Выкуп для пьяницы

Пост 17 тамуза, с которого начинаются три недели «Меж теснин» - время траура по разрушенному Храму.

То был самый разгар летней жары, на который обычно приходятся три траурных недели. Но праведник раби Нохум из Чернобыля не обращал внимания на жару и продолжал ходить от дома к дому, собирая копейку к копейке. Он исполнял важную заповедь – выкуп пленных.

Обычно пленными оказывались арендаторы, которых помещик бросал в долговую яму за задержку арендной платы. Но на этот раз в яме оказался необычный пленник. Все-таки, согласитесь, пьяница среди евреев – большая редкость. Он был должен уже всей округе и, чтобы избавиться от надоевших кредиторов, занял всю сумму у помещика и раздал долги. Теперь кредитор у него был только один, и он не собирался ему надоедать. Просто в назначенный срок  взыскать долг к нему явились два детины и, не получив требуемое, взяли его под белы руки да и отвели без разговоров в долговую яму.

Вот на его-то выкуп и собирал деньги раби Нохум. И озабоченные отцы семейств со вздохом лезли за пазуху, доставали из засаленного узелка несколько драгоценных грошей и протягивали праведнику. Раби Нохум обошел уже все окрестные местечки, но не собрал и половины суммы.

Оставался еще дом местного богача, который нищие и старосты общественной кассы обходили за версту: жалкие копейки, которые они там получали, не стоили той доли унижений, что приходилось вытерпеть от хозяина дома.

Раби Нохум пересчитал собранные деньги, посмотрел на кованые ворота и постучал.

Богач выслушал раби Нохума и покачал головой: «Я Вас очень уважаю, раби, но подумайте сами: ладно, если бы Вы просили для почтенного отца семейства, который не может прокормить своих детей… Ладно бы, если на приданое для бедной сироты… Но для этого несчастного, который своими руками посадил себя в яму! Да если он останется там на веки вечные, будет лучше и ему, и всей общине!»

Раби Нохум долго молчал, обдумывая ответ. Потом посмотрел на богача и сказал:

- Мы сейчас в трауре по разрушенному Храму. Вы, уважаемый, конечно, знаете историю Камцы и Бар Камцы, из-за которых был разрушен Храм. Камца был обижен на одного еврея, который выгнал его из своего дома на глазах у всех гостей, и донес римскому ипмператору, что евреи хотят восстать против него. Чтобы доказать правдивость своих слов, Камца предложил императору послать в Храм жертву. Если евреи отвергнут жертву, значит, они действительно что-то замышляют. Он вызвался  сам доставить жертвенного барана в Иерусалим, испортил его по дороге, и его отвергли. Император воспылал гневом и разрушил Храм. Наши мудрецы учат, что нищий – это  жертва. Из-за того, что евреи отвергли жертву, был рарушен Храм. Даже если еврей отверг сам себя, это не значит, что другие евреи должны тоже отвергать его и вносить свою долю в разрушение Храма.

Богач молча принес шкатулку и выгреб из нее горсть монет. Выйдя за ворота, раби Нохум пересчитал их и – вот чудеса! – это оказалась ровно та сумма, которой не хватало для выкупа.