Два великих светоча

О разнице между темной и освещенной комнатой, о танце в тюремной камере, о синагоге для мудрецов и большом Б-ге, который поместился в маленькую книгу. А если одном словом – об учении хасидизма.

День 18 элула последователи хасидизма называют днем рождения двух великих светочей. В этот день в 1718 году родился основатель учения хасидизма Бааль Шем Тов, а в 1765 году – основатель хасидизма Хабада раби Шнеур-Залман из Ляд. Число восемнадцать обозначает в еврейской традиции жизненную силу. Неудивительно, что 18 элула называют днем, который дает жизненную силу всему месяцу.

Что же такое учение хасидизма? Что нового оно открыло в Торе? Ведь и до его возникновения евреи изучали Тору и соблюдали ее заповеди. Чтобы ответить на этот вопрос, давайте сравним между собой одну и ту же комнату, когда она ярко освещена и когда она погружена в темноту. Казалось бы, что меняет в ней свет? Все предметы остались на своих местах, ничего не убавилось и не прибавилось. Тем не менее, когда комната не освещена, пользоваться находящимися в ней вещами невозможно. Более того, те же вещи могут даже нанести нам вред, «подставив подножку» в темноте.

То же самое и с учением хасидизма. Тора осталась той же Торой, хасидизм ничего не изменил в ней. Он просто осветил ее, как прожектор освещает темную комнату. А еще хасидизм не только освещает и оживляет Тору – он является ее внутренней частью, «душой». С хасидизмом наше изучение Торы и исполнение заповедей становится совсем иным – радостью и наслаждением, а не привычной рутиной.

Как же так, неужели для наших предков Тора была рутиной? Конечно же, нет! Точно так же как до записи Мишны и Талмуда в них просто не было нужды, а сейчас изучение Торы без этих основополагающих книг немыслимо, так же и сейчас немыслимо изучение Торы без ее внутренней части, хасидизма.

Книга «Тания»

Раби Шнеур-Залман из Ляд основал хасидизм Хабада, в котором делается упор на «хохма, бина, даат» - мудрость, знание, понимание. Иначе говоря, на понимание смысла заповедей, а не только на чувства. Основы этого учения раби Шнеур-Залман (или Старый Ребе, как принято его называть) изложил в книге «Тания». Книгу эту называют «Торой хасидизма».

Старый Ребе написал ее в качестве ответа на самые распространенные вопросы о работе над собой, которые задавали ему хасиды. Предназначена она для каждого еврея, на какой бы духовной ступени он ни находился.

Написание книги заняло у Старого Ребе около двадцати лет. Он выверял каждую букву в ней.

Завершив написание книги, раби Шнеур-Залман послал ее на рецензию в Славуту, раби Зусе из Аниполя и раби Юде-Лейбу Коэну. Оба праведника получили по экземпляру книги в один день и всю ночь читали ее. А утром вышли из дома – каждый хотел рассказать другому об этой великой книге. Раби Зуся и раби Юда-Лейб встретились посреди дороги, обнялись и пустились в пляс. Позднее раби Юда-Лейб сказал, что с этой книгой евреи выйдут встречать Машиаха, а раби Зуся – что эта книга как воскурение, помогающее против болезней нашего поколения. А раби Леви-Ицхак из Бердичева сказал: «Удивляюсь, как возможно уместить такого большого Б-га в такую маленькую книгу!»

Во славу простого еврея

В те времена ученые евреи даже не молились с простолюдинами в одной синагоге. Пропасть между ними была так велика, что простые евреи начали забывать, как правильно исполнять заповеди Торы.

Но вот появился Бааль Шем Тов и в корне изменил эту ситуацию. Целью движения хасидизма было раскрыть истинную ценность простого еврея и приблизить его к Торе. Бааль Шем Тов неустанно объяснял, что каждый еврей – любимый сын Всевышнего, чем бы он ни занимался, какими бы умственными способностями ни обладал, на какой бы духовной ступени ни стоял. Бааль Шем Тов ходил по селам и местечкам и беседовал с простыми евреями – поддерживал их, рассказывал истории, обучал Торе. Поначалу мудрецы не приняли такого отношения к своим малограмотным собратьям. Но со временем учение Бааль Шем Това проникло в сердца евреев, и отношение к нему стало меняться.

Говорят, что раби Шнеур-Залман из Ляд до того, как стал хасидом, тоже молился и учился в отдельной синагоге для мудрецов. После того, как он вернулся из Межерича, став учеником Межеричского Магида, он стал приглашать на свои уроки простых евреев. Прочие мудрецы недоуменно косились на него. А раби Шнеур-Залман объяснял: «Любить каждого еврея – заповедь Торы. Как в каждой заповеди, в ней есть запрет и предписание. Предписание – любить. Запрет – ненавидеть. Молитва простого еврея, его бесхитростное чтение «Теилим», исполнение заповедей только потому, что так велел Всевышний, – все это приносит Всевышнему самую большую радость».

Б-г повсюду

До того, как появилось учение хасидизма, евреи четко разделяли святое и будничное. Тора, молитва, исполнение заповедей – это святое, в этом и надо искать Всевышнего. Все же остальное – будничное, и Всевышнего в этом нет. Хасидизм появился, в том числе, чтобы напомнить евреям: Всевышний повсюду! «На всех путях ваших познайте Его!». Еврей должен помнить про Всевышнего, даже занимаясь самыми будничными делами. Еврей может взять самую простую будничную вещь и сделать ее святой, найти в ней искру Б-жью. Как это? Когда еврей ест, чтобы иметь силы для добрых дел; когда произносит благословение над едой от всего сердца – его еда присоединяется к святости. Когда еврей ведет бизнес в соответствии с законами Торы и отделяет для благотворительности часть прибыли – его бизнес присоединяется к святости. И так во всем.

Радость

Одна из главных ценностей в системе хасидизма – это радость. Служить Всевышнему нужно именно в радости. Если вдуматься в учение хасидизма, можно понять, что его изучение неизбежно приводит к радости. В учении хасидизма Хабада прямо сказано, что настоящей радости можно достичь при помощи раздумий над строением мира и величием Всевышнего; над сущностью заповедей и предназначением человека. Когда еврей осознает величие Всевышнего и то, как при помощи заповедей он воссоединяется с Всевышним, как он меняет мир к лучшему – разве это не повод для радости!? Да, исполнение заповедей – дело не всегда легкое. Но представьте себе человека, несущего тяжелый сундук. Если в этом сундуке – бриллианты, которые он несет себе домой – разве он не будет нести эту ношу с радостью!? Разве не захочет он, чтобы сундук весил еще больше!?

Печаль в учении хасидизма считается хотя и не грехом, но причиной совершения большинства грехов.

Точно так же, как человек в радости способен свернуть горы, так и на Небесах радость евреев на земле производит переворот и отменяет уже вынесенный суровый приговор.

Однажды два хасида оказались в суровой русской тюрьме, в общей камере с множеством заключенных-неевреев. В довершение беды в бараке стояло ведро для отправления потребностей, распространявшее зловоние. Хасиды опечалились: по закону Торы запрещено молится в помещении с неприятным запахом. Мало того, что их посадили в тюрьму – теперь им еще и молиться невозможно!

И тут один из них так и подскочил от радости: «Какая удача! Всю жизнь мы исполняли заповедь молиться. Но когда еще у нас была бы возможность исполнить такую редкую заповедь – не молиться!?» От радости хасиды так и пустились в пляс. Другие заключенные поначалу смотрели на них с недоумением. Но радость хасидов была так заразительна, что постепенно их окружили все сокамерники и принялись хлопать в ладоши, а там и сами присоединились к веселой пляске.

Охранники снаружи услышали шум и прибежали посмотреть, что случилось. Но сколько они ни пытались выяснить, о чем сыр-бор, их никто не слышал и даже не замечал. Наконец они отловили одного танцора, привели его в чувство здоровенной оплеухой, и тот, отдышавшись, выдавил из себя: «Жиды… радуются… ведро…» Жиды радуются из-за ведра? Да как они смеют радоваться в тюрьме!? А ну, вынести его немедля из камеры!

Когда придет наш праведный Машиах, народы мира спросят нас: «За что вы удостоились этого?» И мы ответим: «За способность радоваться». Так толкует учение хасидизма стих из «Теилим»: «И скажут тогда народы: великие чудеса совершил для них Г-сподь. [И скажем мы]: великие чудеса совершил для нас Г-сподь, [потому что] мы пребывали в радости».

Радость преодолевает любые препятствия. Она принесет нам Избавление с приходом праведного Машиаха, и тогда исчезнут все препятствия, и мир станет совершенным – в нем наступит вечная суббота!