Дети-цветы жизни!

Эстер Ткач

В преддверии праздника Ту Бишват любят проводить параллели между человеком и деревьями. Искать, что у нас общего и чему мы можем научиться у растений. Действительно, параллели обнаруживаются интереснейшие. И вопросы воспитания детей – не исключение, а благодатная почва для таких обсуждений.

Из еврейской традиции мы видим, что наши мудрецы проводят параллели между детьми и растениями. С помощью этого сравнения они обращают внимание на то, что развитие ребенка напоминает потрясающий процесс развития из маленького семечка во взрослое полноценное дерево, удивительно похожее на своего родителя; на важность начальных этапов развития для формирования как будущего растения, так и ребенка, так как малейшие ошибки могут привести к глобальным нарушениям, но, с другой стороны, большое вложение усилий в заботу о молодом организме всегда даст результат, поэтому так важно, что видит и слышит ребенок в самом младенчестве и даже еще до рождения – все это влияет на его характер и личность.

Я же решила посмотреть на эту связь с еще одной стороны. Любое дерево нуждается в определенных условиях и определенном сочетании параметров света, тепла, воды, воздуха, почвы и удобрений для полноценного роста. И если садовник хочет вырастить здоровое дерево, которое будет приносить плоды и радовать глаз, то ему необходимо следить за тем, чтобы растение получало столько света, тепла и прочего, сколько ему необходимо. Также и ребенок нуждается в определенных вещах, чтобы вырасти здоровым физически и психически. Этих вещей не так много, как нам может показаться.

Иногда создается впечатление, что если мы не будем соблюдать сотни правил о том, как правильно хвалить, ругать, наказывать, учить, сочувствовать, проводить время, то ребенок вырастет травмированным, закомплексованным и ущербным. На самом деле все эти правила можно свести всего лишь к нескольким очень важным пунктам.

Что же действительно необходимо ребенку?

На первое место я бы поставила уважение. Уважать – значит признавать и ценить особенности другого человека. А в данном случае признавать и ценить возрастные и личностные особенности вашего ребенка, которые бывают нам не очень понятны, его чувства, иногда неудобные и неприятные для нас, его стремления и самостоятельные попытки, порой неуклюжие, на наш взгляд.

Некоторые комментаторы, объясняя фразу наших мудрецов: «Пусть честь ученика будет дорога тебе так же как твоя собственная», говорят о том, что неправильно требовать уважения от своих детей, если сам родитель не проявляет должного уважения к их достоинству. Приходится признать, что ребенок не наша собственность, а отдельное существо, вверенное нам Б-гом, имеющее свои особенности и право голоса и даже право выбора во многих вопросах, которые касаются его роста и развития.

Следующая важная вещь – это границы и правила. Любавичский Ребе подчеркивал, что взрослым необходимо дать понять ребенку, что наш «мир – не джунгли», в нашем мире существуют законы, основы нравственности и справедливости. Исполнение этих законов – залог здорового существования всего человечества. Законы необходимы для всеобщей безопасности и уважения. И в каждой семье, как и в обществе, должны быть свои законы, которые бы гарантировали уважение и безопасность каждого. Не надо родителям забывать и о себе, о своих потребностях и о самоуважении, устанавливая правила для ребенка. Пусть ребенок знает и понимает, что его желания могут сталкиваться с желаниями других людей, и правила нужны для того, чтобы каждый мог реализовать то, что он хочет, настолько, насколько это возможно, не ущемляя при этом прав окружающих. Если в доме нет четких правил, нет режима и привычного распорядка, то ребенок чувствует себя неуютно и тревожно.

Внутренняя жизнь ребенка напрямую зависит от того, как общаются с ним взрослые, поэтому здоровые отношения с ребенком и вообще в семье необходимы для него. Иногда это очень трудно, но приходится не вымещать на ребенке своих обид и не срывать на нем свою злость на другого человека. Здоровые отношения характеризуются, в первую очередь, честностью с самим собой и с другими, а во вторую очередь, принятием ответственности. Поэтому часто придется отвечать на вопросы, почему я требую этого от ребенка, могу ли я это внятно ему объяснить или это мои личные страхи и тревоги, виноват ли ребенок в том, в чем я его обвиняю, или я таким образом вымещаю свою неудовлетворенность собой. А если произошло недоразумение, то разобраться, извиниться и объяснить, почему так произошло.

Несправедливая критика, унижение, интриги и вранье – все это не принесет пользы ребенку, поэтому раввины так много говорят об атмосфере святости, которая должна царить в семье. Часто родители сами замечают, что в некоторых ситуациях они не могут реагировать адекватно на поступки ребенка, и тогда может потребоваться консультация психолога, которая поможет родителю разобраться в своих чувствах и поступках.

Отсюда вытекает и следующий принцип, заключающийся в том, что единственный способ воспитать ребенка хорошим человеком – это быть для него примером (хотя даже это не всегда гарантирует, что ребенок вырастет с теми или иными качествами). И Ребе много раз подчеркивал, что воспитывать детей надо живым примером – своими делами, ведь именно их наши дети будут копировать.

Нельзя не написать про любовь к ребенку, хотя это и звучит банально. Написала я о ней в самом конце, потому что без уважения, установления границ и поддержания здоровых отношений любовь только навредит, как навредит солнечный свет растению, если оно не получит достаточно воды и питательных веществ. Очень часто любовью можно оправдать многие наши поступки, даже совсем неблаговидные, поступки, которые приносят ребенку только вред, тормозят его рост и развитие, поступки, которые отражают не столько любовь к ребенку, сколько любовь к самому себе. Последнее время очень часто говорят о безусловной любви к детям, о том, что их нужно любить независимо от тех или иных их качеств, эмоций, слов и поступков. И тут очень важно подчеркнуть, что это вовсе не значит, что не стоит замечать недостатки ребенка, устранять и исправлять их, это значит, что его надо любить, несмотря на них и вместе с ними.