О месяце

Уроки Пурима

14.03.2016

История Пурима произошла очень давно, но уроки, которые мы можем из нее извлечь, актуальны с каждым днем все больше и больше.

 

 

Делать больше, чем от нас ожидают,

Поверить в силы, которые лишь у детей бывают,

Помнить всегда о Том, Кто миром правит,

Использовать шанс, чтобы все исправить.

 

 

История Пурима произошла очень давно, но уроки, которые мы можем из нее извлечь, актуальны с каждым днем все больше и больше.

 

Бини Шпрингер

 

 

Город Шушан, столица Персидской империи, резиденция царя Ахашвероша

 

Прошло три года с тех пор, как царь Ахашверош воссел на троне империи. В честь этого события было решено устроить грандиозный пир для жителей столицы. Все, от мала до велика, были приглашены на торжество, которое продолжалось целую неделю. Залы были роскошно украшены дорогими тканями, вино лилось рекой, а аромат яств поражал самое изощренное воображение…

 

Почему над евреями нависла угроза уничтожения?

 

Евреи города Шушана тоже пришли на празднество, устроенное царем Ахашверошем. Наши мудрецы говорят, что угроза уничтожения нависла над народом Израиля из-за того, что евреи “получили удовольствие на пиру у того грешника”. Но почему этот поступок повлек за собой такие ужасные последствия? Разве дело в некашерной пище и вине, которые стояли там на столах? Но за это Всевышний не наказывает человека смертью… Почему же присутствие евреев на пиру привело к жестокому указу об уничтожении всего еврейского народа, рассеянного на просторах империи Ахашвероша?

 

Любавичский Ребе объясняет, что наказание постигло евреев не за то, что они пошли на сам пир. У наших далеких предков не было выбора – они были обязаны прийти на праздник, так как это было приказом самого царя. Если бы евреи пришли на праздник без радости, без удовольствия, осознавая, что выполняют волю царя и не более того, то кара не обрушилась бы на их головы.

Их проступок заключался в том, что они получили удовольствие на пиру у Ахашвероша. Они почувствовали трепет от того, что сам царь приглашает их радоваться вместе с ним, и это показало, насколько евреи чувствовали себя зависимыми от Ахашвероша и считали, что именно он распоряжается их жизнью и смертью. Евреям следовало пойти на пир, лишь для того чтобы исполнить приказ царя, а не для того чтобы показать царю свою верность и преданность.

 

Маленькая овечка в окружении семидесяти волков

 

Евреи подобны овечке, находящейся среди семидесяти волков. Когда мы полагаемся на нееврейские власти и думаем, что от окружающих народов зависит наше благополучие, Всевышний создает такие ситуации, при которых мы действительно оказываемся отданными на милость других народов. Как волки, которые не набрасываются на овцу только потому, что рядом находится пастух, так и народы мира не причиняют евреям зла только потому, что Всевышний все время хранит нас от беды. Но когда овечка заявляет, что она научилась жить с волками, что у них установились добрые отношения и поэтому пастух ей теперь не нужен, то пастух отходит в сторону, а волки немедленно пытаются наброситься на овечку и растерзать ее. Печальный итог этой ситуации является не карой, обрушившейся Свыше на овечку, а лишь природной склонностью волков питаться нежным овечьим мясом.

 

Этот пример актуален и для нас: еврею надо стараться делать то, что от него зависит, чтобы заработать себе на жизнь и прокормить семью, но важно всегда помнить о том, что пропитание и материальное благополучие приходят к человеку от Б-га, и только Он правит миром.

 

Еврейская гордость

 

Когда Ахаверош возвеличил Амана, все подданные должны были падать ниц перед новым фаворитом. Но был один человек, не склонявший колен: еврей по имени Мордехай. Когда слуги Амана спросили Мордехая, почему он не преклоняет колен, тот ответил, что он еврей и поэтому не встает на колени перед человеком из плоти и крови.

 

Поведение Мордехая, на первый взгляд, может показаться ненужной и даже опасной бравадой. Еврею действительно запрещено преклонять колени перед другими людьми, но своим неповиновением Мордехай мог навлечь на себя гнев Амана и гибель на весь еврейский народ. Возможно, было бы лучше не злить нового министра и поступить так, как он требует? Но Мордехай – лидер еврейского народа, он не мог этого сделать.

Исполненный веры во Всевышнего, он остался стоять перед Аманом с гордо поднятой головой. Он понимал, что ничего не добьется, если хоть на йоту поступится своими принципами. И поэтому даже когда Аман готовился привести в исполнение свой страшный замысел, и смертельная угроза нависла над всем еврейским народом, Мордехай не сдался и, не скрывая своего еврейства, пытался пробудить такую же гордость и надежду в сердцах своих собратьев. Именно такое поведение привело к тому, что Всевышний удостоил евреев пуримского чуда: Аман был повешен на дереве, а Мордехай стал вторым человеком в государстве после царя.

 

Этот поступок Мордехая может служить уроком и для нас: мы должны знать, что нельзя “преклонять колена” перед искушениями материального мира. Наши поступки должны быть продиктованы нашей еврейской гордостью и желанием угодить Творцу, и только таким образом мы удостоимся чудесного и окончательного Избавления.

 

Повеление царя

 

Когда слуги Амана увидели, что Мордехай не склоняет головы перед их господином, они спросили: “Почему ты нарушаешь приказ царя?”

В Свитке Эстер ни разу не упомянуто имя Всевышнего, но учение хасидизма объясняет, что всякий раз, когда написано “царь”, речь идет о Владыке владык – Творце мира. В таком случае, вопрос, заданный слугами Мордехаю, звучит совсем нелогично. На первый взгляд, смысл вопроса ясен: Мордехай нарушил приказ царя Ахашвероша и не преклонил колени перед Аманом.

Но если вспомнить хасидский комментарий о том, что “царем” в Свитке Эстер назван Всевышний, то мы невольно можем задаться вопросом: возможно ли, что Мордехай в чем-то преступил повеление Творца? Ответ заключается в том, что Мордехай не только не нарушил воли Всевышнего, но даже сделал больше, чем от него требовалось.

Следуя букве закона, Мордехай имел право не рисковать своей жизнью и жизнями других евреев, он мог поклониться Аману и инцидент был бы исчерпан. Но Мордехай был не из тех, кто ищет легкий путь. Он поступил так, как велела ему совесть, и именно его самопожертвование стало залогом будущего чуда Пурима.

 

В этом маленьком отрывке содержится урок и для нас: всегда следует поступать согласно своей совести. Не останавливаться на том, что требует от нас сухая буква закона, а идти дальше, вкладывая в свои поступки ум, сердце и душу.

 

Не бойся внезапной угрозы!

 

Мидраш рассказывает, что после того как Мордехай услышал о плане Амана уничтожить всех евреев, праведник встретил на улице трех мальчиков, возвращавшихся из хедера, и спросил их о том, что они учили сегодня. Первый ребенок произнес стих “Не бойся внезапной угрозы”, второй сказал: “Готовьте заговоры – они будут сорваны, сговаривайтесь между собою – ничего у вас не выйдет”, а третий добавил: “Вовек Я не изменюсь и до скончания веков буду терпелив...”

Услышав это, Мордехай обрадовался: он понял, что Б-г устами еврейских детей посылает ему знак. Видя улыбку на лице Мордехая, Аман спросил, чему он так рад? И Мордехай объяснил, что он услышал хорошие новости о том, что нет нужды бояться замыслов министра Амана. Это очень разозлило министра, и он решил, что, когда настанет время, в первую очередь он отомстит еврейским детям.

Что же так обрадовало Мордехая? В стихах, произнесенных детьми, он услышал слова поддержки и утешения. Праведник понял, что Всевышний хочет донести до своего народа простую истину: не надо бояться никого, кроме Б-га, и тогда спасение придет. Но это открытие, сделанное Мордехаем, противоречит его дальнейшим поступкам: если он был так уверен, что Всевышний спасет еврейский народ, зачем он разорвал на себе одежды, надел вретище и посыпал голову пеплом? Зачем он призвал весь народ раскаяться в своих грехах и вернуться к Б-гу? Так может поступить только человек, который не до конца уверен в том, что получил пророческое откровение Свыше…

Еврейские мудрецы объясняют, что помимо простого понимания текста в каждой святой книге есть и более глубокие смысловые подтексты. Комментируя “Мегилат Эстер”, мудрецы говорят, что Аман считал себя богом, и также думали о нем окружающие. Лишь Мордехай относился к Аману иначе. Еврейский праведник ни в коем случае не хотел отказываться от веры в Б-га и кланяться человеку.

Но все остальные евреи его поколения были не так сильны духом. Они преклонили колени перед Аманом, и это стало одной из причин страшного указа об уничтожении всего народа. Мордехай знал об этом проступке своих собратьев и о том, к чему он привел. Даже если евреи не верили в божественные силы Амана, внешне это было похоже на идолопоклонство. И Мордехай боялся, что склонившись перед человеком, евреи показали слабость своей веры во Всевышнего.

Поэтому Мордехай, решив узнать, что ждет еврейский народ, спросил именно детей: ведь дети говорят то, чему их научили взрослые. Когда же дети ответили словами, выражающими уверенность в помощи Всевышнего, праведник понял, что евреи на самом деле верят в Б-га всем сердцем.

 

И в нашем поколении каждый человек должен стараться так воспитывать своих детей, чтобы, даже идя по улице, они черпали духовные силы из святых слов Торы. Только такое воспитание – на основе Торы и заповедей – приведет в этот мир окончательное Освобождение.

 

“И кто знает, не для такой ли поры и достигла ты царского трона?”

 

Когда Мордехай узнал о страшной участи, нависшей над его народом, он облачился во вретище, посыпал голову пеплом и так бродил по улицам столицы. Девушки, прислуживавшие царице Эстер, увидели праведного Мордехая в воротах дворца и рассказали об этом своей госпоже. Эстер поспешно послала к своему дяде одного из слуг, чтобы узнать, что случилось, и тот рассказал посланнику о страшном плане Амана и попросил Эстер пойти к царю и просить у него милости для всего народа.

Услышав просьбу своего дяди, Эстер ответила, что не может так поступить, потому что есть закон, в соответствии с которым каждый, кто придет к царю без приглашения, будет казнен, а ее саму царь Ахашверош не звал к себе уже тридцать дней…

Услышав ответ царицы, Мордехай передал ей через слуг, что, если она откажется вступиться за свой народ, то спасение придет к евреям из другого источника, но она сама и дом ее отца погибнут. Кто знает, может быть, именно для этого она и стала царицей, чтобы помочь своему народу в тяжелую минуту?

Услышав это, Эстер попросила Мордехая собрать всех евреев города Шушан, чтобы поститься и молиться вместе с ней три дня. Затем Эстер облачилась в свои царские одежды и отправилась во дворец Ахашвероша. Когда что-то происходит не так, как задумано, человеку свойственно огорчаться или гневаться. Но Всевышний сделал чудо, и вместо гнева появление Эстер вызвало у царя радость. Ахашверош был поражен ее красотой: несмотря на трехдневный пост Эстер выглядела великолепно, и в этом было еще одно чудо. Ахашверош протянул ей свой золотой скипетр, чтобы показать, что он рад видеть царицу и не желает ее смерти.

Эстер пригласила Ахашвероша и Амана на пир, который она устраивала в своем дворце. На второй день пира царица рассказала царю о планах Амана и попросила заступничества для себя и своего народа. Разгневавшись, царь приказал повесить Амана на дереве, которое тот заранее приготовил для Мордехая, Мордехай был назначен главным царским министром, и во всех еврейских домах были свет, радость и ликование.

 

История Пурима актуальна и в наши дни: каждый еврей, где бы он ни находился, может распространять свет Торы и заповедей. Каждый из нас должен знать, что Всевышний приводит человека в это время и в это место именно для того, чтобы он смог исполнить свое предназначение. И даже если кто-то думает, что он простой еврей и ему нечему научить других, следует знать, что этот человек ошибается. Как сказал Любавичский Ребе: “Даже тот, кто знает только “алеф”, должен пойти и научить другого еврея букве “алеф”.

 

И так же как наши отцы удостоились чудес и избавления в эти дни, так и мы, с Б-жьей помощью, удостоимся увидеть настоящие чудеса и стать свидетелями полного и окончательного Избавления с приходом праведного Машиаха!