Что такое чудо или спектакль великого Режиссера

Предыстория

Ахашверош (Артаксеркс) взошел на трон Персидской империи в 3392 году со дня сотворения мира (в 368 году до н. э.). Чтобы укрепить свою власть, он женился на Вашти, дочери Валтасара и внучке Навухаднецера, правителей Вавилонии, попавшей под власть персидских царей. Ахашверош расширил границы империи, присоединив к ней 127 государств – от Индии до Африки.

Продолжая укреплять свою власть, он перенес столицу империи из Вавилонии в Шошан (Сузы) на территории Персии и устроил грандиозный пир для всех своих подданных.

Интрига завязывается

Мордехай, лидер еврейских изгнанников, пытался убедить соотечественников не ходить на пир и не есть некашерные блюда, которые будут там подаваться. И все же евреи приняли приглашение царя. Но, явившись на пир, они в ужасе отпрянули от стола: на нем стояли храмовые сосуды, вывезенные Навуходоносором из Иерусалима.

Царь, узнав о причине заминки, немедленно приказал накрыть для евреев отдельный стол, их гордость была удовлетворена, и после этого они с удовольствием отведали на пиру некашерного вина и мяса.

Гнев Всевышнего был пробужден, и Он отвернул лицо от Своего народа.

События развиваются или кто будет царицей?

Опьяневший Ахашверош рассказывал гостям о своем богатстве и беспредельной власти, о своей огромной империи, о знатности и красоте своей жены. Опьяневшие гости внимали речам царя. Услышав о красоте царицы Вашти, они взвыли: "Повелитель, прикажи ей явиться, чтобы мы увидели то, о чем ты говоришь, воочию!"

Получив приказ явиться на пир, да еще и немедленно, Вашти побледнела от гнева: "Что он себе воображает!? Он забыл, кто он и кто я! Он – потомок безродных завоевателей, а я – наследница древнего царского рода. Трон по праву принадлежит мне, а он – всего лишь мой ставленник. Я не позволю обращаться со мной как с наложницей!"

Получив отказ, Ахашверош понял, что настал решительный момент: или он укрепится, наконец, как законный властелин, или… Он немедленно созвал своих советников и велел им вынести решение: как поступить с непокорной женой. Но советники медлили, не зная, как повернется удача, и к кому им лучше примкнуть. Лишь один из них, Мемухан (Аман), безродный выдвиженец, которому нечего было рассчитывать на милость Вашти, решительно произнес: "Чтобы жены в Персидском царстве не начали по примеру царицы восставать против мужей, Вашти надо немедленно казнить!"

 

Итак, царица была казнена, и теперь Ахашверошу предстояло сделать следующий шаг – жениться на безродной девушке, которая всем будет обязана только ему. По всей Персии объявили о конкурсе красоты в царском дворце.

Действующие лица занимают свои места

С того дня Аман пошел вверх, ибо царь понял, что не только жены, но и министры должны быть всем обязаны только ему. Вскоре Аман стал первым советником царя, вторым лицом в государстве.

А конкурс между тем шел своей чередой. Каждый житель Персидской империи, имевший мало-мальски красивую дочь, мог попытать счастья, и никто не хотел упустить свой шанс. У царя не было причин еще и посылать стражу ходить по домам, чтобы ни одна красавица не была пропущена. И все же он сделал это: царские посланцы прошли по всей империи.

Мордехай со страхом ждал их появления, ведь в его доме жила племянница Эстер, круглая сирота, которую он взял на воспитание. Мордехай, еврей, приверженный закону отцов, считал родство с нееврейским царем не удачей, а несчастьем.

И все же это случилось: Эстер была обнаружена и уведена во дворец для участия в конкурсе. На прощание Мордехай велел ей до времени не открывать никому, из какого народа она происходит.

Каждой конкурсантке полагался полный арсенал средств для завоевания сердца царя: одежда, украшения, притирания. Но девушка от всего отказывалась. Она вовсе не стремилась выиграть конкурс.

Эстер пленила сердца всех, кто прислуживал конкурсанткам. И, хотя и не была самой красивой, царю она тоже приглянулась больше всех. И вскоре стала царицей Персии.

А, став царицей, не забыла и о Мордехае: по ее совету он стал придворным евреем, как это ведется у правителей с древности и до наших дней.

Находясь во дворце, Мордехай случайно услышал разговор двух придворных, задумавших отравить Ахашвероша. Он немедленно доложил об этом царю, и об услуге, оказанной Мордехаем трону, была сделана запись в придворной книге.

Кульминация

Аман, новый первый советник, терзаемый жаждой славы, выпросил у Ахашвероша особый знак отличия: царь приказал всем подданным падать ниц при его появлении.

Лишь один Мордехай осмелился ослушаться царского указа и не кланялся первому министру. Причина была проста: на груди у Амана висела цепь с языческим идолом, и Мордехай отказался падать ниц перед идолом, чтобы не нарушить запрет Торы на языческое служение.

Гнев Амана не знал границ, даже смерть Мордехая не была для него достаточной местью. Стремясь удовлетворить жажду мести, Аман задумал уничтожить весь народ Мордехая, евреев. Он убедил Ахашвероша, что в его империи есть один ненадежный народ, который следует уничтожить. И даже предложил оплатить из собственных средств "накладные расходы". Не особенно вникая в подробности, Ахашверош дал своему первому советнику свободу действий.

Не теряя времени, Аман издал два указа. Первый гласил: всем подданным империи быть готовыми к сражению, которое состоится 13 адара. Второй надлежало распечатать 13 адара, и он содержал боевое задание: убивать всех евреев, от старика до младенца.

 

Ночью во сне Мордехаю явился пророк Элияу (Илия) и раскрыл ему планы Амана, а также сообщил, что злодейский указ – это наказание свыше за пренебрежение законами Торы. Только раскаяние и возвращение на праведный путь может спасти евреев.

Пробудившись утром, Мордехай разорвал одежды, надел на себя мешковину, посыпал голову пеплом и, плача, вышел на улицы города. Евреи, услышав о страшной беде, которая нависла над ними, тоже присоединились к плачу Мордехая.

 

Придя к Эстер, Мордехай сообщил ей о замыслах Амана и велел идти к царю, молить его об отмене указа. Эстер поначалу ужаснулась предложению Мордехая: к царю нельзя являться без приглашения. Нарушителя ждет смерть, если только Ахашверош не смилостивится и не протянет ему свой скипетр; а она сейчас как раз в немилости, не звана к царю уже тридцать дней. "Не воображай себе, что ты единственная из всех евреев спасешься от уничтожения в царском дворце! – возражает Мордехай. - Если сейчас ты промолчишь, спасение придет к евреям из другого места, а ты и дом отца твоего – пропадете. И кто знает, не ради этого ли дня ты стала царицей!" Эстер велит Мордехаю собрать всех евреев Шошана и поститься за нее три дня. Она тоже будет поститься, а по истечении трех дней пойдет к царю.

В течение трех дней евреи были заняты постом, молитвой и раскаянием. А наутро третьего дня Эстер пошла к царю и нашла милость в его глазах. Ахашверош даже в порыве щедрости предложил ей исполнить любую просьбу – вплоть до полцарства. Но Эстер лишь просила его и его первого советника Амана придти на приготовленный ею пир. Но и на пиру она не произнесла свою просьбу, а пригласила царя и Амана назавтра снова придти к ней на пир.

После пира у царицы Аман и вовсе раздулся от важности, и тем больше разгневал его вид Мордехая, который по-прежнему не падал ниц перед ним. Он поспешил построить виселицу и, не в силах ждать ни минуты, прямо посреди ночи побежал к царю, чтобы выпросить у него указ о казни Мордехая.

И вот, наконец, развязка…

А между тем Ахашверош как раз мучился бессонницей и, чтобы скоротать время, велел читать перед ним придворную книгу. Когда чтец дошел до записи об услуге, которую оказал царю Мордехай, Ахашверош прервал его и спросил, какую награду тот получил. "Никакой", – был ответ. И в это время доложили о том, что первый советник просит принять его.

В общем, вместо указа о казни Ахашверош велел Аману нарядить Мордехая в царские одежды, посадить на царского скакуна и бежать перед ним по улицам Шошана, провозглашая: "Так награждают царских любимцев!"

Еще не оправившись от позора, Аман пришел на пир к Эстер. Здесь его и ждала гибель: узнав, наконец, от своей любимой жены, что первый советник задумал погубить его народ, Ахашверош воспылал гневом, и участь Амана была решена.

Но оставался еще указ Амана, запечатанный царской печатью. Отменить его было невозможно – так гласил закон Персидской империи. Оставалось одно – издать третий указ, в котором царь повелел евреям защищаться от всех, кто посмеет причинить им зло, кто бы они ни были.

Впрочем, большинство персидских подданных, узнав о третьем указе, не посмели поднять руку на евреев: страх напал на них. А тех, кто все же жаждал еврейской крови, евреи убили в тот день, тринадцатого адара. А четырнадцатое адара стало для них праздником во всех поколениях. И лишь в Шошане четырнадцатого адара евреи все еще сражались за свою жизнь. В память об этом в Шошане, Иерусалиме и всех городах, которые были окружены стеной еще во времена Еошуа, празднуют Пурим пятнадцатого адара. А в память о трехдневном посте евреев накануне Пурима, тринадцатого адара, установлен пост Эстер.

Впрочем, это самый легкий и веселый из всех еврейских постов.