Что такое еврейский календарь?

Еврейский календарь отсчитывает длительность существования мира и в качестве точки отсчета берет момент его сотворения.

В еврейском календаре отмечены все важные события и сезоны, а также субботы, праздники и посты – вместе они определяют ритм и направление жизни еврея.

Еврейский календарь является лунно-солнечным, поэтому, несмотря на то, что месяц определяется по лунным фазам и состоит из 29 или 30 дней, каждый из еврейских праздников всегда выпадает на свой сезон года. Так, например, Песах всегда отмечается весной, а великие праздники Тишрея – Рош Ашана, Йом Кипур, Суккот и Симхат Тора – осенью.

Еврейский год состоит из двенадцати или тринадцати месяцев. Год из тринадцати месяцев считается високосным. Именно благодаря добавлению тринадцатого месяца, а это в течение 19-годичного цикла происходит семь раз, праздники не меняют своего сезона. Дополнительный месяц всегда состоит из 30 дней и называется Адар бет.

Лунный еврейский месяц начинается, когда на небе появляется новая луна. Ранее еврейский народ начинал жить в новом месяце после того, как совет мудрецов (санэдрин) выносил решение о том, что месяц начался. Для принятия этого решения санэдрин вызывал двух свидетелей, видевших новый месяц, и подробнейшим образом выяснял у них, где они видели новый месяц, как он выглядел, какие у него были особенности и так далее. Если мудрецы расценивали услышанное, как заслуживающее доверия, решение принималось, и весть об этом решении передавалась из Иерусалима в самые дальние уголки Земли Израиля, а весь Израиль праздновал новомесячье – Рош ходэш (главу месяца).

Освящать новый месяц – это одна из заповедей Торы. Во время освящения нового месяца в Храм приносили соответствующие жертвы.

Сегодня, пока санэдрин не существует, начало нового месяца устанавливается согласно расчетам. Так как полный оборот Луны происходит примерно за 29,5 дня, то в одном месяце Рош ходэш отмечается один день, а во втором месяце – два дня.

Неделя в еврейском календаре длится 7 дней, это связано с тем, что, согласно Торе, Всевышний сотворил мир за семь дней: шесть дней творил, а в седьмой отдыхал. Тора предписывает евреям также отдыхать в седьмой день недели – субботу.

День в еврейском календаре начинается с заходом солнца и заканчивается следующим заходом солнца. Это связано с тем, что Тора завершает описание каждого дня творения мира словами “И был вечер, и было утро”.

Еврейский календарь никогда не отставал от солнечного более чем на 22 дня и не опережал его более чем на 8 дней. Таким образом, еврейские месяцы “пляшут” относительно солнечных, но не “кочуют” по всему календарю в течение года.

Каждому еврейскому месяцу, так же как и каждому колену народа Израиля, соответствует определенный знак Зодиака. Но еврейские мудрецы говорят, что созвездия не влияют на еврейский народ, так как он получает благословение напрямую от Всевышнего.