"Помни, что сделал тебе Амалек"

"Парашат Захор" и ее законы • Амалек • Ненависть Амалека к Израилю • Первый из врагов Израиля • "Первые плоды" — это трума • "И пришел Амалек" • Сила Амалека • Рефидим • "Маса и Мерива" • Идолопоклонство в лагере • "Помни, что сделал тебе Амалек" • "И вот, когда даст тебе Всевышний отдых..." • Заповедь ненависти • Из рассказов наших мудрецов • Обычаи, связанные с заповедью "мхият Амалек" • День Ториянуса

 

Глава Захор и ее законы

4 פרשיות

Предисловие

Четыре главы – ארבע פרשיות

Наш учитель Моше установил обычай, согласно которому необходимо читать Тору по свитку в субботу и в праздники. Принято, что по субботам семь человек читают недельную главу Торы и один – отрывок из Книг Пророков, Афтару. Тот, кто читает Тору седьмым, заканчивает чтение главы; тот, кто читает Афтару, повторяет несколько последних фраз недельной главы Торы (чаще всего три) и после этого начинает читать отрывок из Книг Пророков.

В году есть четыре субботы, в которые читаются две различные главы.

Это последняя суббота Швата (в невисокосном году), и (почти в каждом году) три субботы Адара. Иногда это четыре субботы месяца Адара или три субботы Адара и первая суббота Нисана.

В високосном году, в котором два месяца Адар, выделяют второй из них, предшествующий Нисану. В таком случае первой из этих четырех суббот становится последняя суббота первого месяца Адара.

Во все эти субботы семь человек читают по одному свитку Торы недельную главу. Восьмой, повторив последние фразы недельной главы, читает другую главу по второму свитку, а затем – отрывок из пророков, связанный с только что прочитанной им главой Торы.

Вот какие главы Торы читаются в эти субботы в дополнение к обычной недельной главе.

В первую субботу читают отрывок из главы Ки Тиса («Когда будешь исчислять»), посвященный налогу в половину шекеля, при помощи которого Вс-вышний разрешил Моше сосчитать всех взрослых (старше двадцати лет) мужчин Израиля. Этот отрывок называется Шкалим – Глава о шекелях.

Во вторую субботу читают окончание главы Ки Теце («Когда выйдешь») начиная со слов: «Помни, что сделал тебе Амалек». Этот отрывок, обязывающий нас вечно продолжать борьбу с Амалеком и его потомками, называется Захор – Глава «Помни!»

В третью субботу читают отрывок из главы Хукат («Устав»), рассказывающий о законах, связанных с пеплом, получаемым при сжигании пара адума – «красной телки». Этот отрывок называется Пара – «Глава о телке».

В четвертую, последнюю, субботу читают отрывок из главы Бо («Войди»), в котором сказано: «Этот месяц для вас – начало месяцев». Именно здесь Тора заповедала нам освящать новомесячья. Этот отрывок так и называется –Аходеш, «Глава о месяце».

 

В субботу, предшествующую празднику Пурим, из Ковчега достают два свитка Торы. По одному из них семь человек читают недельную главу Торы, по другому один человек читает мафтир – "Помни (Захор), что сделал тебе Амалек", завершающий отрывок из главы Ки теце книги Дварим. Эту субботу называют "Суббота Захор" из-за того, что в нее читают этот отрывок.

Заповедь Торы обязывает каждого еврея хранить в сердце ненависть и вражду к Амалеку и его потомству, помнить и пересказывать вслух его злодеяния, а также рассказывать детям и внукам о том, что сделал нам этот злодей по дороге, когда мы выходили из Египта; все это – пока мы не истребим самую память о нем из этого мира, не "сотрем его имя", не уничтожим его без остатка, так, чтобы не уцелела ни одна живая душа – ни мужчина, ни женщина, ни один предмет, который был бы назван его именем. Вот чего требует от нас Тора, говоря: "Сотри память об Амалеке в мире под Небесами – не забудь". Наши мудрецы так объясняют эти слова: "Помни" – значит "пересказывай", "Не забудь" – "храни в сердце".

Чтобы выполнить позитивную заповедь Торы, обязывающую нас пересказывать злодейства Амалека и хранить в сердце ненависть и вражду к нему, мы, согласно постановлению еврейских мудрецов, читаем главу Захор по свитку Торы публично, в присутствии всей общины в субботу перед Пуримом для того, чтобы "уничтожение Амалека" непосредственно предшествовало "уничтожению Амана", который был его прямым потомком.

Несмотря на то, что отрывок, содержащий заповедь ненависти к Амалеку, читается, в свой черед, в составе недельной главы Ки теце, в конце лета, мы обязаны читать его еще раз отдельно. Когда мы читаем его вместе с недельной главой, мы сосредоточены на том, чтобы выполнить установленную Моше заповедь чтения Торы по субботам; читая его отдельно, перед Пуримом, мы сосредоточиваемся на выполнении заповеди Торы, обязывающей нас хранить ненависть к Амалеку.

Существует мнение, что тот, кто пропустил специальное чтение главы Захор, все-таки выполняет заповедь Торы, выслушав читаемую в Пурим главу Торы "И пришел Амалек".

То, что женщины приходят в синагогу для того, чтобы слушать чтение главу Захор – это только обычай, а не требование еврейского закона. Заповедь "помнить [о злодеяниях Амалека]" относится только к мужчинам, на которых лежит обязанность победить потомков Амалека в битве. Поскольку женщины не участвуют в военных действиях, к ним вообще не относятся заповеди, связанные с ведением войны, в том числе и обязанность "помнить". Необходимо отметить, однако, что, по мнению ряда выдающихся авторитетов, женщины обязаны слушать чтение главу Захор наравне с мужчинами, потому что в особой, обязательной войне, войне-заповеди, участвует весь еврейский народ.

После этого в синагоге читают Гафтару – 15-ю главу из Первой книги пророка Шмуэля, в которой сказано:

"Так сказал Всевышний: "Помню Я, что сделал Амалек Израилю"".

 

Амалек

Амалек, прародитель амалекитян, был внуком Эсава. Его отец – Элифаз, первенец Эсава, мать – Тимна из семьи хурийских князей, живших в земле Сеир. Она была наложницей Элифаза и родила ему Амалека.

В Мидраше сказано:

"Эсав сказал Амалеку: "Я много раз пытался убить Яакова, но мне это не удалось. Постарайся отомстить за меня".

Амалек прожил много лет. Он видел, как Яаков и его сыновья ушли в Египет, он был еще жив, когда, через двести десять лет, еврейский народ вышел из Египта. Когда египтяне поработили евреев, он обрадовался и решил, что месть Эсава свершилась: скорее всего, евреи никогда не освободятся от египетского рабства, но если они все-таки выйдут из Египта, он, Амалек, подстережет их в пустыне и уничтожит. Он насаждал в сердцах своих потомков, число которых быстро увеличивалось, пока они не стали настоящим народом, ненависть к Израилю, и преуспел в этом "воспитании". Когда Амалек увидел, что народ Израиля выходит из Египта, гордый и свободный, его ненависть запылала, как жаркий огонь. Он собрал всех своих людей и расположил их в скрытом месте на пути Израиля. Сыны Израиля устали и ослабели, и тогда Амалек вышел из засады и напал на них, как сказано в Торе – "И пришел Амалек".

Ненависть Амалека к Израилю

Ненависть Амалека к Израилю разительно отличается от ненависти, которую питают к Израилю другие народы. Даже самые страшные злодеи, не являющиеся потомками Амалека, забывают на некоторое время о своей вражде к Израилю – Амалека же ничто не может от нее отвлечь, и все его замыслы всегда посвящены борьбе с еврейским народом. Всех других врагов Израиля можно подкупить или умилостивить – Амалека ничем нельзя подкупить. Многие другие народы, поднимавшие руку на Израиль, были наказаны за это Всевышним, устрашились и перестали бороться с Израилем, но Амалека нельзя устрашить ничем. Даже когда Амалек увидел, что Всевышний совершил для Израиля великие чудеса, что Он постоянно присутствует в еврейском лагере, защищает Израиль и мстит его врагам, даже когда он понял, что если сейчас нападет на Израиль, будет жестоко наказан, он все-таки был готов пожертвовать собой. Но почему? Потому, что все существо Амалека и его потомков, целого народа, направлено на борьбу с Израилем, а не на отстаивание собственных интересов. Амалекитяне ненавидят Израиль слепой ненавистью, не имеющей рационального объяснения и не знающей расчета, ни от чего не зависящей и никогда не ослабевающей.

"И пришел Амалек"

Эсав знал, что Всевышний постановил, что потомки Ицхака должны будут заплатить за право владеть Землей Израиля долгим изгнанием и рабством. Он решил: "Лучше я уйду из этой страны, откажусь от нее и не буду платить так дорого за право владеть ею". Поэтому (а также от стыда – ведь он продал драгоценное право первородства Ицхаку) Эсав ушел в страну Сеир. Помня об этом, Амалек оставался в Сеире до тех пор, пока плата за Землю Израиля не была "внесена" евреями за всех потомков Ицхака, и они не вышли из Египта. Тогда он и пришел.

עמלק  מעניש את ישראל על חטאיו

Амалек всегда был бичом, наказывавшим Израиль за его грехи.

Откуда черпает Амалек силы, чтобы нападать на Израиль, преследовать слабых и отставших евреев и даже угрожать Израилю войной в то время, когда его защищает сам Всевышний, а его лагерь окружен Облаками Славы?

Наши мудрецы, комментируя слова Торы – "И сражался [Амалек] с Израилем в Рефидим", – цитируют стих из Книги Йиова: "Разве растет папирус там, где нет болота, а тростник так, где нет воды?" (Ийов, 8) Точно так же Израиль не может существовать, если он не изучает и не соблюдает законы Торы. Как только он отходит от Торы – на него нападают враги. Приход врага всегда является следствием совершенного греха или преступления.

Так, когда евреи пришли в Рефидим, еще до Дарования Торы, они спросили, усомнившись: "Действительно ли Всевышний находится среди нас?" (Шмот, 17) Как свидетельствует Тора, сразу же после этого пришел Амалек.

Когда разведчики, посланные Моше в Землю Израиля, – оклеветали эту землю и убедили народ туда не идти, а Всевышний постановил, что в наказание за это поколение евреев, вышедших из Египта, не вступит во владение своей землей, те евреи, которые все же решились вторгнуться в Землю Израиля, были истреблены амалекитянами.

Другие комментаторы отмечают: слово "Рефидим" – רפידים – следует читать как Рифъон ядаим – ידים רפיון ("расслабление рук"). Руки сынов Израиля ослабели, отошли от Торы, – и немедленно пришел страшный враг – Амалек – и напал на них.

Евреи не отчаялись, не отказались от Торы, но "опустили руки", утратили тесную связь с Торой, которую должны были получить. Они начали ставить условия, которые Всевышний должен был принять для того, чтобы евреи смогли прилепиться к Торе и не оставлять ее в будущем.

Всевышний сказал: "Вы ставите Мне условия, испытываете Меня, проверяете, не прошу ли Я у вас чего-то непосильного – придет Амалек, испытает вас, и станет ясно, исполнили ли вы все то, что было в ваших силах".

В чем же должно было состоять испытание?

Израиль должен был навсегда оставить всех идолов, все чужие культы и верования, и служить только Всевышнему. Всевышний сказал: "Вот, теперь, когда вы отказались от идолов, уничтожили их статуи и собрались под Моей сенью, теперь придет Амалек и подвергнет вас испытанию. Если вы всецело преданы мне, то ничего не бойтесь. Но если есть среди вас те, кто еще не отказался от упования на египетских богов – пусть они попробуют с их помощью спастись от Амалека".

После этого, как рассказывает Тора, пришел Амалек и стал подстерегать и убивать слабых и отставших.

Помни, что сделал тебе Амалек

מה עשה לך עמלק

В Торе написано: "Помни... как случился он тебе на пути..." "Случился тебе" – קרך – слово, происходящее от того же корня, что и слово "холод".

Наши мудрецы объясняют: Амалек "остудил" Израиль в глазах других народов. Они приводят такой пример: в некоем месте стояла ванна с кипящей водой, и никто, невзирая на уговоры, не соглашался в нее окунуться. Тогда один дурной человек кинулся в нее сам. Разумеется, он сильно обжегся, но его поступок как бы "остудил" ванну в глазах всех остальных – она стала казаться не такой горячей.

Когда Израиль вышел из Египта, все другие народы охватил страх. Но когда пришел Амалек и стал воевать с Израилем, то, невзирая на понесенное им тяжкое поражение, он ободрил другие народы и "остудил" их страх.

Приход Амалека повлиял и на еврейский народ, осложнил его отношения с Творцом. Разве можно было предположить, что какой-либо народ поднимет оружие на Израиль после всего, что произошло в Египте, после всех чудес, которые мир видел своими глазами? Но Амалек пришел, и, хотя и понес наказание, все же в какой-то мере достиг своей цели – "остудил" понятие греха и одновременно – веру в безопасность, гарантированную Всевышним. Оказалось, что война продолжается, и евреи должны не только благоговеть перед Творцом, но и бояться людей! Таким образом, страх перед людьми не мог полностью уступить место любви и трепету перед Всевышним. Амалек поражал отставших, внушал страх слабым и тревогу сильным. Когда вскоре после этого евреи пришли к горе Синай, им недоставало крупицы веры, отнятой Амалеком, и эта нехватка сказалась впоследствии при самых различных обстоятельствах. А главное – исправление Израиля и всего остального мира, возвращение его к Творцу было отложено. С тех пор прошло более трех тысяч лет, но Машиах до сих пор не пришел, и мир все еще трепещет над бездной – все это из-за страшного врага, злодея Амалека, да будут стерты его имя и самая память о нем.

И вот, когда даст тебе Всевышний отдых...

אחרי ביאת המשיח

Для Него нет ничего невозможного. Разве не мог Он заставить Амалека смириться, устрашиться, остаться парализованным, как все остальные народы?

Разумеется, мог. Но в том, что он позволил Амалеку действовать по своему разумению, заключался глубокий смысл.

То, что народы мира склонились перед Всевышним – это их огромная заслуга. Всевышний сказал: "И узнает Египет, что Я – Г-сподь". Это значит, что Египет удостоится великой чести, великой заслуги – он в трепете склонился перед Всевышним и провозгласил Его Царем Вселенной. Это же относится и к филистимлянам, и к моавитянам, признавшим власть Всевышнего. В память об этой заслуге все они будут иметь долю в будущем мире, когда настанет конец времен. Но у злодея Амалека, в котором нет ничего доброго и святого, нет этой доли, нет этой заслуги. Он недостоин права склониться перед Всевышним, признать Его власть, поэтому Творец мира и не стремился устрашить Амалека – чтобы не предотвратить его окончательную гибель.

В Торе сказано: "И вот, когда даст тебе Всевышний отдых от всех врагов, окружающих тебя", – тогда навсегда исчезнет угроза войны и даже угроза нападения Амалека. Тогда весь мир без исключения признает власть Всевышнего и склонится перед ним, а память об Амалеке будет окончательно стерта, как если бы он никогда не существовал. Тогда мир начнет существовать как бы с начала – лучшим и исправленным, без Амалека.

Заповедь ненависти

מצות שנאה

В тот день, когда Всевышний избавит Израиль от его врагов, все они станут друзьями Израиля. Подлинную вражду мы питаем только к Амалеку. Тора, которая вся – прощение и милосердие, обязывает нас ненавидеть его.

Мы должны уничтожить Амалека, а заодно и все его имущество – нам оно не нужно.

До тех пор, пока мы не сможем его уничтожить, наша ненависть останется непримиримой. Компромиссы тут невозможны – Амалек должен погибнуть. Уничтожить Амалека значит избавиться от ненависти самым радикальным образом – ведь когда он исчезнет из этого мира и из наших сердец, вместе с ним исчезнет и она. Чем сильнее будет гореть в наших сердцах ненависть в Амалеку, тем сильнее будет наша любовь к Всевышнему, тем теснее будет наша связь с Ним и Его Торой.

Обычаи, связанные с заповедью стереть память об Амалеке

מנהגי מחיית עמלק

Вот как исполняют в различных общинах Израиля заповедь мхият Амалек – "стирания Амалека".

Существует обычай, что тот, кто хочет проверить, исправно ли его перо, пишет слово "Амалек" и затем водит по нему пером, пока не замажет его полностью, чтобы выполнить заповедь: "сотри память об Амалеке".

Согласно другому распространенному обычаю, в Пурим пишут на бумаге имена Амалека и Амана, а затем стирают их пивом или брагой, с тем, чтобы исполнить слова Книги Мишлей ("Притчи царя Соломона"): "Давайте пиво обреченному на гибель" (Мишлей, 31). Ведь именно об Амалеке в Торе сказано: "Конец его – гибель".

Кроме того, принято писать имя Амалека на подошвах новой обуви перед тем, как надевают ее в первый раз, а, надев, стараются стереть это имя о землю, чтобы выполнить слова Писания: "На каждом шагу знай волю Его, и Он выпрямит пути твои" (Мишлей, 3). Ведь сказано в Торе: "И ты будешь попирать высоты их" (Дварим, 33).