Интервью

При праматери Рахели

14.11.2011

Ни опасность военных действий, ни политическое давление не заставили эту мужественную женщину оставить свой пост рядом с праматерью Рахелью. Встречи с политиками и военными, сбор миллионов пожертвований – все это для того, чтобы доступ к святой для всех евреев могиле не был закрыт.

В связи с 11 хешвана, днем памяти праматери Рахели, встречайте: Мирьям Адани!

От Иерусалима не так далеко до Бейт-Лехема. От южной оконечности города, района Гило, всего 300 метров до места захоронения праматери Рахели на окраине Бейт-Лехема.

На старинных изображениях могилы Рахели в тени огромного дуба мы видим небольшое строение из иерусалимского камня с куполом. Сегодня над могилой стоит уже другое строение, и проехать сюда из Иерусалима можно только по особому "коридору безопасности", защищенному с двух сторон бетонными стенами.

Все праотцы и праматери еврейского народа похоронены в пещере Махпела в Хевроне. Все, кроме Рахели. Согласно традиции, Рахель дала осознанное согласие умереть в дороге и быть похороненной возле Бейт-Лехема. Когда сыны Израиля будут уходить в изгнание, они будут проходить мимо ее могилы и молиться над ней, и Рахель будет плакать и молиться вместе с ними. И Всевышний ответит на ее молитву: "Перестань плакать и проливать слезы. Я отплачу тебе за твои заслуги – и сыны твои вернутся в родные пределы".

"Отплачу тебе за твои заслуги" – так называется организация, которую основала в 1999 году Мирьям Адани с целью сохранить доступ евреев к могиле праматери Рахели.

 

Паломничество к могиле

Много лет могила Рахели была не слишком доступна для посетителей: помолиться на ней можно было только в новомесячье и в день смерти Рахели – 11 хешвана. Поездка была короткой, но сопряженной с множеством трудностей. Например, о бронированных автобусах можно было только мечтать. Мирьям помнит, как вместе со своими детьми она упорно ездила на могилу Рахели, несмотря на то, что дорога проходила через опасные арабские районы.

Сейчас Мирьям пятьдесят. У нее семеро детей. Родилась она в Иерусалиме и продолжает жить в нем, в районе Рамот. Она харизматична и излучает огромную энергию. Она буквально живет проблемами могилы праматери Рахели.

 

Как это начиналось

Все началось со второй интифады, в конце 90-х, когда толпы арабов подожгли могилу Йосефа в Шхеме и угрожали сделать то же самое с могилой Рахели. Тогда доступ к могиле был перекрыт практически полностью. Рядом с ней остался только взвод охраны Армии обороны Израиля.

Для Мирьям и многих других, привыкших молиться на могиле Рахели каждое новомесячье, это был тяжелый удар. Мирьям решила действовать. Она организовала в центре конгрессов "Биньяней аума" в Иерусалиме женский вечер со спектаклем, музыкой и танцами, посвященный праматери Рахели. Было продано 3000 билетов, и весь доход от продажи пошел на деятельность, направленную на открытие доступа к могиле Рахели.

В первое же новомесячье были заказаны десятки автобусов, которые бесплатно возили всех желающих к могиле. Наплыв паломников был такой, что военные власти были вынуждены дать временное разрешение на доступ к могиле.

Это превратилось в традицию: Мирьям каждый месяц собирала пожертвования, на которые в новомесячье нанимались автобусы, бесплатно перевозившие паломников. Одновременно она агитировала людей ездить на могилу Рахели, объясняла, как это важно.

 

Голос Торы

После нескольких месяцев интенсивной деятельности до Мирьям дошли слухи, что правительство готовит опрос, насколько могила Рахели популярна среди населения, и можно ли окончательно закрыть доступ к ней.

Мирьям поняла, что требуются решительные действия. Целый месяц она работала в интенсивном режиме: ежедневно на могилу Рахели отправлялись автобусы с паломниками. С каждым днем молящихся становилось все больше. В результате, вместо полного закрытия доступа к могиле, в соответствующих инстанциях было решено создать систему безопасности и обеспечить евреям постоянный доступ к могиле праматери. Или, словами Мирьям, "правительство поняло, что дети не откажутся от могилы матери".

На этом Мирьям не остановилась. Она решила, что слова Торы и молитвы должны звучать на могиле праматери Рахели ежедневно. Она отправилась в США собирать пожертвования. Не зная языка и общаясь через переводчика, она смогла собрать пожертвования, которых хватило на открытие колеля (учебного заведения для взрослых мужчин, в котором изучают Тору), а также получила в дар для колеля свиток Торы*.

Таким образом, в колель "Шатер Рахели" были набрано несколько десятков учащихся.

 

Сообщение налажено

Через некоторое время после открытия колеля возле могилы Рахели были убиты два солдата из подразделения охраны, и снова встал вопрос о закрытии доступа к могиле… Мирьям потребовала от военных и полиции допустить ее на заседания по этому вопросу. Она получила такое разрешения, но без права высказываться.

Но когда стало ясно, что все военные чины склоняются к решению о закрытии, Мирьям расплакалась и обратилась к присутствующим: "Люди идут на могилу Рахели в трудную минуту! Они молятся о выздоровлении больных, о других важных для них вещах! Эта могила необходима всему народу Израиля, и ее нечем заменить! Не отнимайте ее у нас!"

Она не сказала ничего нового, но ее слезы и искренность произвели огромное впечатление на всех присутствующих. Было решено не закрывать доступ к могиле, но разрешить движение только бронированных автобусов.

Мирьям не сдалась. Она собрала более миллиона шекелей для приобретения бронированных автобусов. И это было только начало. Далее ей удалось убедить руководство компании "Эгед", практически монополиста на израильском рынке общественного транспорта, что маршрут "Иерусалим – могила Рахели" будет приносить доход. Новый маршрут был введен.

 

Чудеса в Бейт-Лехеме

"Я чувствую, – говорит Мирьям, – как праматерь Рахель помогает мне с небес. Не раз я была в отчаянье, и она давал мне силы продолжать. А истории людей, которых спасла молитва на могиле Рахели! Вот уж что особенно придает мне сил! Когда я слышу очередную такую историю, я понимаю: у меня нет выбора, я обязана продолжать сражаться за право евреев молиться в этом святом месте!"

А историй и в самом деле много. Особенно – о бездетных женщинах, которым молитва на могиле Рахели помогла стать матерями.

Вот одна из них. Женщина за двадцать лет замужества так и не смогла стать матерью. Она приняла решение приезжать на могилу Рахели ежедневно в течение сорока дней. Через год она забеременела без врачебного вмешательства и родила здоровых близнецов. "Кто еще, как не Рахель, – говорит Мирьям Адани, – так понимает горе бесплодия! Ведь она сама долгие годы была бесплодна!"

Не забывает Мирьям и о солдатах, охраняющих могилу и стоящих на блок-постах по дороге к ней. Перед каждым праздником она вместе с детьми раздает солдатам посылки с лакомствами и книжечки "Теилим". За эти годы таких подарков уже роздано десятки тысяч.

Мирьям организовала также сбор пожертвований на закупку бронежилетов для солдат, охраняющих могилу.

 

Два занавеса

На могиле Рахели есть два занавеса. За каждым – своя история, у каждого – свое значение.

Первый раньше украшал могилу Йосефа в Шхеме. В 2000-м году, когда могила Йосефа была осквернена и сожжена, занавес остался нетронутым. Он был торжественно перенесен на могилу Рахели, как знак, что здесь не случится того, что случилось в Шхеме.

Второй занавес, из белого шелка, сшит из свадебного платья девушки по имени Нава Эпельбойм. За день до свадьбы она и ее отец были убиты арабским террористом, взорвавшим себя в Иерусалиме.

"Моя подруга, родственница матери Навы, – говорит Мирьям, – позвонила мне и сказала, что когда-то видела в музее занавес для ковчега в синагоге, сшитый из свадебного платья девушки, погибшей в Катастрофе. Я ответила, что Нава тоже погибла в Катастрофе. Погибла потому, что была еврейкой. Когда семья погибшей узнала об идее сделать из платья Навы занавес на могиле праматери Рахели, для нее это стало большим утешением и памятью о Наве. Мы обратились к дизайнеру, и идея была воплощена в жизнь".

 

И далее…

Задача, которую взвалила на себя Мирьям – это сизифов труд. Вот, кажется, что все, наконец, вошло в свою колею, как вдруг правительство снова решает закрыть доступ к могиле, армия задерживает автобусы, ужесточает правила проезда.

Мирьям не отчаивается. Она продолжает организовывать группы паломников из Израиля и из-за границы, устраивает тематические вечера, лекции и концерты, собирает пожертвования. Она знакома лично с членами правительства, военным командованием, раввинами, ответственными за святые места Израиля.

Совсем недавно она добилась разрешения для учащихся колеля "Шатер Рахели" ходить в него пешком, в сопровождении солдат. Было это, когда ремонтировался подъездной путь к могиле, и автобусы не могли подъезжать к ней вплотную. "Для этого потребовалось вести переговоры с полицией и военными, и они согласились предоставить ребятам сопровождение, чтобы голос Торы и молитвы не могиле праматери не прерывался".

Когда Мирьям спрашивают, как ей удалось получить разрешение на такую опасную операцию, она отвечает просто: "Я позвонила командиру подразделения и объяснила ему, что голос Торы должен звучать тут каждый день. Я сказала, что однажды, в самом начале интифады, в один из дней не было учебы – и в этот день от выстрела снайпера погиб солдат. С тех пор мы решили, несмотря на опасность, не прерывать учебу ни на один день. Командир выслушал меня и дал добро".

Каждый год могилу Рахели посещают сотни тысяч человек, и немалая их часть – благодаря деятельности Мирьям. Мирьям полна решимости продолжать свою нелегкую работу, пока не исполнится обещание Всевышнего, которое Он дал Рахели – "…И сыны твои вернутся в родные пределы".

________

* Свиток Торы, написанный вручную на пергаменте, стоит весьма недешево. Без него невозможно общественное чтение Торы.