Вопросы раввину

Отвечает главный раввин Казахстана Ешая Коген


 

С недавнего времени я стал соблюдать субботу и имел возможность лично убедиться в том, что это действительно не вредит заработку. Мои доходы не только не пострадали от дополнительного выходного дня, но даже увеличились. Мне хотелось бы выразить свою признательность Б-гу за это более тщательной подготовкой к субботе. С чего я могу начать?

Вы правы, соблюдение субботы действительно не может вредить заработку. Почему? Соблюдая субботу, еврей тем самым провозглашает, что у мира есть хозяин, который повелел ему это делать, и от которого зависит все в этом мире, в том числе заработок каждого человека. А если мы признаем б-жественную милость источником нашего успеха, этот потенциал реализуется.

Уважение к субботе проявляется в том, что, готовясь к ней, мы, в частности, тщательно моемся горячей водой. Это не закон, но весьма желательное действие. Во всяком случае, если нет возможности или времени искупаться, нужно хотя бы помыть голову и постричь ногти.

 

Для чего нужно произносить благословения до и после еды?

Все в этом мире принадлежит Всевышнему. Он разрешил нам пользоваться пищей при условии, что перед едой и после нее мы будем произносить благословения. Поэтому есть, не произнося благословений – то же самое, что взять вещь в магазине и не заплатить за нее. Все виды пищи делятся на пять групп, для каждой из которых существуют отдельные благословения. Текст этих благословений можно найти в молитвеннике. В наше время существует много молитвенников с русским переводом для тех, кто не владеет ивритом. Если вы не знаете, где можно приобрести молитвенник, обратитесь в еврейский центр Казахстана, его телефон приведен на последней странице нашей газеты.

 

Почему для заключения брака в Израиле нужно преодолеть столько бюрократических формальностей? Разве это справедливо, что для традиционной еврейской хупы приходится бегать высунув язык, а заключить гражданский брак за границей намного легче?

«Бюрократические формальности», о которых Вы говорите, на самом деле существуют для Вашего же блага. Дело в том, что еврейский народ – уникальный народ. И одна из его уникальных черт – его вечность. Первое его появление на исторической сцене относится к эпохе Междуречья. С тех пор успело исчезнуть с лица земли множество великих цивилизаций, и лишь евреи остались все тем же Народом Книги, как в древности. Таким устойчивым на ветру истории еврейский народ оказался не в последнюю очередь благодаря тщательному выполнению законов о семье и браке. А эти законы, в частности, гласят, что еврею запрещено сочетаться браком с человеком другой национальности. Внутри еврейского народа также есть некоторые ограничения. Например, представителю рода коэнов нельзя жениться на разведенной. Так что, если вы хотите, чтобы ваши потомки остались евреями, вы отнесетесь с пониманием ко всем тем требованиям, которые предъявляет раввинат к жениху и невесте. Более того, если, не дай Б-г, по ошибке будет заключен «неправильный» брак, это может создать проблемы не только в отдаленном, но и в ближайшем будущем – как мужу и жене, так и их детям.

 

Я вижу, что в еврейском календаре некоторые субботы названы двойными именами. Интересно, почему?

Как Вы верно заметили, у каждой субботы в еврейском календаре есть свое название – по имени главы Торы, которая читается в эту субботу.  В году есть несколько суббот, в которые читаются две недельные главы, и они соответственно имеют двойное имя. Но это не единственная причина. Есть также четыре субботы (все они приходятся на весну), когда кроме недельной главы читается еще и особый отрывок из Торы. Название этого отрывка и становится «вторым именем» такой субботы. Например, последняя суббота перед Пуримом имеет «второе имя» - Суббота Памяти (Шабат Захор). В эту субботу все евреи – мужчины, женщины и дети – должны обязательно придти в синагогу на утреннюю молитву, чтобы послушать чтение отрывка «Захор». Если же это не удалось сделать по каким-то причинам, можно выполнить заповедь во время утренней молитвы в Пурим.

 

Мы с женой оба студенты и пока не хотели бы иметь детей. Недавно принимали участие в дискуссии «Аборты: за и против», где прозвучала информация, что по еврейскому закону аборты делать нельзя. Можно, пожалуйста, поподробнее?

Это действительно так: аборт, даже на самой ранней стадии беременности, ничем не отличается от убийства уже родившегося ребенка. Современная наука уже убедилась в том, что зародыш испытывает чувства точно так же, как уже родившийся ребенок. Да и простая человеческая логика подсказывает, что от того, что мы не видим сам процесс убийства, суть его не меняется. Аборт допустим в одном случае: если продолжение беременности представляет угрозу для жизни матери. В этом случае ребенок получает статус «преследователя», угрожающего чужой жизни, и тогда его можно убить. Но перед тем, как принимать такое решение, нужно обязательно проконсультироваться с врачом и раввином.

 

Я купил квартиру и собираюсь устроить новоселье. Существуют ли еврейские обычаи, связанные с этим событием?

У евреев есть особое благословение, которое произносят во время радостных или редких событий. Несомненно, что новоселье можно отнести к этому роду событий.

Звучит это благословение так:

Благословен Ты, Г-сподь Б-г, владыка вселенной, который дал нам жизнь, и поддерживал ее в нас, и дал нам досуществовать до этого времени.

Барух ата Адо-най Эло-эйну мелех а-олам шеэхеяну вэкиеману вэигияну лизман азэ.

По разным причинам (в том числе потому, что для покупки квартиры берут ссуду, и до ее выплаты квартира, в сущности, принадлежит банку) лучше надеть новую одежду или вкусить впервые в  сезоне какой-либо плод и сказать это благословение, имея при этом в виду также и новую квартиру.

Кстати, не забудьте укрепить в вашей новой квартире мезузы.

 

Как еврейский закон относится к азартным играм на деньги?

Позиция наших мудрецов по этому вопросу однозначна: азартные игры противоречат еврейскому закону. Кроме того, что это занятие запрещено само по себе, тот, кто выигрывает, еще и нарушает один из центральных запретов Торы – запрет присвоения чужого. Ведь каждый игрок, собственно говоря, имеет цель выиграть, и присвоение его денег партнером по игре происходит  против его воли.

 

У меня остается некоторое количество квасного, которое я не успею употребить до Песаха: например, закрытые упаковки слоеного теста и макарон. Необходимо ли выбросить их? Вообще, есть ли разница между закрытыми и открытыми упаковками?

Необходимо подписать раввину доверенность на продажу квасного нееврею. В этом случае вы сможете пользоваться этими продуктами через час после окончания Песаха, когда раввин выкупит их обратно. При этом безразлично, закрыта или открыта упаковка. Естественно, нужно тщательно упаковать проданное квасное, сосредоточить его в одном месте и пометить надписью «Квасное, продано на Песах». Квасное, которое забыли продать на Песах, нельзя есть или использовать иным образом (например, дарить). Учтите, что раввин совершает продажу утром накануне Песаха, так что в этот день не следует покупать новое квасное, т. к. оно уже не будет включено в договор. В прошлом такой продажей пользовались только для оптовых партий квасного, чтобы предотвратить большие убытки, однако в наши дни, чтобы не вызвать подозрение в том, что такая продажа не является подлинной, многие известные раввины стали демонстративно оставлять и продавать на Песах свое личное квасное, тем самым показывая, что продажа является подлинной и однозначной.

Вы можете подписать доверенность на продажу квасного сайте Хабад Казахстан.

Веселого вам и кашерного праздника!

 

Я обратился в наш городской еврейский центр, чтобы узнать, когда там будет проводиться пасхальный седер и, к своему удивлению, получил ответ, что седеров будет два, два вечера подряд. Что за странный обычай?

Этот «странный обычай» принят во всех общинах диаспоры на протяжении всей еврейской истории. Вот с чем это связано. В наше время существует еврейский календарь, созданный Гилелем Вторым и позволяющий выяснить точную дату любого праздника на сотни лет вперед. Но так было не всегда. Во времена Храма начало каждого следующего месяца устанавливалось согласно фазам луны: особый совет мудрецов, заседавший в Храме, который принимал свидетелей, видевших новую луну, и провозглашал начало месяца. Сразу же после этого отправлялись гонцы во все общины ближней диаспоры, чтобы известить их население о том, когда начался новый месяц. Поскольку такой способ связи был тогда единственным, не все общины успевали получить известие о начале месяца нисан до наступления Песаха. Поэтому, чтобы не нарушить по незнанию святость праздника, его соблюдали два дня подряд. То же самое касается и других праздников. Необходимо отметить, что Рош-а-Шана празднуют два дня даже в Земле Израиля, поскольку он наступает уже в первый день месяца, и сообщение об этом не успевает достичь даже жителей Земли Израиля. В наше время, когда даты праздников точно известны заранее, мы продолжаем соблюдать обычай отцов, соблюдая в диаспоре праздники по два дня.

 

На днях мне исполняется 53 года. Как-то смешно устраивать в таком возрасте вечеринку в стиле детского сада. А что говорит по этому поводу еврейская традиция?

Прежде всего, поздравляю Вас и желаю здоровья и счастья до ста двадцати лет...

День рождения – день особый, в этот день Ваша душа спустилась в этот мир, чтобы исполнить в нем свое предназначение. Стоит использовать этот день наилучшим образом. Вот несколько идей:

  1. В день рождения стоит особое внимание уделить исполнению заповеди благотворительности и добрым делам.
  2. Завершился еще один год Вашей жизни. Стоит подвести итоги и подумать о том, что требует исправления в будущем году.
  3. Примите решение о том, какое доброе дело вы сделаете, какую хорошую привычку приобретете в будущем году. Пусть это будет «маленькое»  решение, но такое, которое реально воплотить в жизнь.
  4. Вечеринка вовсе не обязана быть «в стиле детского сада». День рожденья – хороший повод собрать родных и друзей за столом, за которым будут звучать слова Торы – ну, и, конечно «лехаим».
  5. Многие в этот день прочитывают книгу Псалмов или хотя бы Псалом, номер которого соответствует номеру нового года вашей жизни. Мужчин старше 13 лет в субботу, предшествующую дню рождения, в синагоге вызывают к Торе.


Как выяснить, к какому из израильских колен я принадлежу?

Двенадцать израильских колен произошли от двенадцати сыновей нашего праотца Яакова. Каждое колено имело свой символ, свое традиционное занятие и свой надел в Земле Израиля. Собственно говоря, колен было 13, поскольку от Йосефа произошло два колена – Менаше и Эфраим. Особняком стояли потомки третьего сына Яакова – Леви, так называемые коэны и левиты, которые являлись служителями в Храме, не имели земельного надела и были рассеяны по территории всех остальных колен.

За 133 года до разрушения Первого Храма большая часть территории Земли Израиля была захвачена Ассирией, и десять из двенадцати колен были угнаны в плен. Судьба этих колен неизвестна до сегодняшнего дня. От еврейского народа остались лишь колена Еуды и Биньямина, а также представители колена Леви, проживавшие на территории Еуды и Биньямина.

Таким образом, современные евреи могут относиться к одному из этих трех колен (разумеется, кроме геров). В некоторых семьях от отца к сыну передается традиция, возводящая род к одному из этих колен. Особенно часто такая традиция встречается в семьях коэнов и левитов, поскольку для представителей коэнских и левитских родов это имеет практическое значение, выражающееся в соблюдении особых обычаев и традиций.

Если в вашей семье такая традиция утеряна, выяснить ваше происхождение нет ни возможности, ни практической необходимости.

 

Я вижу, что каждый выпуск еженедельника "Шалом" (и многих других еврейских изданий) кроме номера имеет еще и название: «Недельная глава такая-то». Мне уже удалось выяснить, что имеется в виду отрывок из Торы, который читают на этой неделе в синагоге. Хотелось бы узнать, от чего зависит, какой именно отрывок выбирают для чтения каждую неделю?

Все Пятикнижие разделено на постоянные недельные главы, названные по одному из первых слов, с которых начинается глава. Читают их в том порядке, в котором они следуют в Пятикнижии. Начинается годовой цикл чтения Торы в первую субботу после осенних праздников и завершается через год в праздник Симхат Тора. Кроме чтения в синагоге принято ежедневно изучать соответствующую недельную главу с комментариями Раши. Для этого каждая недельная глава поделена на семь дневных отрывков. Несмотря на то, что в порядке следования глав в Торе не принимается во внимание годичный цикл праздников (например, об исходе из Египта мы читаем задолго до наступления праздника Песах), Старый Ребе говорит, что у каждого дневного отрывка есть связь с тем днем года, в который он читается. Кстати, именно поэтому раздел нашей газеты, в котором приводится беседа Ребе о недельной главе, называется «В ногу со временем». И по этой же причине в неделю, приходящуюся на праздник (когда в синагоге вместо недельной главы читают отрывок, связанный с этим праздником), мы все-таки ежедневно изучаем следующую по порядку недельную главу, а затем, когда на следующей неделе начинают читать эту главу, мы ежедневно повторяем выученное.

 

Оказывается, те, кто не мог принести пасхальную жертву вовремя, могут это сделать через месяц, 14 ияра, которое называется вторым Песахом. Почему такая возможность есть только по отношению к пасхальной жертве, а не к жертвам всех праздников?

Приносить жертвы можно только в иерусалимском Храме, в состоянии ритуальной чистоты. Еврей, который в Песах был далеко от Иерусалима или находился в состоянии ритуальной нечистоты (вызванной, например, прикосновением к мертвому), не мог принести пасхальную жертву. Заповедь о втором Песахе мы получили после того, как евреи, накануне праздника хоронившие мертвых, пришли к Моше и возмутились: почему из-за выполнения одной заповеди они лишены возможности выполнить другую? Моше не знал, что им ответить, и обратился к Всевышнему. Всевышний согласился со справедливостью этих претензий и дал нам заповедь о втором Песахе, чтобы у тех, кто не мог принести вовремя пасхальную жертву, была возможность сделать это позже.

В этом году в Песах у нас все еще не было иерусалимского Храма, и поэтому никто из нас не принес вовремя пасхальную жертву. Надеемся, что Всевышний наконец-то вернет нам Храм как можно скорее, прямо сейчас, и мы еще успеем принести пасхальную жертву «со второй попытки»!

 

Вы писали как-то, что нельзя есть молочные продукты вместе с мясными. А рыба тоже считается мясом?

Рыба не считается мясом. Но мы все-таки не едим ее с молоком (кстати, и с мясом тоже) по другим причинам. В кодексе еврейских законов «Шулхан Арух» написано, что нельзя есть рыбу вместе с молоком или мясом, поскольку это вредно для здоровья. Возможно, современная медицина не считает так, но давайте вспомним о том, что наука с каждым годом подтверждает целесообразность все большего и большего числа еврейских законов. А ведь когда-то даже еврейский закон о мытье рук перед едой поднимали на смех! Необходимо отметить, что на еврее лежит обязанность поступать строго согласно здоровому образу жизни, тем самым исполняя заповедь «И очень берегите души ваши». Поэтому запрет есть рыбу с молоком или мясом не менее строг, чем запрет есть мясное с молочным. Правда, правила тут несколько иные: во-первых, рыбу можно готовить в чисто вымытой мясной или молочной посуде; во-вторых, запрещено есть рыбу только с молоком, но не с молочными продуктами – такими как, например, масло или творог; в-третьих, нет необходимости делать перерыв между блюдами, достаточно только прополоскать рот и поменять тарелки. Принято сначала есть более легко перевариваемые блюда, а потом переходить к более тяжелым (например, рыба после мяса, а не наоборот). Так что, ставя на стол закуски, не забывайте, что колбасу можно подать только после того, как съедена рыба. И не вымачивайте селедку в молоке.

 

Вы уже когда-то объясняли, что проверка разных формальностей перед заключением брака делается для того, чтобы брак соответствовал еврейскому закону. Мы женаты уже много лет, и даже если выяснится, что у нас что-то не так, мы не разведемся. Но сын упорно уговаривает нас устроить еврейскую хупу. Зачем?

Если у вас, с Б-жьей помощью, «все так», вам все-таки стоит устроить хупу. Зачем? Семейная жизнь – это ответственная и кропотливая работа, ничуть не менее сложная, чем работа штурмана, ведущего самолет. Отклонение штурвала на несколько миллиметров – и самолет уже не приземлится там, где надо. Даже если при этом не произойдет аварии, то все же цель полета не будет достигнута. Во время обряда хупы сам Всевышний освящает заключаемый брак, и это очень важная составляющая правильного маршрута вашего семейного самолета. Даже если вы этого не почувствуете, тем не менее, это так. Попробуйте. Тем более что вам это ничего не стоит.

 

Оказывается, принято делать праздничную трапезу в Шавуот молочной! Что же это за праздник без мяса!? Да меня родственники за скупердяя сочтут и в гости перестанут ходить!

Ну, зачем же обязательно без мяса? Ведь после молочного нужно подождать всего один час до мясного. В это время можно оставить на столе только парвенные (не мясные и не молочные) закуски, побеседовать, попеть еврейские песни, рассказать что-нибудь из Торы. Только имейте в виду, что сказанное не относится к сыру: после него до мяса должно пройти шесть часов. Так что, если вы собираетесь через час есть мясо, не подавайте на стол сыр. Или подавайте его в плавленом виде: в пицце, в макаронах или как плавленый сырок. Пройдя горячую обработку, сыр размягчается, и после него уже не нужно ждать шесть часов.

 

Я купил кое-какие книги по Торе и пытался их сам изучать, но быстро убедился, что мне в них далеко не все понятно. Может, есть какие-нибудь интернет-форумы по этой теме?

Во-первых, Вы можете попросить помощи и разъяснений у раввина. Не следует стесняться задавать вопросы. Еврейская мудрость гласит: «Застенчивый не может учиться». Во-вторых, если у Вас нет возможности поговорить с раввином лично, можно задавать вопросы через раздел «Обратная связь» сайта еврейской общины Казахстана: http://www.chabad.kz/index.asp?lang=russian . Наконец, как Вы правильно предположили, существуют многочисленные сайты, с форумами и без, где также можно почерпнуть интересующую Вас информацию. Приведем адреса некоторых из них.

http://www.torahone.com

http://www.torahone.com/cgi-bin/tapes2.pl

http://www.orazion.org/

http://www.evrey.com/

http://tora-video.110mb.com/index.html

http://5thdimension.org/wp

 

Мы собираемся провести отпуск в Израиле, а через две недели после возвращения домой у нашего сына будет бар-мицва. Можно ли отпраздновать это событие раньше времени, в Израиле?

Прежде всего, разрешите вас поздравить и пожелать настоящего еврейского счастья и радости от вашего сына.

Вам, конечно, известно, что день наступления совершеннолетия – это не просто символическая дата, при этом реально меняется статус мальчика, который превращается теперь во взрослого и приобретает новые права и обязанности. Поэтому отпраздновать бар-мицву по-настоящему, с вызовом к Торе и наложением тфиллин, раньше этого срока невозможно. Но это не мешает вам устроить символический праздник в Израиле, а также поехать с будущим бар-мицвой к Стене Плача.

А  настоящую бар-мицву надо будет отпраздновать вовремя. Вы можете обратиться к посланнику Ребе в вашем городе, он с удовольствием поможет вам организовать все самым лучшим образом.

 

Можно ли читать книги по Торе, лежа в кровати? Дело в том, что лежа я читаю гораздо сосредоточеннее, а сидя постоянно отвлекаюсь.

При чтении лежа может возникнуть ситуация, когда книга лежит на одной плоскости с читающим ее. Это следует иметь в виду, читая святые книги в постели. Дело в том, что запрещено сидеть, лежать или стоять на кровати, скамейке и т. п., на которой лежат святые книги. Чтобы сесть или лечь на кровать, нужно подложить под книгу что-то высотой не менее десяти сантиметров (а лучше – больше).

Кроме того, в присутствии святых книг не принято находиться в полураздетом виде, и об этом не следует забывать, если вы хотите читать утром после пробуждения. Мужчинам же из тех же соображений скромности можно читать святые книги только лежа на боку.

Так что в принципе при соблюдении вышеперечисленных условий можно читать святые книги лежа. Однако понятно, что такое чтение не является проявлением уважения к Торе, поэтому вы можете позволить себе это в случае, если это действительно важно – например, если это помогает сосредоточиться, или по каким-то иным причинам.

 

Я родила сына 14 сивана. Я так понимаю, что 14 тамуза надо сделать выкуп первенца. Вопрос вот в чем: можно ли сделать это раньше или позже?

Поздравляю Вас с рождением сына!

Уточним: выкуп первенца совершается в случае, если это первый ребенок у матери, и он родился в результате естественных родов, а не кесарева сечения, и ни один из его родителей не является коэном или левитом. Если до рождения первенца был выкидыш, нужно проконсультироваться с раввином, является ли он первенцем.

Выкуп первенца совершают на 31-й день после родов, а не того же числа следующего месяца (ведь месяцы бывают разной длинны). Тот, кто сделал это раньше времени, не исполнил заповедь и по-прежнему обязан выкупить сына. Задерживая же совершение выкупа, отец ребенка ежедневно нарушает заповедь и подвергает сына  власти ангела смерти. Исключение составляют случаи, когда 31-й день приходится на субботу или святой праздник: тогда выкуп откладывают до ближайшего буднего дня.

Выкуп совершают, отдавая коэну серебряную монету (или любой предмет из серебра). Желательно при этом устроить праздничную трапезу с участием десяти взрослых мужчин.

 

Какой косметикой можно пользоваться в субботу? Можно ли в субботу снимать косметику и как? Можно ли пользоваться кремом?

Вопросы, связанные с пользованием косметикой и парфюмерией в субботу, невозможно рассмотреть в рамках нашей маленькой рубрики, поэтому ограничимся кратким общим руководством.

В целом пользоваться косметикой в субботу невозможно по многим причинам, хотя некоторые раввины и разрешают пользоваться сухой порошковой пудрой и немногими другими видами косметики.

Лучше всего накраситься перед субботой. Проконсультируйтесь с косметологом, как сохранить Ваш макияж в течение суток. Хотя я бы Вам не советовал делать это постоянно из соображений здоровья Вашей кожи.

Для снятия косметики в субботу пользуются водой и жидким мылом, поскольку кремы, гели и другие средства использовать нельзя.

 

Что такое «три недели «Меж теснин»? Я слышала, что это что-то вроде поста. Это правильно?

В еврейской традиции пост – это полный отказ от еды и питья. Поэтому еврейский пост никак не может длиться три недели подряд. Хотя три недели «Меж теснин» (с 17 тамуза по 9 ава) - это действительно траурное время. В этом году оно приходится на период с 9 по 30 июля включительно. 17 тамуза римлянами была пробита брешь в стене Иерусалима, а 9 ава разрушен Храм. На 17 тамуза и 9 ава приходятся и еще многие печальные события нашей истории.

Пост 17 тамуза длится с восхода до выхода звезд. В этот день не едят и не пьют, а главное – стараются сделать побольше добрых дел, чтобы исправить грехи еврейского народа, за которые был разрушен Храм. В молитве в этот день читают особые отрывки, которые называются «Слихот» («Просьбы о прощении»). Во время общественной молитвы читают в Торе отрывки, связанные с этим днем.

С 17 тамуза начинаются три недели траура в память о разрушенных Иерусалиме и Храме. В этот период не устраивают свадеб и других торжеств, не стригутся, не слушают музыку, не произносят благословение времени («Шеэхеяну») – и в связи с этим не покупают и не надевают новую одежду и не пробуют фрукты нового сезона.

Любавичский Ребе призывает всех евреев в эти дни прибавлять в благотворительности и в изучении Торы, в соответствии со словами пророка «Сион законом будет искуплен, его изгнанники - благотворительностью» (Ешая, 1:27).

И в особенности Любавичский Ребе просил в эти дни изучать в Торе разделы, касающиеся устройства и законов Храма.

Начиная с новомесячья ава и до окончания поста 9 ава (22-30 июля) траур устрожается: в будни не едят мясо и не пьют вино; купаются только при острой необходимости. Только в субботу и в трапезе, связанной с исполнением заповеди (например, по случаю обрезания или окончания изучения раздела Торы), едят мясо и пьют вино.

Любавичский Ребе просил приурочивать к этим дням как можно больше окончаний изучения разделов Торы (даже и без трапезы).

9 ава были разрушены первый и второй Храмы, а также в разные периоды нашей истории произошли другие трагичесие события. В этот день (в этом году он приходится на 30 июля) мы постимся начиная с захода солнца накануне (29 июля) и до выхода звезд на следующий день (30 июля).

В этот день не едят, не пьют, не моются и не умываются, не полоскают рот, не носят кожаную обувь (кожзаменитель разрешен), не вступают в супружескую близость.

Уже с полудня накануне запрещено изучение Торы (кроме всего, что связано с разрушением Храма или с трауром).

В последнюю трапезу перед постом (называемую разделительной трапезой) едят только одно вареное блюдо. По традиции это – вареное яйцо, которое обмакивают в пепел. Дополнить трапезу можно невареной пищей: бутербродами, овощами и т. д.

До полудня 9 ава сидят только на низком сиденье или на полу. Вечером после выхода звезд читают Свиток Эйха.

Тфиллин накладывают после полудня, но если известно, что после полудня не получится, делают это как обычно, утром.

 

Моему жениху 48 лет. В детстве его не обрезали, и сейчас он хотел бы сделать обрезание. Есть ли шанс сделать обрезание в таком возрасте?

Шанс всегда есть. Принцип иудаизма: никогда не поздно исправить! Множество евреев, родившихся в СССР, совершают обрезание в сознательном, а часто и в преклонном возрасте. Более того, первый еврей, праотец Авраам, совершил обрезание в возрасте 99 лет!

В наше время есть много моэлей, специализирующихся на обрезаниях взрослым. Чтобы найти такого моэля, обратитесь в ближайший хабадский центр (в Израиле) или в ортодоксальную общину вашего города (за пределами Израиля). Существует также организация «Брит Йосеф-Ицхак», в которую можно обратиться по этому вопросу: britmila8@walla.com (главный офис) или      amityaron@gmail.com (США и Южная Америка)

 

В будни я обычно молюсь и накладываю тфиллин дома, один. Можно ли мне без миньяна в новомесячье  читать молитву мусаф?

Некоторые молитвы действительно можно читать только в миньяне – в обществе десяти совершеннолетних мужчин-евреев.

Молитва мусаф (букв. – дополнительная) читается в новомесячье (а также в субботы и праздники) в дополнение к ежедневной утренней молитве. Ее читают как в миньяне, так и в одиночестве.

 

Что делать, если человеку стало плохо в субботу?

Если существует опасность для жизни (или даже подозрение, что это может привести к опасности для жизни), необходимо сделать все необходимое для спасения, даже если это связано с нарушением субботы. Тот, кто не хочет нарушать субботу ради спасения жизни, совершает очень серьезное преступление, нарушая заповедь «И берегите очень души ваши».

Если же болезнь причиняет только неприятность больному, нарушать субботу ради такого больного нельзя. Необходимо подождать до исхода субботы и только потом принять необходимые меры. Однако есть различные разрешенные способы облегчить состояние больного, поэтому в каждом конкретном случае необходимо проконсультироваться с раввином.

 

Как вернуться из христианства в еврейство?

Наши мудрецы говорят: «Еврей, который согрешил, остается евреем». Даже если еврей совершил, не дай Б-г, все мыслимые грехи и даже отказался от своего еврейства и от своего народа, он не перестает быть евреем. Таким образом, еврей, принявший чужую религию, остается евреем, и ему не нужно проходить никакие официальные церемонии для того, чтобы вернуться в еврейство. Однако, когда еврей совершает грех, ему необходимо раскаяться и вернуться на правильный путь. Как это сделать в случае перехода в чужую религию – посоветуйтесь с раввином. Возможно, он укажет вам окунуться в микву, чтобы смыть с души пятно, которое привело к этому греху.

Кстати, из всех 613 заповедей Торы нарушение только трех нельзя оправдать даже смертельной опасностью, и одна из этих заповедей – перемена религии. Менять религию нельзя даже под угрозой смерти и даже для отвода глаз.

 

Можно ли есть то, что моя мама готовит в субботу?

То, что еврей сделал, сознательно нарушая субботу, нельзя использовать никаким образом. То, что сделано в субботу неевреем, можно использовать только после того, как прошел срок, необходимый для изготовления этой вещи на исходе субботы. Например, если суббота заканчивается в 20:00, к этому времени нужно прибавить час, необходимый для приготовления супа, и в 21:00 его можно есть.

Иногда отказ использовать вещь, изготовленную с нарушением субботы, может привести к обидам, но в этом случае мы все равно не можем позволить себе поблажку: приказ Всевышнего выше человеческих амбиций.

 

Есть ли второе навание у месяца элул?

Месяц элул традиционно называется месяцем прощения и милосердия. Дело в том, что это последний месяц года. Сразу после него наступает еврейский Новый год, Рош Ашана, когда каждому из нас выносится приговор в Небесном суде и определяется наша судьба на будущий год. Поэтому в элуле евреи анализируют итоги уходящего года, раскаиваются в нежелательных поступках и принимают решения на будущее. И Всевышний, со своей стороны, в месяце элул как бы «спускается» поближе к нам, чтобы выслушать и принять  наше раскаяние и наши просьбы. Это время Его особой милости к нам, которое необходимо максимально использовать.

Поэтому в синагогах во время утренней молитвы в месяце элул принято трубить в ритуальный рог – шофар, звук которого напоминает нам о приближении Рош Ашана и о необходимости заняться самоанализом.

 

В прошлом номере вашей гаеты было написано, что в месяце элул принято трубить в шофар, чтобы напомнить о приближении Дня суда (Рош Ашана). Насколько мне известно, в сам Рош Ашана главная заповедь – это трубить в шофар. Но ведь о его наступлении уже не надо напоминать. Зачем же тогда трубить?

Между трублением в месяце элул и в Рош Ашана есть несколько приципиальных различий. Главное из них – то, что в элуле это лишь обычай, а в Рош Ашана – закон Торы. Поэтому в элуле слушают трубление только мужчины, приходя на утреннюю молитву в синагогу. В Рош Ашана же в синагогу приходят, чтобы послушать шофар, жещины, которым обычно не обязательно молиться в синагоге, и самые маленькие дети, даже новорожденные.

Второе различие, как Вы правильно заметили в своем вопросе – это цель и смысл трубления. В Рош Ашана трубные звуки шофара символизируют коронацию Владыки мира, которая происходит каждый год в этот день заново. Кроме того, в Рош Ашана, как и в элуле, напоминание о раскаянии по-прежнему актуально. Наконец, шофар призван напомнить Всевышнему в День суда о заслугах праотца еврейского народа – Авраама: о том, как он без колебаний согласился по Его приказу принести в жертву своего единственного сына. Проверив готовность Авраама на эту жертву, Всевышний приказал вместо Ицхака принести в жертву барана. Именно из рога такого барана и делается шофар.

 

В прошлом номере газеты было написано, что в Рош Ашана нужно обязательно придти в синагогу послушать трубление в шофар. В этом году Рош Ашана совпадает с субботой. Я живу довольно далеко от синагоги и не могу добраться до нее пешком. Что важнее: не ездить в субботу или слушать шофар в Рош Ашана?

По закону Торы важнее соблюдать субботу, не нарушая ее ни поездками в транспорте, ни ношением предметов за пределами частных владений и т. д. Поэтому в тех случаях, когда Рош Ашана совпадает с субботой, в шофар не трубят вообще. В этом году складывается именно такая ситуация: трубить в шофар во всех синагогах мира будут только во второй день праздника, не совпадающий с субботой. Ездить в этот день, разумеется, тоже нельзя, но можно носить шофар за пределами частных владений.

Поэтому к тем, кто живет недалеко от синагоги, но по возрасту или состоянию здоровья не может дойти до синагоги, хабадские центры постараются прислать представителя, который протрубит для них на дому.

А как быть всем остальным? Во всех поколениях евреи из дальних деревень и хуторов на Рош Ашана традиционно старались приехать в большое местечко, где есть синагога. Вы можете сделать то же самое –придти в еврейский центр до наступления праздника и заночевать  там. В еврейских центрах Казахстана предусмотрены для этого специальные гостевые комнаты. Еще один вариант – заранее приобрести кашерный шофар и научиться трубить самому. Если же ни то, ни другое невозможно – что ж… Молитесь, читайте Теилим и просите Всевышнего, чтобы в будущем году в Рош Ашана Вы смогли услышать звук шофара.

 

Что такое капарот?

Капарот – это старинный еврейский обычай кануна Йом Кипура. Как известно, Йом Кипур – это день искупления грехов. В этот день мы постимся и молим Всевышнего, чтобы Он отменил суровый приговор, вынесенный в Рош Ашана. Обряд капарот – это еще одна возможность перед Йом Кипуром совершить акт благотворительности, который может быть поставлен нам в заслугу в этот решающий день.

А главное – этот обряд напоминает нам о серьезности момента, чтобы мы более прочувствованно молились и постились.

Вот как выглядит этот обряд. Берут живого петуха для мужчин и мальчиков или курицу для женщин и девочек. Вращая птицу над головой, трижды говорят: «Это – замена мне, прими это вместо меня, это выкуп мой», а затем продолжают: «Пусть эта курица умрёт, а моим уделом станет благополучная долгая жизнь и мир!»

Затем курицу должен кашерно зарезать дипломированный реник, ив этом виде ее отдают нуждающимся.

Если невозможно достать живую курицу или нет резника,  можно заменить ее живой рыбой или деньгами. Делая капарот деньгами, вместо «Пусть эта курица умрёт» произносят: «Пусть эти деньги пойдут на помощь нуждающимся (цдака)».

 

Что означает на деле заповедь жить в шалаше в праздник Суккот? Прямо так по-настоящему жить в шалаше? А если погода не позволяет?

По обычаю Хабада мы не спим в шалаше, но все-таки стараемся проводить в нем большую часть времени: молимся, учим Тору, принимаем гостей, исполняем заповедь «четыре вида растений» и так далее. Во всяком случае, есть упорядоченные трапезы нужно именно в шалаше. Если идет такой сильный дождь, что еду нельзя оставить на столе, можно перейти в дом. Но хотя бы самую первую праздничную трапезу нужно постараться начать в шалаше: произнести здесь кидуш, благослов