На грани двух миров


Еврейские похороны и все, что с ними связано

Десятое тевета – день поста с древних времен. В этот день Навуходоносор начал осаду Иерусалима, приведшую в конце концов к вавилонскому изгнанию.

В наше время этот день приобрел дополнительный смысл: раввинатом Израиля он был назван днем общей поминальной молитвы по евреям, дата смерти которых неизвестна. Это было связано, главным образом, с недавно произошедшей Катастрофой, в которой погибли миллионы евреев.

Отдавая дань памяти погибших, мы приводим в теветском номере краткий свод законов еврейских похорон и траура.

Уважение к покойному

Для евреев оно проявляется в правильном захоронении, соответствующем законам Торы. При этом следует избегать любых нееврейских обычаев – таких, например, как музыка или цветы на похоронах.

Душа еврея, похороненного в соответствии с законом Торы, получает в будущем мире покой и избегает множества ненужных волнений.

Заниматься обмыванием, одеванием и захоронением еврея могут только евреи. В случае если это невозможно (например, если еврей скончался в субботу), необходимо посоветоваться с раввином.

Если в городе есть еврейский покойник, никто из евреев общины не имеет права заниматься ничем другим до тех пор, пока не найдется кто-то, кто возьмет на себя хлопоты, связанные с похоронами. Если в общине есть похоронное братство, на каждом, кто знает о случае смерти в городе, лежит обязанность немедленно сообщить о нем в похоронное братство, а также убедить родственников покойного похоронить его в соответствии с законом Торы.

Истинная милость

Исполнение любой заповеди, связанной с похоронами, называется "истинная милость", поскольку покойный не сможет отплатить тем же или даже поблагодарить. Более того, даже награду от Всевышнего за исполнение этих заповедей еврей получит только в будущем мире.

"… И в прах вернешься…"

Так сказано в Торе о человеке. Это не просто констатация факта, а руководство к действию: класть покойного нужно непосредственно в землю и только сверху прикрывать деревом. В тех странах, в которых закон обязывает хоронить в гробу, нужно делать в дне гроба как минимум два отверстия площадью 10х10 см. или хотя бы класть землю внутрь гроба.

Важно, чтобы в гробу не было металлических деталей, и поэтому для еврейских покойников делают особые гробы без гвоздей.

Ни в коем случае нельзя сжигать тело или оставлять не захороненными его части, даже каплю крови, вытекшую во время или после смерти.

Обмывание покойника

Перед захоронением тело необходимо обмыть. Это включает очищение от грязи, после чего на тело необходимо вылить одним разом не менее девяти кабов (13 литров) воды. Это можно сделать и с помощью двух ведер, но важно, чтобы вода из обоих была вылита одновременно или одно за другим без малейшего перерыва. В некоторых общинах для этой цели имеется нечто вроде миквы для обмывания покойников.

Затем покойника обряжают в саван (тахрихин) – простую белую одежду, желательно льняную, включающую брюки, рубашку, халат, шапку, пояс и простыню, в которую в конце заворачивают тело. Швы в саване не должны быть закреплены. Во многих общинах принято шить саваны только вручную. Шить саван может только еврей или еврейка, последняя – только в состоянии ритуальной чистоты.

Похороны

Нести гроб или сопровождать его в машине могут только евреи. Если нееврей хочет отдать последние почести покойному еврею, он может сопровождать гроб, не неся его (или в другой машине).

Когда хоронят мужчину, его потомкам мужского пола нельзя идти за гробом, но они могут прийти на кладбище заранее. Этот запрет столь строг, что известны случаи, когда нарушивших его, отлучали от общины.

Ни в коем случае нельзя класть на гроб, в гроб или на могилу символы других религий. Это тревожит покой умершего до тех пор, пока все это не будет убрано.

Коэну (потомку служителей Храма) нельзя дотрагиваться до покойника или даже находиться с ним в одном помещении – кроме случая так называемого "покойника заповеди", которого некому хоронить, кроме этого коэна.

По традиции перед выносом тела из дома на кладбище разбивают глиняный сосуд, произнося при этом строку из "Теилим": "Сосуд разбился, а мы спаслись".

Во время похорон читают "Теилим" (91-ю главу непременно) и молитвы.

Разрывание одежды (крия)

Ближайшие родственники покойного (дети, родители, супруг (-а), сестры и братья) совершают над свежей могилой крию – разрывают одежду. Нельзя жалеть одежду!

Дети делают надрыв слева напротив сердца, а прочие родственники – справа. Обычно кто-то посторонний помогает родственнику, сделав надрез ножом или ножницами, а затем он сам продолжает рвать рукой. Разрыв должен быть вертикальным, должны быть разорваны все слои одежды вплоть до тела. Женщина должна прикрыть место разрыва из соображений скромности. После совершения разрыва произносят благословение:

БАРУХ АТА АДО-НАЙ Э-ЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ, ДАЯН АЭМЕТ.

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, владыка вселенной, судья праведный.

В одежде с разрывом ходят всю траурную неделю кроме субботы. Если разрыв совершен по одному из родителей, разрыв не зашивают, а одежду выбрасывают таким образом, чтобы ее никто не мог подобрать и использовать.

"Кадиш"

Душа вечна, и после смерти тела ее жизнь продолжается. Она поднимается со ступени на ступень в высших мирах, в соответствии с добрыми делами покойного в этом мире. Точно так же, как человек не может взять с собой в иной мир накопленное богатство, он не может исправить в ином мире то, что сделал в этом мире или совершить добрые дела, которые не успел совершить при жизни.

Но и после смерти есть способы повлиять на то, какого уровня может достичь душа в высших мирах. Например, делать добрые дела и учить Тору в заслугу покойного (как будто это делает он сам).

Один из таких способов – молитва "Кадиш", прославляющая Всевышнего. "Кадиш сироты" произносят сыновья покойного (или покойной) во время похорон, при посещении могилы, ежедневно во время молитвы в течение первых одиннадцати месяцев после смерти и ежегодно в день смерти.

Попадая в мир истинный, душа предстает перед судом. Здесь ей приходится отчитаться за все, что она сделала в этом мире. Чтение "Кадиша" в заслугу покойного облегчает участь его души на этом суде.

Предпочтительно, чтобы "Кадиш" произносил сын покойного. Если же это невозможно, можно нанять человека (у которого нет в живых одного из родителей), который будет делать это вместо сына. Можно также давать пожертвования синагоге в обмен на то, чтобы в ней читали "Кадиш" вместо сына.

После похорон

После произнесения "Кадиша" все сопровождающие выстраиваются в две шеренги, а скорбящий разувается и проходит между ними. При этом все произносят традиционное утешение:

АМАКОМ ЕНАХЕМ ОТХА (во множественном числе – ОТХЕМ) БЭТОХ ШЭАР АВЛЕЙ ЦИОН ВЭЕРУШАЛАИМ.

Вездесущий утешит тебя (вас) вместе со всеми скорбящими Сиона и Иерусалима.

Если похороны происходят в холь амоэд, скорбящий не разувается.

Выходя с кладбища, вырывают траву или поднимают ком земли и бросают назад, говоря: "Помни, что прах мы…". Выйдя с кладбища, омывают руки и не вытирают их. Кружку для омовения рук не передают из рук в руки, а ставят в перевернутом виде, и ее берет следующий.

Одежду и обувь покойного можно использовать, кроме обуви, которую он носил непосредственно перед смертью. Ее нужно выбросить таким образом, чтобы ее никто не мог подобрать и использовать.

Траурная неделя

Скорбящего сопровождают с кладбища до его дома, где он начинает "сидеть" траурную неделю. Желательно делать это в доме покойного – так, чтобы все скорбящие сидели именно здесь.

Заповедь утешения скорбящих лучше всего выполнять, начиная с третьего дня траурной недели, чтобы дать скорбящим возможность провести первые два дня в кругу семьи. Принято оставлять дверь дома открытой в знак того, что каждый желающий утешить скорбящих может войти. В этом есть и техническая необходимость: ведь скорбящие должны именно сидеть, а не вскакивать каждый раз, когда приходят их утешать.

Нельзя здороваться и прощаться со скорбящими, в том числе протягивать им руку. Если же утешающий по ошибке сделал это, скорбящий не должен отвечать.

Всю траурную неделю скорбящему запрещено мыться, пользоваться косметикой и парфюмерией и вступать в интимные отношения (даже в субботу). Поскольку ему также запрещено выходить из дома, для скорбящих мужчин необходимо организовать общественные молитвы (в присутствии десяти взрослых евреев) прямо на дому. Без этого у скорбящего нет возможности произносить "Кадиш".

"Ибо свеча Всевышнего душа человека…"

Принято в течение всей траурной недели зажигать свечу в заслугу покойного там, где сидят скорбящие родственники. Если каждый из скорбящих хочет зажечь собственную свечу – он может сделать это.

Точно так же ежегодно в канун дня смерти зажигают суточную свечу по покойному.

Тридцать дней

Первые тридцать дней после похорон скорбящим запрещено стричься и бриться. Только после наступления тридцатого дня можно стричься и бриться. Это касается родителей, супругов, сестер и братьев покойного. Детям же покойного нельзя стричься и бриться до тех пор, пока знакомые (по прошествии тридцати дней) не начнут делать им замечания по поводу внешнего вида.

Мужчине желательно быть хазаном во время общественной молитвы.

Первый год

В течение первого года после смерти близкого нельзя посещать торжества и развлекательные мероприятия. Нужно три раза в день молиться в миньяне, чтобы иметь возможность произносить "Кадиш".

Установка памятника

По поводу сроков установки памятника есть два обычая: на тридцатый день после похорон или перед первой годовщиной смерти.

Точно так же, как запрещено украшать саван, не следует делать надгробный памятник слишком роскошным. Не должно быть различий между памятником, установленным бедными или богатыми родственниками.

День смерти

В годовщину смерти обычно посещают могилу. Если нет такой возможности, можно посетить могилы других родственников, а еще лучше – могилы еврейских праведников.

Учат "Мишну" в заслугу покойного, читают "Теилим" и произносят "Кадиш" во время общественной молитвы. Для изучения лучше выбрать главы "Мишны", начинающиеся с букв, входящих в имя покойного. Устраивают трапезу в заслугу покойного.

Круглый год и особенно в день смерти хорошо делать добрые дела в заслугу покойного: печатать святые книги, жертвовать на благотворительность, писать свитки Торы, устраивать обеды для нуждающихся и так далее.