Глоссарий

Миньян молитвенное собрание из десяти и более взрослых мужчин, на котором разрешается читать Тору и произносить некоторые молитвы.

“Мусаф” – дополнительная молитва, которую читают в cубботы, новомесячья и праздники.

Доллар Ребе – яркий пример превращения материального в духовное. Любавичский Ребе имел обычай давать еврею, пришедшему к нему за благословением, один доллар, для того чтобы тот пожертвовал его на благотворительность и таким образом стал посланником Ребе, выполняющим от его имени заповедь. Наши мудрецы говорят, что с посланником, выполняющим заповедь по чьей-то просьбе, не может случиться ничего плохого. Таким способом Ребе “приставлял охрану” к еврею.

Естественно, что на благотворительность все жертвовали эквивалентную (или большую) сумму, а доллар Ребе хранили как материальное воплощение благословения. Известно множество историй чудесного спасения обладателей таких долларов из самых опасных переделок.

Машиах – буквально “помазанник”, то есть законный царь, прямой потомок царя Давида, который, в соответствии с еврейским учением, придёт в конце времён, победит врагов Всевышнего, соберёт всех евреев в Святой Земле и отстроит заново Иерусалимский Храм.

Бааль Шем Тов (Бешт) – основатель учения хасидизма.

Кадиш - Это молитва на арамейском языке (разговорном языке евреев времён Талмуда), прославляющая Всевышнего. Произносят её только в миньяне, то есть в присутствии не менее 10 взрослых мужчин-евреев. Ее произносят громко, чтобы все присутствующие слышали и отвечали после каждой фразы «Амен», тем самым соглашаясь со словами Кадиша.

Кадиш ятом (Кадиш сироты) - В средние века сложился обычай произносить Кадиш после смерти отца или матери. Это символизирует крепость скорбящего человека в вере и заслугу покойного, воспитавшего достойного сына. Его произносят три раза в день, во время утренней, дневной и вечерней молитв в синагоге, после “Алейну”, в течение 11 месяцев после смерти и затем ежегодно в день смерти. Чтение Кадиша защищает душу покойного, в честь которого он читается, от сурового приговора Небес.

Кроме кадиша сироты существуют и другие виды кадишей.

Бар-мицва – обряд совершеннолетия, наступающего согласно Торе в тринадцать лет. С этого возраста мальчик в полном объеме получает права и обязанности взрослого еврея. Бар-мицвой также принято называть самого мальчика, достигшего совершеннолетия.

Коэн – священник, еврей, происходящий по мужской линии от первосвященника Аарона и имеющий право служить в Храме, если он не находится в состоянии нечистоты. Каждый день еврейский народ ждет, что Храм будет восстановлен, и поэтому коэн обязан всегда быть в состоянии ритуальной чистоты, в частности, не приближаться к мёртвому телу или могиле. Но пока не отстроен Храм, у коэнов все-таки есть особая работа – благословлять евреев от имени Всевышнего.

Гиюр – акт перехода нееврея в еврейство. Г. включает в себя две составляющие: полное и безоговорочное принятие на себя всех законов Торы и ритуальное окунание. Г. подтверждается специальными уполномоченными, проверяющими наличие обоих условий. Г. не имеет обратной силы, но при отсутствии одного из условий может быть объявлен недействительным изначально.

Человек, прошедший гиюр, называется гером. По отношению к геру существует целый комплекс законов, касающихся этической сферы. Например, запрещено при нём плохо говорить о неевреях, запрещено напоминать ему о нееврейском прошлом. К геру применяются те же законы милосердия, что и к вдовам и сиротам.

Шаатнез – ткань или одежда, в состав которой одновременно входят лён и шерсть. Еврею запрещено носить или иным образом использовать такую смесь.

Колель – учебное заведение для изучения Торы взрослыми.

Кашерный – буквально “подходящий”, соответствующий еврейскому закону. Это определение может применяться к любому предмету или явлению, но прямой его смысл – “подходящий для еды или для её приготовления в соответствии с еврейским законом”. От прилагательного к. образован глагол “кашеровать”, т.е. делать кашерным, и существительное кашрут, т.е. комплекс законов питания.

Окунание – в иудаизме существует понятие духовной нечистоты, которую люди или предметы могут приобретать в некоторых ситуациях. Одним из условий освобождения от неё является окунание в специальный водоём, называемый миквой.

Миква – особый водоём, предназначенный для очищения от духовной нечистоты путём окунания. М. может служить как естественный водоём с проточной водой, так и искусственный, определённым образом соединённый с естественным.

Завет Авраама (обрезание) - заповедь Торы, предписывающая обрезать крайнюю плоть каждого еврейского мальчика в возрасте 8 дней. Эта операция является «печатью», скрепляющей союз Всевышнего с Его народом.

Пророк Элияу (Илия) – один из наиболее известных еврейских пророков, один из немногих, удостоившихся подняться в рай при жизни, в физическом теле. Порицая евреев за идолопоклонство, он однажды воскликнул в сердцах, что те оставили завет Всевышнего. За это обвинение Его народа Всевышний приговорил Элияу присутствовать на каждом обрезании еврейского мальчика, чтобы Элияу мог убедиться, что евреи по-прежнему привержены Завету Авраама. С тех пор Элияу незримо присутствует на каждом обрезании.

Моэль – специалист, обученный делать обрезание. Кроме владения физиологическим/медицинским аспектом обрезания должен обладать знанием еврейских законов в своей области.

Сандак – наиболее почетная роль в церемонии обрезания – держит новорожденного во время проведения обрезания.