Благословения

Что такое благословение?

Есть  два толкования этого слова, по-разному объясняющие роль человека, который его произносит.

  • Согласно "Сефер а-хинух", благословение – это восславление, произносимое человеком, признающим величие Всевышнего.
  • Согласно Рашба слово "браха" – благословение – происходит от слова "бриха", водный бассейн над родником. По этому толкованию благословение – это молитва об изобилии, которое Всевышний дает миру.

Итак, зачем нужно благословлять Всевышнего?

Главная роль благословений в иудаизме – напоминать еврею о существовании Всевышнего и о том, что Он управляет миром, а главное –  благодарить Его и ценить Его дары.

Весь мир принадлежит Всевышнему, и точно так же, как нам не придет в голову взять чужую вещь без разрешения или не заплатить за покупку в магазине, мы не едим и не пьем, не спросив разрешения у Всевышнего и не заплатив благословением за все, что Он нам дает.

 

Алахический источник

Благословение после трапезы с хлебом

"И будешь есть, и насытишься, и благословишь Г-спода Б-га твоего за добрую землю, которую дал Он тебе" (Второзаконие, глава 8, стих 10)

Благословение перед началом изучения Торы, по мнению многих авторитетов, также имеет источник в Пятикнижии.

Остальные благословения – установление мудрецов. Обязанность благословения на еду, приятные ароматы и т. п. основана на утверждении Талмуда "Нельзя человеку получать пользу или удовольствие от этого мира и не благословлять [за это Всевышнего]"(Брахот, раздел 35, лист 1).

Точный текст благословений установлен мужами Великого Собрания и приводится в молитвенниках.

 

Сто благословений в день

Царь Давид постановил, что каждый еврей обязан произносить сто благословений в день.

Три раза в день евреи молятся, произнося молитву, состоящую из 18 благословений. Вместе с благословениями на еду и некоторыми другими без труда набирается как минимум сто благословений в день. В субботу же молитва состоит только из семи благословений, недостающие благословения принято восполнять за счет еды фруктов и сладостей и нюхания благовоний.

 

За что надо благословлять?

Все благословения делятся на четыре группы (Мишнэ Тора, Брахот, раздел 1, стих 4):

  1. Благословения, содержание которых – благодарность за пищу, питье и приятные запахи.
  2. Благословения, содержание которых – благодарность за дарование Торы и заповедей, и которые произносятся перед исполнением заповеди.
  3. Благословения, связанные с определенными событиями, такими, как наступление субботы и ее окончание, новолуние и т. д.
  4. Восхваляющие благословения, содержание которых – восхваление Всевышнего за то, как Он управляет миром, произносимые при виде определенных явлений окружающего мира.

 

Примеры таких благословений:

Благословение после еды хлеба и некоторых других видов пищи

Утренние благословения, содержание которых – благодарность Всевышнему за наступление нового дня и за здоровое тело

Благословение человека, избежавшего опасности

Часть благословений, входящих в состав ежедневной молитвы (кроме благословений, содержащих просьбы)

Благословение при получении плохого известия

Благословения при виде различных явлений природы, таких, как молния, радуга, падающая звезда и т.д.

Благословение "за то, что дожили" – на плоды нового урожая, наступление праздников, новую одежду, встречу с другом после долгой разлуки и т.д.

Благословения


Благословение на хлеб

«БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЭЛЭХ АОЛАМ АМОЦИ ЛЕХЕМ МИН ААРЭЦ»

Благословен Ты, Бог, Всемогущий наш, Властелин Вселенной, выводящий хлеб из земли

Благословение на мэзонот

«БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЭЛЭХ АОЛАМ БОРЭ МИНЭЙ МЭЗОНОТ»

Благословен Ты, Бог, Всемогущий наш, Властелин Вселенной, Сотворивший разные виды пищи

Благословение на вино

«БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЭЛЭХ АОЛАМ БОРЕ ПРИ  АГЕФЕН»

Благословен Ты, Бог, Всемогущий наш, Властелин Вселенной, Сотворивший плод виноградной лозы

 

Благословение на фрукты, растущие на деревьях

«БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЭЛЭХ АОЛАМ БОРЭ ПРИ АЭЦ»

Благословен Ты, Бог, Всемогущий наш, Властелин Вселенной, Сотворивший плод дерева

Благословение на овощи

«БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЭЛЭХ АОЛАМ БОРЭ ПРИ ААДАМА»

Благословен Ты, Бог, Всемогущий наш, Властелин Вселенной, Сотворивший плод земли

 

Благословение на все другие продукты и напитки

«БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЭЛЭХ АОЛАМ ШЕАКОЛЬ НИЯ БИДВАРО»

Благословен Ты, Бог, Всемогущий наш, Властелин Вселенной, по слову которого возникло все.

Благословение, перед тем как отведать плод нового урожая

«БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЭЛЭХ АОЛАМ ШЕЭХИЯНУ ВЭКИИМАНУ ВЭИГИАНУ ЛИЗМАН АЗЭ»

Благословен ты Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, который даровал нам жизнь, и поддерживал её в нас, и дал нам дожить до этого времени!

Благословение на омовение рук

«БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЕЛО-ЕЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ АЛ НЕТИЛАТ ЯДАЙИМ.»

Благословен Ты, Бог, Всемогущий наш, Властелин Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам об омовении рук.

 

Благословение, перед тем как установить мезузу

«БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЕЛО-ЕЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ ЛИКБОА МЭЗУЗА»

Благословен ты Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, освятивший нас своими заповедями  и повелевший нам устанавливать мезузу!

 

Благословение во время бури, землетрясения, грома

«БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЕЛО-ЕЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ ШЕКОХО УГВУРАТО МАЛЭ ОЛАМ»

Благословен ты Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, сила и могущество которого наполняют мир!

 

Благословение, которое произносят, увидев молнию или падающую звезду

«БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЕЛО-ЕЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ ОСЭ МААСЭ БЭРЭШИТ»

Благословен ты Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, творящий мироздание!

 

Благословение, которое произносят, увидев радугу

«БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЕЛО-ЕЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ ЗОХЭР АБРИТ ВЭНЭЭМАН БИВРИТО ВЭКАЯМ БЭМААМАРО»

Благословен ты Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, помнящий союз (с Ноахом), и верный союзу своему, и выполняющий свои обещания!

 

Благословение,  которое произносит тот, кто услышал весть, несущую радость и ему самому и другим

«БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЕЛО-ЕЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ АТОВ ВЭАМЭЙТИВ»

Благословен ты Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, который добр и творит добро!

Благословение, которое произносят, услышав, не дай Б-г, дурную весть.

«БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЕЛО-ЕЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ ДАЯН АЭМЭТ»

Благословен ты Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, справедливый судья!

Благословение  над ароматными веществами

«БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЕЛО-ЕЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ БОРЭ МИНЭЙ ВСАМИМ»

Благословен ты Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, создавший ароматные вещества!

Благословение, которое произносят перед тем как окунуть в микву новую посуду, которой пользуются во время трапезы или в которой хранят готовую пищу.

«БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЕЛО-ЕЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ АЛ ТВИЛАТ КЕЛИМ»

Благословен ты, Господь, Бог Наш, Владыка Вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам окунать в микву посуду!

Благословение перед отделением от теста халы

«БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЕЛО-ЕЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ ЛЕАФРИШ ХАЛА»

Благословен ты, Господь, Бог Наш, Владыка Вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам отделять “халу”!

Законы благословений

  • Начиная произносить благословение, необходимо знать, какое именно благословение вы собираетесь произнести, чтобы к моменту произнесения имени Всевышнего, которое является главным компонентом благословения, вы уже знали, какими словами завершите благословение. Произносить благословение нужно не торопясь, вдумываясь в смысл слов.
  • Так написано в "Сефер а-хасидим": когда делает омовение рук или произносит благословение…, должен направить свое сердце так, чтобы при этом иметь в виду Всевышнего, который проявил к нему свою милость и дал ему эти плоды или этот хлеб или заповедал ему эту заповедь. И не будет он поступать так, как те, что делают это по привычке и произносят слова, за которыми ничего не стоит.
  • Хорошо сделает тот, кто приучит себя произносить благословения вслух, так как звук голоса помогает сосредоточиться на произносимых словах.
  • Во время произнесения благословения во рту не должно быть пищи или посторонних предметов, и он не должен быть полон слюны.
  • Запрещено произносить имя Всевышнего просто так. Каждый, кто делает это, нарушает заповедь, повелевающую бояться Всевышнего, как написано: "…если не будешь остерегаться …  бояться Б-га великого и ужасного". Именно в этом в том числе и заключается страх Б-жий –упоминать Его великое Имя только для восхвалений и благословений в тех случаях, когда это необходимо, или во время изучения Торы.
  • Это касается не только главного Имени, но и всех относящихся к Нему имен и эпитетов, и не только на святом языке, но и на любом языке мира.
  • Нельзя также писать Его имя на любом языке, ведь написанное может валяться в неподобающих местах и попасть в мусор, а это приводит к нищете в народе Израиля – то, что Имя Всевышнего валяется всюду как простое слово.
  • Если во рту скапливается слюна, и необходимо сплюнуть ее, нужно сначала сплюнуть,  а потом уже произносить Имя Всевышнего, а не наоборот. И то же самое относится к целованию святых книг: сначала нужно сплюнуть, а потом поцеловать.
  • Нужно стараться не произносить Имена Всевышнего и благословения, когда это не нужно, если же ошибся и произнес без необходимости, нужно сказать: "Благословенно Имя славы Его царства во веки веков".
  • Все благословения, кроме благословения после трапезы с хлебом, если не уверен, произнес ли их или нет, не нужно произносить.
  • После каждого благословения, которое человек слышит от других, необходимо ответить "Амен". Смысл этого слова: "Правильно, так и есть". Произнося "Амен", необходимо иметь в виду: "Это благословение верно, и я присоединяюсь к нему".
  • Самому себе не отвечают "Амен".