Правила проведения пасхального седера

Предпасхальная уборка не прошла даром, дом сверкает чистотой. А если даже не сверкает, то уж квасного в нем точно нет. Теперь настало время подготовиться к пасхальному седеру.

Браха Турнайм

Что Вам понадобится для проведения седера

Подготовка к Песаху не закачивается уборкой. Как и перед любым праздником, сейчас Вам придется побегать по магазинам и постоять у плиты. Каждая хозяйка может примерно представить себе, что ей нужно, чтобы кормить семью в течение недели без хлеба и макарон. Овощи, фрукты, яйца, мясо, рыба… Но кроме обычных семейных обедов нам предстоит еще и пасхальный седер! Итак, что же для него необходимо?

•    Маца. Вам понадобится три целых мацы для ведущего седер и не менее 27 грамм для каждого участника. А лучше – 27х3 для каждого.

•    Вино (или виноградный сок). Это непременный атрибут субботнего и праздничного стола круглый год, но для седера его понадобится особенно много: ведь каждый еврей обязан выпить в эту ночь четыре полных бокала. Обратите внимание: вино должно быть кашерным. Согласно еврейскому закону, невозможно исполнить одну заповедь, нарушая при этом другую.

•    Пасхальная Агада. Главное действо этой ночи – рассказ об исходе из Египта. В Агаде вы найдете как этот рассказ, так и подробный «сценарий» проведения седера и прочие необходимые в эту ночь тексты.

•    Мисочка с соленой водой

•    Пустые мисочки для отливания вина

•    Бокал для каждого участника седера

•    Пасхальное блюдо. Это центральный предмет сервировки пасхального стола. Хорошо, если у Вас есть возможность купить готовое блюдо. А может, в вашей семье хранится серебряное пасхальное блюдо, принадлежавшее прапрадедушке? Еще лучше. Но даже если Вы не являетесь счастливым обладателем пасхального блюда, еще не все потеряно. Можно обойтись и без него. Главное – правильно расположить на обычной тарелке все необходимые предметы.

Итак! Прежде всего положите одну на другую три целых мацы, проложив их салфетками. Накройте верхнюю мацу еще одной салфеткой или легкой тарелкой.  На ней разложите:

  • запеченное на огне куриное горло (зроа) -  справа
  • неочищенное вареное яйцо (бейца) - слева
  • смесь листового салата с хреном (марор и хазэрет) – под ними посередине
  • кусочки вареного картофеля или лука (карпас) – слева под бейца
  • молотые орехи, смешанные с тертым яблоком (харосет) – справа под зроа
  • снова марор и хазэрет под ними посередине

Разложили? Теперь вы готовы в путь. К свободе! Выясните заранее точное время начала праздника в вашем городе. Перед началом праздника замужние женщины должны зажечь в его честь две свечи, девочки – одну.

Чтобы не запутаться

Чтобы легче было запомнить порядок проведения седера, можно воспользоваться мнемоническим стишком. Еврейские дети любят распевать его как веселую песенку. Если вы хоть немного владеете ивритом, он сослужит вам добрую службу.

 

Кадэш урхац,

Карпас, яхац,

Магид, рахца,

Моци, маца,

Марор, корех,

Шулхан орех,

Цафун, барех,

Алель, нирца.

 

1. Кадэш

(освящение)

Любая субботняя или праздничная трапеза начинается с кидуша. Произносят благословение над полным бокалом вина и отпивают не менее половины. Текст благословения вы найдете в Агаде. Произносят  и слушают благословение стоя, затем садятся и пьют, облокотившись на спинку стула (напоминание о древнем обычае свободных людей трапезничать полулежа – в отличие от рабов).

Ну, вот мы и выпили первый из четырех сегодняшних бокалов.

Правило:

1.  Произнести благословение стоя, с бокалом в руке

2. Выпить бокал сидя, облокотившись на левую руку

2. Урхац

(омовение)

А теперь все отправляютс делать омовение рук. Те, кто уже знаком с порядком субботней и праздничной трапезы, ничуть не удивятся: после кидуша всегда моют руки, произносят благословение и съедают кусочек халы.  Мы набираем в кружку воды, а затем трижды обливаем сначала правую, а потом левую руку.

Правило:

1. Набрать в кружку воды и трижды облить сначала правую, потом левую руку.

2. Вытереть руки и вернуться за стол.

3. Карпас

(овощ)

А теперь нас ждет сюрприз:  благословения на омовение рук не произносят, а вместо кусочка халы съедают кусочек вареной картошки или лука, обмакнув его предварительно в соленую воду.

Взрослые при этом, наверно, подумают про себя: «Интересно, каков смысл этого обычая?» А дети молчать не будут, они просто спросят вслух: «А зачем мы это делаем?» И это будет ответом на незаданный вопрос взрослых. Песах – это прежде всего праздник воспитания, праздник передачи традиции от старшего поколения  младшему. Мы хотим, чтобы дети сами заинтересовались, начали задавать вопросы. На это и направлены все причудливые ритуалы этой ночи.

Правило:

1.   Произнести благословение на овощи: «Благословен Ты, Г-сподь Б-г, владыка вселенной, творящий плод земли».

2.   Обмакнуть карпас в соленую воду и съесть.

4. Яхац

(преломление)

Мацу еврейская традиция называет хлебом бедности. Собираясь вести рассказ об исходе из Египта, мы должны иметь перед глазами этот хлеб бедности. Поэтому теперь ведущий достает среднюю мацу и разламывает ее пополам. Большую часть он откладывает в сторону – для афикомана, он понадобится нам в конце седера. Меньшую часть ведущий  кладет перед собой и начинает рассказ.

Правило:

1. Достать среднюю мацу и разломить ее пополам.

2. Большую часть отложить в сторону.

3. Меньшую часть положить перед собой.

5. Магид

(повествование)

Вот мы и подошли к кульминационному моменту нашего седера – рассказу об исходе из Египта. Начинается он вопросом, который задает ребенок: «Папа, чем отличается эта ночь от всех других ночей?» А если детей за столом много? Что ж, пусть каждый желающий получит такую возможность – пропеть  традиционные четыре вопроса или просто пробормотать их скороговоркой. И получить за это награду – например, засахаренный орешек. А мы подождем…

1. Чем отличается эта ночь

От всех других ночей? – 2 р.

Ведь каждую ночь мы еду

Не макаем ни во что – 2 р.

В эту же ночь макаем мы

Картошку и марор.

2. Чем отличается эта ночь

От всех других ночей? – 2 р.

Ведь каждую ночь мы едим

Квасное и мацу – 2 р.

В эту же ночь мы едим

Только лишь мацу.

3. Чем отличается эта ночь

От всех других ночей? – 2 р.

Ведь каждую ночь мы едим

Много овощей – 2 р.

В эту же ночь мы едим

Только салат и хрен.

4. Чем отличается эта ночь

От всех других ночей? – 2 р.

Ведь каждую ночь

мы можем сидеть

За столом, как мы хотим – 2 р.

В эту же ночь мы сидим

Лишь облокотясь.

 

И теперь, когда вопрос задан, папа (или тот, кто ведет седер), может рассказать ребенку, в память о каком событии мы исполняем все эти обычаи.

 

Правило:

1. Ребенок задает четыре вопроса. Если за столом нет детей, вопросы может задать любой участник седера. Обычно это делает самый молодой из присутствующих.

2. Ведущий читает текст агады. Приветствуется углубленное изучение комментариев на текст, а также обсуждение в ходе чтения.

3. Все присутствующие произносят благословение на вино и выпивают второй бокал, облокотившись на левую руку.

 

6. Рахца

Вот мы и подошли к кульминационному моменту нашего седера – рассказу об исходе из Египта. Начинается он вопросом, который задает ребенок: «Папа, чем отличается эта ночь от всех других ночей?» А если детей за столом много? Что ж, пусть каждый желающий получит такую возможность – пропеть  традиционные четыре вопроса или просто пробормотать их скороговоркой. И получить за это награду – например, засахаренный орешек. А мы подождем…

Правило:

1. Ребенок задает четыре вопроса. Если за столом нет детей, вопросы может задать любой участник седера. Обычно это делает самый молодой из присутствующих.

2. Ведущий читает текст агады. Приветствуется углубленное изучение комментариев на текст, а также обсуждение в ходе чтения.

3. Все присутствующие произносят благословение на вино и выпивают второй бокал, облокотившись на левую руку.

6. Рахца

Наверно, вам уже не раз приходил в голову вопрос: ну когда же!? Когда, наконец, мы совершим главное действие этого праздника – положим в рот кусочек мацы!? Но прежде, как известно, нужно омыть руки. Ведь маца – это тоже хлеб. Хлеб бедности.

Инструкция:

1.   Набрать в кружку воды и трижды облить сначала правую, а потом левую руку

2.   Произнести благословение, вытереть руки и вернуться за стол

Текст благословения:

БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ, АМОЦИ ЛЕХЕМ МИН ААРЕЦ

Благословен Ты , Г-сподь Б-г наш, владыка вселенной, выращивающий хлеб из земли.

 

7. Моци

8. Маца

Ведущий поднимает пасхальное блюдо вместе с мацой, и все вместе произносят два благословения – на хлеб и на исполнение заповеди.

Ведущий берет нижнюю мацу, отламывает от нее кусочек для каждого присутствующего, и все едят, облокотившись на левую руку. Съесть нужно не менее 27 грамм, поэтому каждый должен добавить к кусочку, полученному от ведущего, сколько необходимо. Накрывая на стол, учтите эту необходимость – приготовьте необходимое количество мацы для всех присутствующих.

27 грамм – это примерно 2\3 круглой мацы или одна квадратная.

Инструкция:

1.   Ведущий поднимает блюдо с мацой, и все присутствующие произносят благословения на мацу и на исполнение заповеди.

2.   Каждый съедает кусочек нижней мацы и дополняет его до 27 грамм специально заготовленной для этого мацой. Едят, облокотившись на левую руку.

9. Марор

Горько! Теперь давайте попробуем почувствовать, какой горькой была жизнь наших предков в Египте.  Каждый должен взять 18 грамм марора – смеси листового салата с хреном, а чтобы не было слишком горько – окунуть его в сладкий харосет – смесь тертых орехов и яблока. Только не переусердствуйте с подслащением – ведь горько все-таки должно быть! Стряхните лишнее.

Правило:

1.   Взять 18 грамм марора, окунуть его в харосет, стряхнуть лишний харосет.

2.   Произнести благословение на исполнение заповеди.

3.         Съесть марор, не опираясь на левую руку.

10. Корех

А теперь – все то же самое, только с мацой. Ведь о пасхальной жертве сказано: с мацой и марором ешьте ее. Пасхальной жертвы у нас пока, к сожалению, нет. Зато марора хватает.

Правило:

1.   Каждый берет еще 27 грамм мацы и разламывает ее пополам.

2.   Между листами мацы вкладывают марор, окунутый в харосет.

3.   Произносят: «Так делал старец Гилель во времена Храма – складывал пасхальную жертву, мацу и марор и ел их вместе, как сказано: “С мацой и марором ешьте ее”».

4.   Съедают мацу вместе с марором.

11. Шулхан орех

Ну, а теперь попразднуем. Отметим наше освобождение. Посмотрим, сколько разных блюд можно приготовить без привычных в течение всего года ингредиентов. Перед тем, как приступить к праздничной трапезе, по обычаю съедают яйцо с пасхального блюда, символизирующее праздничную жертву. А вот куриное горло, наоборот, нельзя трогать до утра: оно символизирует пасхальную жертву, и эта предосторожность призвана подчеркнуть, что оно - лишь символ, но никак не замена, ведь пасхальную жертву нужно съесть до утра ночи седера.

Приятного аппетита!

Правило: кушайте на здоровье!

12. Цафун

Сыты? Теперь пришло время… съесть еще кое-что. Помните ту половинку средней мацы, которую мы отложили в сторону в самом начале седера? Она называется афикоман. По-русски – десерт. Во времена Храма в этой роли выступала пасхальная жертва, ведь есть ее нужно не для насыщения, а ради исполнения заповеди.

Каждый получает кусочек афикомана, дополняет его до 27 грамм и съедает, облокотившись на левую руку.

Правило:

1.   Съесть кусочек афикомана (половинки средней мацы, отложенной в начале седера), дополнив его до 27 грамм.

13. Барех.

Как вам, может быть, уже известно, после трапезы нужно произнести заключительное благословение. Чтобы придать этой церемонии торжественности, давайте нальем третий бокал вина и поставим перед собой. Теперь прочитаем благословение.

Произнесем благословение на вино и выпьем, опираясь на левую руку.

Правило:

1.  Налить третий бокал вина.

2.  Прочитать заключительное благословение.

3. Произнести благословение на вино.

4. Выпить третий бокал, опираясь на левую руку.

14. Алель-нирца

Ну, кажется, все? Постойте, а как же четвертый бокал? Вы правы. Давайте-ка снова наполним наши бокалы. И еще один бокал, самый большой и красивый, нальем для пророка Элияу, который в эту пасхальную ночь посещает все еврейские дома. Самые молодые участники седера берут в руки горящие свечи, которые были зажжены пред началом праздника, и идут открывать ему дверь.

Теперь можно вернуться за стол вместе с невидимым гостем и, прежде чем выпить последний бокал вина, прочитать Алель – подборку Псалмов, восхваляющих Всевышнего.

Закончив читать Алель, выпьем последний, четвертый бокал и попросим-пожелаем: «В будущем году – в Иерусалиме». Тот, кто и так находится в Иерусалиме, говорит: «В будущем году – в отстроенном Иерусалиме». Ведь  Тот, Кто освободил нас из Египта, скоро освободит нас окончательно, собрав на Святой Земле и отстроив Иерусалимский Храм. И тогда, как в прежние времена, все мы соберемся в Песах в святом городе и принесем первую после долгого изгнания пасхальную жертву.

Правило:

1.   Прочитать Алель

2.   Выпить четвертый бокал, опираясь на левую руку

3.   Провозгласить: «В будущем году – в [отстроенном] Иерусалиме».