Благословения
Что такое благословение?
Есть два толкования этого слова, по-разному объясняющие роль человека, который его произносит.
- Согласно "Сефер а-хинух", благословение – это восславление, произносимое человеком, признающим величие Всевышнего.
- Согласно Рашба слово "браха" – благословение – происходит от слова "бриха", водный бассейн над родником. По этому толкованию благословение – это молитва об изобилии, которое Всевышний дает миру.
Итак, зачем нужно благословлять Всевышнего?
Главная роль благословений в иудаизме – напоминать еврею о существовании Всевышнего и о том, что Он управляет миром, а главное – благодарить Его и ценить Его дары.
Весь мир принадлежит Всевышнему, и точно так же, как нам не придет в голову взять чужую вещь без разрешения или не заплатить за покупку в магазине, мы не едим и не пьем, не спросив разрешения у Всевышнего и не заплатив благословением за все, что Он нам дает.
Алахический источник
Благословение после трапезы с хлебом
"И будешь есть, и насытишься, и благословишь Г-спода Б-га твоего за добрую землю, которую дал Он тебе" (Второзаконие, глава 8, стих 10)
Благословение перед началом изучения Торы, по мнению многих авторитетов, также имеет источник в Пятикнижии.
Остальные благословения – установление мудрецов. Обязанность благословения на еду, приятные ароматы и т. п. основана на утверждении Талмуда "Нельзя человеку получать пользу или удовольствие от этого мира и не благословлять [за это Всевышнего]"(Брахот, раздел 35, лист 1).
Точный текст благословений установлен мужами Великого Собрания и приводится в молитвенниках.
Сто благословений в день
Царь Давид постановил, что каждый еврей обязан произносить сто благословений в день.
Три раза в день евреи молятся, произнося молитву, состоящую из 18 благословений. Вместе с благословениями на еду и некоторыми другими без труда набирается как минимум сто благословений в день. В субботу же молитва состоит только из семи благословений, недостающие благословения принято восполнять за счет еды фруктов и сладостей и нюхания благовоний.
За что надо благословлять?
Все благословения делятся на четыре группы (Мишнэ Тора, Брахот, раздел 1, стих 4):
- Благословения, содержание которых – благодарность за пищу, питье и приятные запахи.
- Благословения, содержание которых – благодарность за дарование Торы и заповедей, и которые произносятся перед исполнением заповеди.
- Благословения, связанные с определенными событиями, такими, как наступление субботы и ее окончание, новолуние и т. д.
- Восхваляющие благословения, содержание которых – восхваление Всевышнего за то, как Он управляет миром, произносимые при виде определенных явлений окружающего мира.
Примеры таких благословений:
Благословение после еды хлеба и некоторых других видов пищи
Утренние благословения, содержание которых – благодарность Всевышнему за наступление нового дня и за здоровое тело
Благословение человека, избежавшего опасности
Часть благословений, входящих в состав ежедневной молитвы (кроме благословений, содержащих просьбы)
Благословение при получении плохого известия
Благословения при виде различных явлений природы, таких, как молния, радуга, падающая звезда и т.д.
Благословение "за то, что дожили" – на плоды нового урожая, наступление праздников, новую одежду, встречу с другом после долгой разлуки и т.д.
Благословения
Благословение на хлеб
«БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЭЛЭХ АОЛАМ АМОЦИ ЛЕХЕМ МИН ААРЭЦ»
Благословен Ты, Бог, Всемогущий наш, Властелин Вселенной, выводящий хлеб из земли
Благословение на мэзонот
«БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЭЛЭХ АОЛАМ БОРЭ МИНЭЙ МЭЗОНОТ»
Благословен Ты, Бог, Всемогущий наш, Властелин Вселенной, Сотворивший разные виды пищи
Благословение на вино
«БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЭЛЭХ АОЛАМ БОРЕ ПРИ АГЕФЕН»
Благословен Ты, Бог, Всемогущий наш, Властелин Вселенной, Сотворивший плод виноградной лозы
Благословение на фрукты, растущие на деревьях
«БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЭЛЭХ АОЛАМ БОРЭ ПРИ АЭЦ»
Благословен Ты, Бог, Всемогущий наш, Властелин Вселенной, Сотворивший плод дерева
Благословение на овощи
«БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЭЛЭХ АОЛАМ БОРЭ ПРИ ААДАМА»
Благословен Ты, Бог, Всемогущий наш, Властелин Вселенной, Сотворивший плод земли
Благословение на все другие продукты и напитки
«БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЭЛЭХ АОЛАМ ШЕАКОЛЬ НИЯ БИДВАРО»
Благословен Ты, Бог, Всемогущий наш, Властелин Вселенной, по слову которого возникло все.
Благословение, перед тем как отведать плод нового урожая
«БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЭЛЭХ АОЛАМ ШЕЭХИЯНУ ВЭКИИМАНУ ВЭИГИАНУ ЛИЗМАН АЗЭ»
Благословен ты Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, который даровал нам жизнь, и поддерживал её в нас, и дал нам дожить до этого времени!
Благословение на омовение рук
«БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЕЛО-ЕЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ АЛ НЕТИЛАТ ЯДАЙИМ.»
Благословен Ты, Бог, Всемогущий наш, Властелин Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам об омовении рук.
Благословение, перед тем как установить мезузу
«БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЕЛО-ЕЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ ЛИКБОА МЭЗУЗА»
Благословен ты Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам устанавливать мезузу!
Благословение во время бури, землетрясения, грома
«БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЕЛО-ЕЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ ШЕКОХО УГВУРАТО МАЛЭ ОЛАМ»
Благословен ты Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, сила и могущество которого наполняют мир!
Благословение, которое произносят, увидев молнию или падающую звезду
«БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЕЛО-ЕЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ ОСЭ МААСЭ БЭРЭШИТ»
Благословен ты Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, творящий мироздание!
Благословение, которое произносят, увидев радугу
«БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЕЛО-ЕЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ ЗОХЭР АБРИТ ВЭНЭЭМАН БИВРИТО ВЭКАЯМ БЭМААМАРО»
Благословен ты Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, помнящий союз (с Ноахом), и верный союзу своему, и выполняющий свои обещания!
Благословение, которое произносит тот, кто услышал весть, несущую радость и ему самому и другим
«БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЕЛО-ЕЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ АТОВ ВЭАМЭЙТИВ»
Благословен ты Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, который добр и творит добро!
Благословение, которое произносят, услышав, не дай Б-г, дурную весть.
«БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЕЛО-ЕЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ ДАЯН АЭМЭТ»
Благословен ты Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, справедливый судья!
Благословение над ароматными веществами
«БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЕЛО-ЕЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ БОРЭ МИНЭЙ ВСАМИМ»
Благословен ты Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, создавший ароматные вещества!
Благословение, которое произносят перед тем как окунуть в микву новую посуду, которой пользуются во время трапезы или в которой хранят готовую пищу.
«БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЕЛО-ЕЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ АЛ ТВИЛАТ КЕЛИМ»
Благословен ты, Господь, Бог Наш, Владыка Вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам окунать в микву посуду!
Благословение перед отделением от теста халы
«БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЕЛО-ЕЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ ЛЕАФРИШ ХАЛА»
Благословен ты, Господь, Бог Наш, Владыка Вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам отделять “халу”!
Законы благословений
- Начиная произносить благословение, необходимо знать, какое именно благословение вы собираетесь произнести, чтобы к моменту произнесения имени Всевышнего, которое является главным компонентом благословения, вы уже знали, какими словами завершите благословение. Произносить благословение нужно не торопясь, вдумываясь в смысл слов.
- Так написано в "Сефер а-хасидим": когда делает омовение рук или произносит благословение…, должен направить свое сердце так, чтобы при этом иметь в виду Всевышнего, который проявил к нему свою милость и дал ему эти плоды или этот хлеб или заповедал ему эту заповедь. И не будет он поступать так, как те, что делают это по привычке и произносят слова, за которыми ничего не стоит.
- Хорошо сделает тот, кто приучит себя произносить благословения вслух, так как звук голоса помогает сосредоточиться на произносимых словах.
- Во время произнесения благословения во рту не должно быть пищи или посторонних предметов, и он не должен быть полон слюны.
- Запрещено произносить имя Всевышнего просто так. Каждый, кто делает это, нарушает заповедь, повелевающую бояться Всевышнего, как написано: "…если не будешь остерегаться … бояться Б-га великого и ужасного". Именно в этом в том числе и заключается страх Б-жий –упоминать Его великое Имя только для восхвалений и благословений в тех случаях, когда это необходимо, или во время изучения Торы.
- Это касается не только главного Имени, но и всех относящихся к Нему имен и эпитетов, и не только на святом языке, но и на любом языке мира.
- Нельзя также писать Его имя на любом языке, ведь написанное может валяться в неподобающих местах и попасть в мусор, а это приводит к нищете в народе Израиля – то, что Имя Всевышнего валяется всюду как простое слово.
- Если во рту скапливается слюна, и необходимо сплюнуть ее, нужно сначала сплюнуть, а потом уже произносить Имя Всевышнего, а не наоборот. И то же самое относится к целованию святых книг: сначала нужно сплюнуть, а потом поцеловать.
- Нужно стараться не произносить Имена Всевышнего и благословения, когда это не нужно, если же ошибся и произнес без необходимости, нужно сказать: "Благословенно Имя славы Его царства во веки веков".
- Все благословения, кроме благословения после трапезы с хлебом, если не уверен, произнес ли их или нет, не нужно произносить.
- После каждого благословения, которое человек слышит от других, необходимо ответить "Амен". Смысл этого слова: "Правильно, так и есть". Произнося "Амен", необходимо иметь в виду: "Это благословение верно, и я присоединяюсь к нему".
- Самому себе не отвечают "Амен".