От редактора

31.08.2010

Тшува – это возвращение


Раскаяние, извинение, сожаление – ни одно из этих слов не передает смысла слова "тшува". Если переводить дословно, тшува – это возвращение. Непонятно. Но, по крайней мере, заставляет задавать вопросы.

К чему возвращаемся?

Возвращаемся… к себе. Да-да, к самим себе. Ведь душа еврея – это частичка Всевышнего, даже если сам еврей об этом не знает и знать не желает. Для еврейской души обидеть ближнего или свинины съесть – все равно, что самому себе руку отрезать. Больно и не нужно.

Но только мы не слышим голоса души, не чувствуем ее боли. Тшува – это когда останавливаешься и прислушиваешься к собственной душе. И – возвращаешься к ней.

Внутренний бухгалтер

"Какое отношение имеет бухгалтерия к душе? " – спросите вы. А я задам вам встречный вопрос: а как услышать тот самый голос души, о котором мы сейчас говорили? Как узнать, в порядке ли она или истекает кровью?

Для этого бесполезно курить травку или медитировать под Моцарта. Для этого нужно… взять в руки карандаш.

Давайте начнем с анализа наших отношений с ближними – это привычней и понятней. Выпишем в столбик, начиная с самых близких, например:

Муж

Дети

Родители

И так далее, вплоть до прохожих на улице.

А теперь против каждого пункта запишем свои "прибыли" и "убытки". Например:

Родители – в этом году звонила им раз в неделю. Не пропустила дни рождения и дату свадьбы. Несколько раз поругалась с мамой на больную тему воспитания детей.

Если в прошлом году вы звонили родителям ежедневно, то звонки раз в неделю – это, конечно, убыток. Если же в прошлом году вы звонили им лишь время от времени – то прибыль.

Теперь перейдем к отношениям со Всевышним. Возьмите еще один лист и выпишите на него известные вам заповеди из этой области. Например, заповедь молитвы, кашерного питания или изучения Торы. Напротив них тоже запишите прибыли и убытки.

Важное замечание: если в этом списке у вас одни сплошные прибыли, это значит, что вам нужно поинтересоваться, какие еще заповеди Торы вам неизвестны. Найдите хотя бы одну такую и дополните ею список.

А теперь у вас, скорее всего, возникнет вопрос: ну, и как упомнить все свои поступки, скажем, за год? Не спешите. Ответ на подходе.

Три уровня

Раз в году у евреев наступает Судный День, а потом День Искупления. Раз в году, накануне Грозных Дней, в месяце элуле, евреи устраивают своей душе вот такую бухгалтерию.

Но как же, в самом деле, упомнить все свои дела за год?

Конечно, если вот сейчас, в месяце элуле, вы впервые узнали об этом, вам придется нелегко. Но открою вам секрет: у евреев есть еще малый День Искупления – новомесячье. Это значит, что подводить дебет-кредит можно и нужно в конце каждого месяца. А еще есть еврейский обычай делать это ежедневно перед сном.

Так что большой годовой отчет будет складываться из ежемесячных, а ежемесячные – из ежедневных. Вполне выполнимая задача, правда?

И три этапа

Ну, и для чего это все надо – списки какие-то, копание в грязном белье?..

Дело в том, что составление списка – это только первый из трех этапов возвращения к душе. Этап раскаяния, сожаления о совершенном (или несовершенном) поступке.

Второй этап – возмещение ущерба. Грубо говоря: украл – верни. Оскорбил – извинись. Распространил клевету – позаботься о действенном опровержении. Ну, и случай попроще: накапало из твоего мусорного пакета на коврик у соседской двери – отмой.

Это в отношениях с ближним. Ну, а как же насчет Всевышнего? Тут ведь задним числом ничего не исправишь!

Очень просто: Всевышний готов простить нам наши прегрешения и так – при условии, что мы принимаем твердое решение на будущее: исправить то, что требует исправления.

Это, кстати, третье обязательное условие тшувы.

Как проверить себя на «вшивость»?

А будет ли от всего этого толк? Не превратится ли тшува в банальное самоедство? Старый Ребе, основатель хасидизма Хабада, предлагает такой тест: если на выходе вы чувствуете грусть или отчаяние от собственного несовершенства – начинайте весь процесс сначала. Если же вас охватил радостный подъем – вы на правильном пути.

И вообще

Хасидская пословица гласит:

«Радость сама по себе – это не заповедь, а печаль сама по себе – это не грех. Но радость помогает достичь таких высот в служении Всевышнему, до каких не дотянет ни одна заповедь. А так опуститься, как в результате печали, невозможно ни из-за одного греха».

Кстати, согласно учению хасидизма, вообще весь процесс тшувы должен быть радостным. Более того: радость от исполнения заповеди тшувы должна быть большей, чем от исполнения какой-либо другой заповеди.

Почему?

Дело в том, что тшува естественным образом связана с серьезностью, а раскаяние – с грустью. А отсюда – рукой подать до печали, коварного врага Торы и заповедей.

Поэтому нельзя забывать, что нет никакого противоречия между тшувой и радостью. Радость – это не антипод серьезности. Можно заниматься очень важными и серьезными вещами с радостью. Радость – это не легкомыслие и не беспечность. Радость – дело серьезное.

И что может обрадовать еврея больше, чем тот факт, что он вернулся к своей собственной душе, а значит – и ко Всевышнему!

Месяц элул и его обычаи

Элул – последний месяц еврейского года, месяц подведения итогов и подготовки к Судному Дню. Месяц прощения и искупления.

Когда евреи сделали себе идола в виде золотого тельца и начали ему поклоняться, учитель наш Моше в гневе разбил Скрижали Завета. В начале месяца элула Моше поднялся на гору Синай с новыми скрижалями, чтобы Всевышний вновь написал на них Десять Заповедей. Через сорок дней, в День Искупления, Всевышний простил Свой народ.

Тогда, в те сорок дней на горе Синай, Всевышний открыл Моше тайну Тринадцати мер милосердия - тринадцати фраз, описывающих Его милосердие. С тех пор, когда евреям угрожает беда, они произносят Тринадцать мер милосердия – и Всевышний спасает их.

Старый Ребе говорил, что в месяце элуле Всевышний уподобляется царю, который вышел в поле, чтобы побеседовать со своими подданными. Можно просто подойти к нему, минуя стражников и секретарей, и поделиться проблемой.

В месяце элуле:

- ежедневно (кроме последнего дня месяца) трубят в шофар, чтобы напомнить евреям о необходимости совершить тшуву;

- желают друг другу хорошего приговора на будущий год;

- в утренней молитве читают 27-ю главу "Теилим": "Г-сподь – мой свет и спасение, кого мне бояться? Г-сподь – крепость жизни моей, кого мне страшиться?.."

- весь элул и начало тишрея, вплоть до Дня Искупления, читают по три главы, а в сам День Искупления дочитывают оставшееся, завершая всю книгу;

- проверяют тфилин и мезузы;

- в последнюю неделю месяца ашкеназские евреи читают покаянные молитвы – "Слихот". Сефарды читают "Слихот" весь месяц.

Тшува для всех

Как-то накануне Судного Дня сидел один праведник и смотрел, как евреи бегут в синагогу – читать покаянные молитвы. "Хорошо, что я не таков, как они, – думал праведник. – У каждого из них есть причины бояться Судного Дня, и лишь у меня совесть чиста: я весь год учил Тору, исполнял заповеди и совершал добрые дела".

Подумав об этом, праведник снова погрузился в изучение Торы. И незаметно для себя уснул. Во сне ему приснилась телега, груженная множеством свертков – Торой, заповедями и добрыми делами. Во всех этих свертках праведник признал изученную им Тору, совершенные им добрые дела и исполненные им заповеди. Но – о ужас! – каждый сверток был или помят, или надорван, или испачкан.

В ужасе проснулся праведник, вскочил и побежал вместе со всеми в синагогу – раскаиваться в своих добрых делах.

№: 16

Самые популярные материалы