17 Тамуза - День разрушения Храма

Два Храма было у еврейского народа.

Первый построил царь Соломон, второй – вавилонские изгнанники после возвращения на Святую Землю. Трижды в году, в Песах, Шавуот и Суккот, весь еврейский народ сходился в Иерусалим, в Храм. В Иерусалиме действовали особые законы, призванные сделать пребывание паломников в этом городе максимально приятным. Нельзя было пристраивать к домам террасы, чтобы на улицах было достаточно места; особое внимание уделялось чистоте и красоте улиц. Весь еврейский народ стекался к Храму, коэны в своих особых одеждах вели службу и приносили жертвы, в то время как левиты сопровождали их работу игрой на музыкальных инструментах и пением.

Первый Храм был разрушен вавилонянами, второй – римлянами. Опустевший Иерусалим лежит в развалинах.

 

Разрушение Первого Храма

«И берегитесь, чтобы не соблазнились сердца ваши…»

Перед тем, как евреи вошли в Землю Обетованную, Моше и Еошуа предупредили их, чтобы они не обращались к языческим богам, ибо земля эта не потерпит грешников. Однако в то время тяга к язычеству была так сильна, что тяжело было устоять перед соблазном. Евреи, поселившись в Святой Земле, забыли Всевышнего и предались языческим культам.

Поначалу евреи стеснялись служить языческим богам открыто, но постепенно привыкли и даже стали гордиться своим язычеством.

В те времена единое еврейское царство раскололось на два: Иудейское  - со столицей в Иерусалиме и Израильское. Еровам сын Невата был первым израильским царем, который публично сбил народ с пути истинного. Он построил капища в Бейт Эле и Дане и запретил приходить в Иерусалим по праздникам. После него правил Ахав, который продолжал грешить. Он стер имя Всевышнего из свитков Торы и вместо него вписал имя языческого бога Ваала. И царь Менаше, правивший Иудеей, вел себя не лучше. Он разрушил жертвенник Всевышнего и вместо него построил жертвенники Ваала, установил идолов в Храме и убил пророка Ешаяу.

Все это время Всевышний жалел еврейский народ, не проявляя свой гнев и давая ему время для раскаяния. По своей великой милости Он даже посылал к нему пророков, которые наставляли и предупреждали евреев. Но все было напрасно: еврейский народ погрузился в грехи и не слушал их предупреждений.

 

Пророчества Ермияу

Одним из таких пророков, посланных к еврейскому народу, был Ермияу. С болью кричал он своим соотечественникам: «Когда вижу я будущее Иерусалима, сердце мое обливается кровью! Молю вас, оставьте пути зла!» Но евреи лишь преследовали Ермияу за его пророчества и не прислушивались к ним.

 

Навуходоносор боится

Когда царем Вавилона стал Навуходоносор, он услышал голос с небес: «Раб негодный! Иди и разрушь иерусалимский Храм, ибо евреи оставили Всевышнего!» Но Навуходоносор боялся, что в конце концов он будет наказан Всевышним за разрушение Храма, как был наказан его предшественник ассирийский царь Сеннахериб, пытавшийся во главе огромной армии захватить Иерусалим.

 

Вот история Сеннахериба. В то время в Иерусалиме правил царь Хизкия, праведник, который старался исправить ущерб, нанесенный духовному состоянию народа его предшественниками. Он узнал о приближении вражеской армии накануне Песаха, но не проявил никакого беспокойства и велел народу спокойно готовиться к празднику и принести пасхальную жертву как обычно. Настал вечер Песаха, и все евреи уселись за пасхальный седер. Когда же наутро дозорные посмотрели со стен города на вражескую армию, они увидели, что все воины мертвы: похоже, что они были поражены эпидемией. Сеннахериб и двое его сыновей были одними из немногих уцелевших в лагере ассирийцев. Сеннахериб дал обет своим богам, если доберется живым до дома, принести им в жертву обоих сыновей, но те узнали об обете и убили отца.

Навуходоносор не хотел повторить судьбу Сеннахериба и не торопился выступать в поход против Иерусалима. Но царям Аммона и Моава, заклятым врагам евреев, стали известны слова пророков о том, что Всевышний гневается на свой народ за поклонение чужим богам и  угрожает им разрушением Иерусалима. Они послали к Навуходоносору гонцов, чтобы сообщить ему радостную весть, и после некоторых колебаний тот, наконец,  решился.

Навуходоносор отправляется в поход на Иерусалим,  но, прежде чем принять окончательное решение, Навуходоносор ищет знаков свыше: он пускает стрелы, на которых написаны названия разных царств и городов, и все они падают, лишь стрела с надписью «Иерусалим» летит в цель.

На второй год своего царствования Навуходоносор собирает армию и идет к Иерусалиму. Ему удается захватить город, но он не подвергает Иерусалим разрушению и не уводит в плен его жителей. Он даже не смещает царя Еоякима, лишь облагает Иудею налогами.

Три года Еояким исправно платил налоги, но, видя, что Навуходоносор занят многочисленными войнами, перестал это делать. Действительно, следующие три года Навуходоносор не обращал внимания на восставшую против его господства Иудею, но, расправившись с более срочными делами, повернул в сторону Иерусалима. Он захватил в плен Еоякима и часть храмовых сосудов и посадил на трон сына Еоякима – Еояхина. Сам же Еояким умер в плену.

Навуходоносор слышал о необыкновенно остром уме еврейских детей, превосходящем ум детей других народов, и приказал доставить  к нему несколько еврейских мальчиков – самых способных, здоровых, красивых и знатного происхождения. Он хотел вырастить их в своем дворце, обучить всяким наукам и затем сделать своими советниками. Среди детей, привезенных во дворец Навуходоносора, были Даниэль, Хананья, Мишаэль и Азарья. C годами эти дети действительно стали царскими советниками и немало добрых дел сделали своим собратьям в изгнании.

Но до тех пор царскими советниками были люди, враждебные евреям. Они сказали Навуходоносору: «Пока царская семья и знатные семьи евреев остаются в Иерусалиме, ты не сможешь владеть им безраздельно. Для твоей пользы будет лучше увести их в плен». Навуходоносор согласился с их советом, вернулся в Иерусалим и забрал с собой Еояхина и еще десять тысяч знатных и влиятельных жителей Иерусалима. Среди этих изгнанников были Мордехай и пророк Ехезкель. Эта духовная элита подготовила в Вавилонии почву для расцвета еврейской культуры в изгнании. Благодаря этой милости Всевышнего Тора не только не забылась в еврейском народе на протяжении вавилонского изгнания,  напротив: Вавилон стал мировым центром изучения Торы.

 

Царь Цидкияу

Уведя в плен царя Еояхина, Навуходоносор посадил вместо него на трон его дядю по имени Матанья, и велел ему поклясться на свитке Торы, что он не восстанет против Вавилона. После того как Матанья поклялся, Навуходоносор дал ему новое имя – Цидкияу (Б-г – моя справедливость), сказав: «Если ты нарушишь эту клятву, Б-г восстановит справедливость, совершив над тобой суд». Однако советники уговорили Цидкияу восстать, несмотря на пророчество Ермияу, приказавшего царю от имени Всевышнего подчиниться Вавилону и тем спасти Иудею.

 

Осада Иерусалима

На девятый год правления Цидкияу Навуходоносор идет на Иерусалим, чтобы подавить восстание. Он останавливается неподалеку от города и посылает своего полководца Невузардана на его захват. Десятого тевета Невузардан подходит к стенам Иерусалима и окружает его. Он пытается пробить городские стены, но это ему не удается: Всевышний укрепляет город, чтобы дать его жителям последнюю возможность раскаяться. Вавилоняне пытаются забрасывать Иерусалим камнями и стрелами, но среди его защитников достаточно стойких солдат, чтобы отразить эти атаки.

Один из них, по имени Авика бен Гватри, обладал такой нечеловеческой силой, что хватал руками камни, которые бросали вавилоняне, и швырял их обратно, убивая врагов. Когда камней становилось особенно много, он отбивал их даже ногами. Но Всевышний увидел, что евреи по-прежнему надеются на свою силу и не помышляют о раскаянии, послал ветер, и Авика упал со стены, разбившись насмерть.

Полтора года был Иерусалим в осаде. В городе начался голод, и многие его жители умерли.

Тем временем Невузардан уже отчаялся и собрался повернуть обратно, когда  услышал голос с небес: «Теперь ты захватишь Иерусалим, ибо пришло время его разрушения». Невузардан взял в руку топор – последний из топоров, оставшийся у него, ибо все остальные были сломаны при попытках пробить ворота Иерусалима – слегка ударил им по городской стене и пробил ее. Враги вошли в город. Было это 9 тамуза.

 

Прекращение жертвоприношений в Храме

Вавилоняне убивали направо и налево всех, кто встречался на их пути, но ворваться в Храм им пока не удалось: он был окружен дополнительной стеной, и коэны защищали его, продолжая дважды в день приносить жертвоприношения. Когда иссякли запасы жертвенных животных, они подкупили вавилонян, осаждавших Храм, и те в обмен на серебро и золото поставляли им баранов. Но и этому пришел конец: 17 тамуза коэны не получили барана, и впервые ежедневная жертва не была принесена.

 

Конец иерусалимского Храма

Когда пришло время разрушения Храма, Всевышний приказал пророку Ермияу, который находился внутри Храма вместе с его защитниками, выйти из Иерусалима и идти в Анатот. 7 ава враги вошли в Храм. Три дня они были заняты его разграблением. К концу третьего дня, 9 ава, вавилоняне увидели, как четыре ангела с горящими факелами спускаются с небес. Они подожгли Храм с четырех углов. Пожар продолжался весь остаток дня и большую часть дня следующего – 10 ава.

 

«За Тебя мы гибли…»

Ворвавшись в Храм, вавилоняне схватили первосвященника и зарезали его на жертвеннике. Увидев это, его дочь закричала от ужаса. Тогда схватили и ее и зарезали рядом с отцом. Дети коэнов взяли ключи от помещений Храма, поднялись на крышу и закричали, обращаясь ко Всевышнему: «Хозяин мира, мы не удостоились быть управляющими в Твоем доме. Вот, забери ключи». Они швырнули ключи вверх, и тогда с небес протянулась рука и подхватила их. А сами дети прыгнули с крыши в пламя.

И все коэны и левиты, бывшие тогда в Храме, попрыгали в огонь.

 

Конец Цидкияу

Царь Цидкияу после захвата Иерусалима вместе с десятью своими сыновьями бежал в Иерихон по приготовленному заранее подземному ходу. Но Всевышний послал оленя, который побежал вдоль подземного хода. Вавилонские солдаты, увидев его, бросились в погоню и настигли его как раз в том месте, где царь с сыновьями вышли на поверхность. Их схватили и привели к Невузардану, а тот отправил к Навуходоносору. «Что мне делать с тобой? – спросил Цидкияу Навуходоносор. – Каким судом судить тебя? По закону вашей Торы ты достоин смерти, ибо поклялся именем Всевышнего и нарушил клятву. И по законам Вавилона ты тоже должен умереть».

«Ты прав, - ответил Цидкияу, - я достоин смерти. Только одна просьба у меня к тебе: убей меня прежде моих сыновей, чтобы не видеть мне их смерти». «Нет, - закричали его сыновья, - прежде убей нас, чтобы не видеть нам смерти отца!»

«Хорошо, - сказал Навуходоносор, - я знаю, как исполнить обе ваших просьбы. Сначала я прикажу выколоть глаза отцу, а потом убить сыновей».

Уходя в вавилонский плен, ослепленный Цидкияу кричал: «Смотрите, люди! Прав был пророк Ермияу. Он предсказал мне, что я уйду в Вавилон и там умру, но Вавилона не увижу!»

 

Возвращение Ермияу

Возвращаясь из Анатот, Ермияу увидел столб дыма, поднимавшийся над Храмом, и обрадовался, ибо думал, что это дым от возобновленных жертвоприношений. Однако, подойдя ближе к городу, он понял, что ошибался: Храм лежал в развалинах, а в сторону Вавилона вели следы многих ног, залитые кровью. Тогда закричал Ермияу и бросился вдогонку за изгнанниками. Догнав их, он целовал и обнимал несчастных пленников, говоря: «Братья мои дорогие, вот что случилось с вами за то, что не слушали голоса Всевышнего!» Он кинулся к закованным в цепи и попытался тоже просунуть свою голову в железный ошейник, но стражники отогнали его: Навуходоносор приказал не причинять никакого зла пророку. Тогда Ермияу повернул обратно, а пленники продолжали идти и идти без остановок: Навуходоносор велел гнать их без отдыха до реки Прат и не позволять им плакать и молиться, ведь если евреи раскаются и обратятся к Всевышнему, пока они не перешли границу Святой Земли, все еще может перемениться.

 

«Как петь нам песнь Всевышнему в земле изгнания!?»

Навуходоносор приказал левитам играть на музыкальных инструментах, услаждая слух его полководцев во время пира и жертвоприношений языческим богам. Но левиты не согласились подвергнуть такому унижению святые мелодии Храма и веселиться, когда его развалины еще дымятся. Чтобы не выполнять этот приказ, каждый из них откусил себе большой палец правой руки.

Навуходоносор разгневался и убил многих из них. И тогда поклялся Всевышний, что евреи еще удостоятся возвращения в Сион.

 

Гедалья бен Ахикам

Навуходоносор знал, что евреи владеют секретом получения голубой краски из особого моллюска, а также умеют выращивать хурму и добывать из нее ароматное масло для благовоний. Поэтому он оставил в Иудее небольшую группу простых людей, которые не помышляли бы о восстании, и старостой над ними поставил Гедалью бен Ахикама. Понемногу эти люди под началом Гедальи стали восстанавливать свою жизнь. Об этом узнали евреи, бежавшие от Навуходоносора в Аммон, Моав и Эдом. Слухи о возрождении еврейской общины в Иудее достигли царя Аммона. Он мечтал отнять у Навуходоносора власть над Иудеей и считал, что кратчайший путь к этому – убить его ставленника Гедалью и назначить наместника, который будет подчиняться ему. Подходящей кандидатурой для этого он посчитал некоего Ишмаэля бен Нетанья. Ишмаэль завидовал Гедалье и считал, что пост наместника должен был достаться ему, отпрыску царского рода, а не этому простолюдину.

Друзья и советники Гедальи предупреждали его, что Ишмаэль бен Нетанья покушается на его жизнь, и призывали принять меры, но чуждый политике Гедалья не хотел и слышать об этом.

Конец

В Рош Ашана, через 52 два дня после разрушения Храма, Ишмаэль бен Нетанья и десять его сторонников пришли к Гедалье и попросили поговорить с ним с глазу на глаз. Во время этой беседы они внезапно набросились на Гедалью и вавилонских солдат, охранявших его, и убили их. Жалкая кучка поселенцев, остававшихся в Иудее, опасаясь мести Навуходоносора, бежала в Египет. Так исполнилось пророчество «И рассею вас среди народов, и оставлю после вас опустошение мечом, и будет земля ваша пуста и города разрушены…» (Ваикра 26-32)

 

Разрушение второго Храма