Обрезание

И вот малышу исполняется восемь дней. Мама наряжает его, и вся семья отправляется на церемонию обрезания. Сегодня он получит имя.

Синагога полна народу. И все-таки, когда моэль приступает к своей работе, наступает тишина. Мама на женской половине читает молитвы. Вот послышался плач младенца, и моэль провозглашает: «Да наречется имя его в Израиле…»

 

По следам первого еврея

Когда Авраму было девяносто девять лет, Всевышний открылся ему, пообещал потомство от его жены Сарай и поменял имена супругов на знакомые нам – Авраам и Сара. Тогда же Всевышний приказал Аврааму сделать себе обрезание.

Такой приказ – тяжелое испытание, но Авраам так любит Всевышнего, что не сомневается ни минуты и немедленно делает себе обрезание.

Вот уж много поколений цепочка не прерывается, и потомки Авраама ревностно соблюдают эту заповедь.

Даже в самые тяжелые для нашего народа времена, когда исполнение заповедей преследовалось, евреи с риском для жизни продолжали делать своим детям обрезание.

 

Что такое обрезание?

Это заповедь, в ходе исполнения которой обрезается крайняя плоть мужского полового органа. Исполняется она на восьмой день после рождения ребенка, даже если он выпадает на субботу или Йом Кипур. Только опасность для здоровья ребенка может быть причиной откладывания выполнения этой заповеди.

Обрезание крайней плоти символизирует присоединение ребенка к еврейскому народу и к союзу, заключенному Авраамом с Б-гом. Оно отделяет евреев от прочих народов.

Совершать обрезание  принято в торжественной обстановке, в присутствии родных и друзей, а после этого устраивать праздничную трапезу.

Во время церемонии обрезания ребенку дается еврейское имя.

 

Сколько человек в мире соблюдает заповедь обрезания?

99% израильских евреев делают обрезание своим детям. В этом мы видим воплощение пророчества о том, что в конце времен евреи будут бережно хранить эту заповедь в отличие от многих других. Пророк Зхарья говорит: «И в крови обрезания освобожу пленников твоих из ямы, в которой нет воды». Вот как комментирует эти слова Рамбан (Нахманид): «Даже если в поколении не будет Торы (воды), и оно будет рассеяно в изгнании, подобно пленникам – это намек на то, что в конце времен не останется  у них никаких заповедей кроме обрезания».

 

Порядок традиционной церемонии

Церемонию обрезания можно проводить в любом месте, но стараются делать его в святом месте – синагоге. Само обрезание совершает моэль, б-гобоязненный еврей, специально обученный как физиологическим, так и алахическим аспектам операции. Стараются выбрать опытного моэля, пользующегося хорошей репутацией.

Перед тем как назначить церемонию, необходимо удостовериться, что ребенок здоров, и обрезание ему не повредит. Решение принимает моэль после рекомендации врача. После того, как ребенок окончательно выздоровел, отсчитывают семь дней и делают обрезание на восьмой день.

На церемонии обрезания есть различные почетные роли, которые можно поручить тем, кому родители ребенка хотят выказать особое уважение.

Кватерами назначается уважаемая семейная пара. Жена берет ребенка у матери и передает его своему мужу, а тот – отцу.  Можно поручить эту роль и паре, у которой нет детей (или нет мальчиков), поскольку ее исполнение приносит благословение на рождение мальчика. Однако есть два непременных условия для исполнения роли кватеров: жена не должна быть в это время в состоянии ритуальной нечистоты (нида) и не должна быть беременна.

Отец передает сына сандаку. Сандак сидит на “троне пророка Элияу” (высоком красиво оформленном кресле, предназначенном специально для использования во время обрезания. Наши мудрецы говорят, что пророк Элияу незримо присутствует на каждом обрезании и держит на коленях младенца). Исполнение роли сандака – это средство стать богатым. Во время церемонии обрезания сандак уподобляется храмовому жертвеннику.

Некоторые родители, чтобы раздать гостям как можно больше почетных ролей, назначают еще и «стоячего сандака», который стоя держит ребенка во время произнесения благословений.

Также можно участвовать в процедуре, передавая ребенка из рук в руки к месту проведения обрезания.

Моэль произносит соответствующие благословения и совершает обрезание. После завершения церемонии он дает малышу пососать капельку вина благословения.

 

Особое время

Как мы уже сказали, на каждой церемонии обрезания присутствует пророк Элияу, который благословляет всех присутствующих.

После окончания церемонии стоит постараться получить благословение от сандака и моэля. Моэль также молится за здоровье малыша и его мамы.

Ребе дает нам еще один совет – как можно скорее, как только ребенок получил имя, приобрести для него букву в свитке Торы, который пишется специально для еврейских детей в Израиле.

Еще один святой обычай – сразу же записать ребенка в ешиву: это средство связать его жизнь с Торой.

Средство охраны роженицы и новорожденного – повесить в их комнате так называемый «Шир амаалот» - особым образом написанный отрывок из “Теилим”.

 

Еврейское имя

Имя для ребенка выбирают родители, и никто не может  требовать от них прислушаться к его мнению. Написано, что выбор имени родителями сродни пророчеству. Однако родители должны выбрать именно еврейское имя.

В разных общинах есть разные предпочтения: одни дают ребенку имя покойного дедушки, другие – традиционное «семейное» имя, даже если его последний обладатель жив, третьи – имя известного праведника, четвертые – имя человека, умершего бездетным. Однако в этом надо быть осторожным и предварительно выяснить обычаи своей общины: ведь часто то, что принято в одной общине, в другой считается нежелательным.

А уж если ребенок родился в праздник или памятный день, родители часто бывают рады назвать сына именем, связанным с этим днем. Например, ребенок, родившийся или обрезанный в Песах, часто получает имя Песах, Нисан или Моше.

Вот что написано в Мидраше о важности еврейского имени: одной из их важнейших заслуг, благодаря которой наши предки спаслись из египетского плена, было то, что они не поменяли своих еврейских имен на египетские. А еще наши предки в Египте не поменяли свой язык и традиционную одежду, и это, вместе с традиционными именами, помогло им сохранить самобытность и не ассимилироваться. То же самое мы видим и в последних поколениях: идиш, арамейский, ладино и многие другие еврейские языки, вместе с еврейскими именами, стали для наших бабушек и дедушек последним оплотом еврейства.

 

Праздничная трапеза

После окончания церемонии устраивают праздничную трапезу. Не только присутствие на церемонии, но и даже еда с праздничного стола – средство получить благословение.

Поэтому у старых иерусалимцев был обычай выставлять на стол побольше всякой выпечки, чтобы каждый гость мог взять кусочек пирога для своих близких.