Синагога

Синагога – это еврейский дом молитвы. На святом языке она называется "дом собрания", поскольку в нем собираются люди.  Евреи молятся три раза в день:

  1. утром – молитву шахарит,
  2. днем молитву минха
  3. и вечером –молитву аравит.

Синагога в Усть-Каменогорске

В субботу, новомесячье и праздники после шахарит произносят дополнительную молитву – мусаф. В Йом Кипур есть еще пятая молитва – неила, которую произносят после минхи.

Синагогу называют малым Храмом, поскольку это место святое и этим может сравниться с иерусалимским Храмом.

 

Общественная Молитва – Миньян

Чтобы молитва считалась общественной, необходим миньян – не менее десяти совершеннолетних мужчин ( не младше 13 лет). Там, где есть десять взрослых евреев, присутствует Всевышний. Откуда это известно? "Г-сподь стоит среди общины Б-га" (Вавилонский Талмуд, раздел Брахот, лист 6\1). Если молитва произносится без присутствия миньяна, некоторые ее части не произносятся: не говорят Кадиш, Барху, Кдуша и не читают Тору, а также Хазан не произносит повторение молитвы. Общественные молитвы происходят обычно в синагоге, и поэтому ее называют Домом собрания.

Синагога – малый Храм

Пока существовал иерусалимский Храм, построенный царем Соломоном и разрушенный вавилонянами, он был единственным местом, где осуществлялась прямая связь со Всевышним и где можно было приносить жертвы. После его разрушения молитва в синагоге стала заменой жертвоприношений в Храме.

Строение синагоги

Хотя в еврейском законе нет указаний по поводу строения синагоги, со временем устоялись принципы, которых придерживаются при строительстве всех синагог мира:

 

  • Ковчег, в котором хранятся свитки Торы, устанавливается у так называемой "восточной стены" (стены, обращенной к Иерусалиму, а в Иерусалиме – к Храму).Его закрывает занавес, украшенный вышитыми стихами Торы.
  • Возвышение (бима) в центре синагоги, на котором находится стол для свитков Торы (тева). В ашкеназских синагогах возле этого стола ставится стул для старосты синагоги (габая), а вся бима находится в передней части зала рядом с ковчегом.
  • Амуд – конторка, на которой лежит молитвенник для хазана (кантора), ведущего общественную молитву.
  • Перед ковчегом, как правило, расстелен ковер, на котором стоят коэны (священники), когда они выходят благословлять народ.

 

Интерьеры синагог у разных общин и в разные исторические периоды отличаются один от другого. Есть синагоги с богатым интерьером, и есть скромные. Так, центральная иерусалимская синагога украшена витражами, а в римскую эпоху было принято украшать пол синагог мозаикой, изображающей знаки Зодиака, а также сцены из Писания.

За пределами земли Израиля синагоги развернуты по направлению к Святой земле, в Израиле – по направлению к Иерусалиму, а в Иерусалиме – по направлению к Храмовой горе. Такое указание содержится в молитве царя Соломона: "И вернутся к Тебе всем своим сердцем и всей своей душой из страны врагов, что пленили их, и будут молиться Тебе через свою землю, которую Ты дал отцам их, город, который Ты избрал, и дом, который построил во славу Свою" (Цари-1, 8\48).

В синагогах есть отдельное место для молитвы мужчин и женщин. Как правило, женская часть находится на балконе, сзади мужской или рядом с ней. Называется она эзрат нашим, как называлась женская часть в Храме. По закону достаточно перегородки высотой  метр, отгораживающей женскую половину от мужской, однако в этом вопросе стараются устрожать и делают перегородку выше человеческого роста.

 

Староста синагоги называется габай, он отвечает за материальную и организационную часть функционирования синагоги: время молитв, раздача вызовов к Торе и других почетных ролей, и т. д. Как правило, есть целая группа старост, выбранных прихожанами синагоги.

 

Святость синагоги

Здание синагоги свято, и поэтому в нем нельзя есть и спать. Однако если синагога становится по разным причинам укрытием и пристанищем, это разрешается.

Запрещается разрушать действующую синагогу. Разрешение на это можно получить, только если это делается ради строительства на ее месте новой синагоги. Одно из обсуждений разрешения такого рода содержится в Талмуде. Открывается оно мнением рава Хисды, который постановляет, что нельзя разрушать старую синагогу до того, как будет построена новая. Почему? По этому вопросу мнения разделяются. Одни считают, что из опасения, что строительство новой синагоги не будет завершено, другие – потому что во время строительства не будет места для молитвы. Если есть временное помещение для молитвы, все равно остается первое опасение – что синагога не будет достроена. В продолжение диспута рав Аши постановляет, что разрушать синагогу запрещено, даже если строительные  материалы уже запасены, поскольку есть опасение, что они могут быть проданы ради выкупа пленных. В конце концов, в Талмуде постановляется, что если в здании возникли трещины, которые могут привести к его разрушению, можно разрушить его ради строительства нового. Более позднее обсуждение, связанное с разрушением Ордусом (Иродом) второго Храма и постройкой на его месте нового, заканчивается выводом некоторых его участников, что если власти хотят разрушить синагогу ради строительства новой, это разрешается, поскольку решение властей обладает силой, и нет опасения, что ее решение поменяется.