование нашего народа.

Пять роскошных кашерных микв были построены на территории Казахстана, чтобы дать такую возможность еврейским женщинам, стремящимся внести святость в свой брак.

Чистота супружеской жизни – это одна из трех заповедей, которые отличают еврейскую женщину, чье предназначение состоит в том, чтобы привести в мир чистые души. Для этого женщина окунается в чистые воды миквы. Благодаря окунанию в микву ее единение с мужем приобретает святость, свойственную Райскому саду. Две души сливаются в единое целое, как они были созданы изначально, в вечной любви. Окунаясь в воды миквы, женщина возносит молитву ко Всевышнему, прося Его освятить ее отношения с мужем.

С точки зрения Алахи, построить микву важнее, чем синагогу. Еврейская семья, которая зиждется на законах чистоты супружеской жизни, важна не только в физическом, но и в духовном смысле. Поэтому еврейская община может существовать только тогда, когда в ней есть миква.

Главный раввинат Казахстана  считает, что важность построения микв  невозможно переоценить. В каждом городе, где есть раввин-представитель Главного раввината, была построена роскошная миква в соответствии с самыми строгими требованиями Алахи.

Главный раввин Казахстана отмечает, что строительство миквы существенно отличается от строительства синагоги. Синагога – это место молитвы, и поэтому нужно постараться, чтобы она была красивой и впечатляющей. Однако молиться можно и в простой комнате. Миква же не имеет себе замены. Ее построение требует тщательного исполнения множества сложных алахических законов и правил.

 

Спонсоры, которые субсидировали строительство микв

Первая миква на территории Казахстана построена в Алматы. Эта миква посвящена памяти ребецн Ханы, супруги раби Леви-Ицхака Шнеерсона, похороненного в этом городе, и названа ее именем.

– Строительство миквы в Алматы было делом нелегким, – рассказывает главный раввин Казахстана Ешая Коген. – В нем были задействованы раввины со всего мира, которые специализируются на строительстве микв. На каждом этапе строительства мы консультировались с ними, чтобы миква отвечала самым строгим требованиям алахи.

Помимо трудностей в строительстве были, разумеется, и трудности, связанные с субсидированием. Наши друзья во всем мире пожертвовали средства для строительства этой миквы, однако этого оказалось недостаточно. Наиболее существенную субсидию перечислил нам благотворитель из Америки г-н Джордж Рогер.

Благотворитель Александр Машкевич субсидировал строительство еврейских центров в городах Астана, Павлодар и Кустанай, учитывая при этом, что миква является необходимой составляющей еврейского центра. Он приложил огромные усилия, чтобы миквы были построены на самом высоком архитектурном уровне. Для этого он привлек к работе лучших архитекторов и дизайнеров. Миквы были построены в память о его матери, Рахель Машкевич, и названы ее именем.

В Усть-Каменогорске для строительства миквы было отведено здание, расположенное на территории еврейского центра Оэль Элиэзер. Сам центр и миква были пожертвованы Шломо Геллером в память о его отце, Элиэзере Геллере, и названы его именем. Шломо Геллер привлек к работе двух архитекторов с мировым именем – одного из Испании, другого из Бельгии, и благодаря их усилиям миква выглядит как роскошный оздоровительный центр.

 

Эстетика и роскошь

Миква в АлматыВсе миквы, расположенные на территории Казахстана, находятся под ответственностью Главного раввината, который осуществляет каждодневный уход за ними. Всем миквам свойственен высокий уровень эстетики и гигиены, который призван предотвратить различные заражения, не дай Б-г. Для каждой женщины в микву заливается чистая теплая вода; ванная и все, что находится вокруг нее, подвергается тщательному мытью; вода, которая поступает в микву, проходит сквозь фильтр; кроме того, используются вещества для очистки и обеззараживания воды. В распоряжение окунающихся женщин предоставлена роскошная ванная комната, оборудованная лучшими средствами для ухода за телом. Все это превращает окунание в микву в незабываемое, приятное и расслабляющее впечатление.

Баланит (работница миквы, которая оказывает помощь окунающимся женщинам), следит за тем, чтобы окунание соответствовало всем требованиям алахи, а также за тем, чтобы в ванной комнате были все необходимое, дабы женщина могла подготовиться к окунанию: шампунь, мыло, инструменты для маникюра, специальное мыло для смывания косметики и ацетон для снятия лака. Кроме того, баланит проверяет тело женщины перед окунанием: ногти на руках и на ногах, чтобы убедиться, что на них не осталось грязи или лака; за ушами; верхнюю часть спины (то есть те места, которые женщина не может увидеть сама), чтобы убедиться, что там нет прилипших волосков и т.п. Во время окунания баланит следит за тем, чтобы оно проходило по всем законам алахи, чтобы все тело женщины было покрыто водой. Когда баланит видит, что все было сделано  как следует, она объявляет громким голосом: «Кашер!» (что означает, что окунание «кашерно» – то есть соответствует всем алахическим требованиям). Часто баланит также благословляет окунувшуюся женщину, чтобы она удостоилась детей и внуков, изучающих Тору и исполняющих заповеди. У некоторых женщин принято пожимать руку баланит.

 

Кто имеет право пользоваться миквой?

Г-жа Лея Коген, баланит миквы в Алматы, отмечает, что поскольку окунание в микву позволяет еврейским супругам вступать в интимные отношения, окунание предназначается только для тех пар, которые поженились согласно законам веры Моше и Израиля. Таким образом, каждая еврейская женщина, которая вышла замуж за еврея по еврейскому закону, может и должна окунаться в микву каждый раз, когда ей нужно очиститься от нечистоты, вызванной месячными. Есть незамужние женщины, которые думают, что если они окунулись в микву, они разрешены любому мужчине, например, своему жениху. Однако Тора запрещает вступать в интимные отношения до свадьбы. Согласно Торе, еврейской женщине запрещено также вступать в интимные отношения с неевреем. Поэтому наши мудрецы запретили таким женщинам окунаться в микву, чтобы не способствовать греху.

 

Когда следует окунаться в микву?

Миква в Усть-КаменогорскеК окунанию в микву следует начать готовиться за неделю. По истечении пяти дней менструации женщина должна сделать «перерыв чистоты», чтобы убедиться, что кровавые выделения из матки совершенно прекратились. После этого она должна отсчитать семь дней, в течение которых она совершенно чиста. Только по прошествии этих семи дней она может окунуться в микву, и лишь после окунания она разрешена своему мужу.

В больших общинах миква работает каждый вечер в определенные часы, и всегда есть женщины, которые приходят окунаться. Нередко бывает, что в микве выстраивается длинная очередь. Это зависит от величины общины и количества ванных комнат, имеющихся в микве. У нас на сегодняшний день миквы не готовы к работе каждый вечер, и поэтому необходимо договариваться о посещении миквы заранее. Женщина, желающая прийти в микву, должна сообщить об этом как минимум за один день до этого, самое позднее – утром того дня, когда ей следует окунуться, чтобы можно было вовремя приготовить все необходимое.

Время окунания в микву – вечер, после выхода звезд. Лучше всего прийти в самом начале вечера, сразу после выхода звезд, но если женщина никак не может прийти рано, ей, разумеется, есть к кому обратиться. Она должна договориться с баланит, в какое время она придет, и баланит с большой радостью поможет ей и откроет микву в любое время.

 

Окунание тайком

Посещение миквы должно происходить в тайне – ведь это касается интимной жизни супругов. Поэтому все миквы в мире расположены в укромном месте, где нет большого количества прохожих. Работники миквы следят за тем, чтобы посторонние люди не находились возле миквы в те часы, когда она открыта.

В Казахстане также прилагаются большие усилия, чтобы сохранять посещение миквы в тайне. Так, например, в алматинской микве имеется два входа. Один из них предназначен для работников миквы, чтобы им удобно было заходить туда прямо из здания еврейского центра. Второй вход – с улицы, чтобы женщина могла войти в микву, не будучи замеченной посетителями центра.

 

Какой процент еврейских женщин Казахстана окунается в микву?

 

Сара Лифшиц, еще одна баланит в алматинской микве, отмечает с большим удовлетворением: «В нашей общине мы видим значительное увеличение числа женщин, которые начали окунаться в микву. Список таких женщин растет с каждым днем. Многие женщины видят благо, которое приносит соблюдение законов чистоты супружеской жизни, и поэтому придают большое значение окунанию в микву и тщательной подготовке к нему, как того требует алаха. Сегодня в Алматы есть около шестидесяти семей, которые соблюдают законы чистоты семейной жизни, тогда как пять лет  назад таких семей было всего семь-восемь».

В сефардской общине Алматы сохранился древний красивый обычай: когда невеста окунается в микву перед свадьбой, ее мама приглашает туда всех родственниц и устраивает «сладкое застолье». Это очень трогательно. В такой день миква разукрашена в честь невесты, и все родственницы невесты фотографируются вместе с ней. Потом все уходят, и невеста остается только с мамой и баланит. Окунувшись в микву, невеста выходит в зал, где ее ждут все гости. Все встают и начинают петь “Симан тов у-мазаль тов” и плясать вместе с невестой. Потом все приступают к праздничной трапезе, во время которой благословляют невесту, желая ей удачи и счастья в новой жизни. Раввин благословляет всех присутствующих и говорит о важности соблюдения законов чистоты супружеской жизни и о благе, которое они приносят в еврейскую семью. Он благословляет невесту, чтобы подобно тому, как она удостоилась окунуться в микву перед своей свадьбой, пусть она удостоится, с Б-жьей помощью, соблюдать всю жизнь законы, связанные с чистотой супружеской жизни.

 

Сколько стоит окунуться в микву?

Разумеется, содержание миквы стоит немалых средств. Поэтому во всем мире принято взимать плату за посещение миквы. Мы обратились с этим вопросом к Брахе Турнайм, баланит миквы в Усть-Каменогорске. К нашему изумлению, она ответила, что в микве Усть-Каменогорска, как и в миквах других городов Казахстана, не взимают плату, однако здесь заведен обычай давать цдаку (пожертвование) после окунания. Исполнение такой важной заповеди, как цдака, усиливает благословение, которого удостаивается женщина после окунания. Вот почему в миквах расположены специальные ящички для сбора пожертвований, в которые можно опустить любую сумму, какую вы пожелаете. Эти пожертвования используются для ухода за миквой.

Работа баланит требует немалого самопожертвования, поскольку время окунания – это также и время, когда детей нужно покормить ужином и уложить спать. Однако это не пугает Йеудит Кубалкин, баланит миквы в Астане. Она объясняет: «Я осознаю, какая это честь - помогать еврейским женщинам исполнить такую важную заповедь. Благодаря соблюдению законов чистоты семейной жизни будущее поколение нашего народа будет обладать духовной чистотой. Ради этого можно найти время. Каждая женщина, которая приходит в микву – это истинный подарок, и я знаю, что помогаю ей создать новое поколение, которое пойдет путями Торы благодаря исполнению этой заповеди».

Йонит Карнаух добавляет, что она горда быть баланит в микве Павлодара, в бывшем Советском Союзе, в котором было строго-настрого запрещено исполнять заповеди Торы, в том числе и строить миквы. В наши дни можно соблюдать заповедь окунания в микву без всякого страха, с гордо поднятой головой!

 

Явные чудеса

Лея Коген рассказывает о чудесах, связанных с исполнением заповеди окунания в микву:

“За долгие годы я была свидетельницей множества чудес, которые произошли с женщинами благодаря исполнению этой заповеди. Однажды я познакомилась с женщиной, которая никак не могла забеременеть, несмотря на то, что проходила лечение у лучших врачей. Как-то раз она рассказала мне о своем несчастье, и я предложила ей окунуться в микву. Она последовала моему совету и, благодарение Всевышнему, через год родила ребенка.

К сожалению, я сталкивалась и с обратными случаями, когда люди переставали соблюдать законы чистоты супружеской жизни и потом много страдали.

Много чудес связано с окунанием в микву. Да и само строительство миквы было великим чудом. Кто бы мог поверить, что в Казахстане будет миква? Сегодня здесь есть не одна, а целых пять микв, и в каждую из них приходят женщины.