Взаимоотношения в семье
Какая любовь выше?
В хасидской книге "Айом йом" описано, как однажды хасиды спросили Старого Ребе, какая любовь выше, любовь к Всевышнему или любовь к евреям? Вот что он ответил: "Любовь к евреям и любовь к Всевышнему – обе они запечатлены в душе каждого еврея". В другой раз Старый Ребе сказал: "Люби ближнего как самого себя – это путь к любви к Всевышнему".
Это означает, что умение любить ближнего связано с умением любить Всевышнего. Тот, кто по-настоящему любит Всевышнего, не может не любить Его творения. Отдаляясь от творений, человек тем самым отдаляется и от Творца. Ведь уже одно то, что Всевышний сотворил и ежесекундно поддерживает существование своих творений, является главным доказательством того, что Всевышний любит их и желает их существования. Поэтому любовь ко Всевышнему должна проявляться в любви к Его творениям, вообще, и к евреям, в частности, как к Его избранному народу.
Само наше существование – доказательство любви Всевышнего
Поскольку любовь к Всевышнему проявляется в любви к Его творениям, недостаточное проявление любви к творениям можно исправить, развивая в себе любовь к Всевышнему.
Вот что имеется в виду: способность человека принимать и любить ближнего происходит из его способности принимать и любить самого себя безо всяких условий.
Однако многие люди, в результате тех или иных обстоятельств, не испытали подобной любви со стороны родителей и других близких; способность к близости и душевной теплоте спрятана у таких людей в самой глубине души, и они не могут любить ни себя, ни других.
Таким людям легче всего начать с того, чтобы установить теплую и доверительную связь именно со Всевышним, который любит их безо всяких условий. Такие отношения смогут послужить основой для дальнейшего исправления отношений с окружающим миром.
Конечно, иногда у человека будут возникать враждебные чувства по отношению к Всевышнему, но если он вдумается в суть происходящего, он поймет, что все, что Всевышний ему посылает, Он посылает исключительно для его же пользы, да и само его существование является доказательством любви Всевышнего к нему.
Когда человек вдумывается в происходящее, ему становится ясно, что испытания – это тоже добро, но только скрытое, спустившееся из самого высокого источника, и потому не могущее быть явным и открытым.
И еще. Поскольку Творец желает нам лишь добра, и Он единственный правит миром, и только в Его руках сила сделать нам добро или зло, человек может быть спокоен и уверен в завтрашнем дне.
Все эти размышления приводят человека к ощущению любви и близости к Всевышнему.
Как это влияет на любовь к ближнему
После того, как человек откроет в себе чувство любви и близости к Всевышнему (с помощью размышлений, как сказано выше), ему станет намного легче любить людей.
Даже если жизнь человека – сплошная череда разочарований в ближних, и ему не на кого надеяться, любовь Всевышнего – постоянна и безусловна и проистекает из самого факта существования человека. Всю свою душевную пустоту, созданную холодностью и ложью окружающих, человек может заполнить этой любовью.
И тогда он начнет любить людей, в том числе и собственных ненавистников. Он поймет, что у каждого творения есть право на существование и на любовь. У каждого создания есть своя цель и предназначение. И тогда любовь появится в его сердце.
Таким образом, истинный корень любой любви – это любовь к Всевышнему. Ибо любовь к ближнему может быть несовершенной по разным причинам, не всегда зависящим от самого человека. Любовь же к Всевышнему совершенна, ее нужно только открыть в своем сердце. Возможность любить ближнего заключается в осознании того факта, что Всевышний любит все свои творения, каждый человек создан по образу и подобию Б-жьему и исполняет свое предназначение.
Работа над любовью
Одно из самых больших различий между святостью и ее противоположностью – легкость достижения или, наоборот, приложенные усилия. Как говорят наши мудрецы, "трудился и нашел – этому верь".
В противоположность распространенному мнению о том, что любовь – чувство своенравное, и его невозможно создать или усилить, согласно сказанному выше, дело обстоит ровно наоборот. Истинная любовь требует душевной работы, немалых усилий.
Как любовь к Всевышнему, источник которой – осознание, мыслительное усилие, так и истинное чувство к ближнему – оно возможно только при непрерывной душевной работе.