От редактора
О роли матери
Любавичский Ребе подчеркивает в своих многочисленных беседах, обращенных к женщинам, решающую роль матери в формировании личности ее детей. Мать – это тот человек, который находится рядом с детьми чаще всего. А сейчас, во время летних каникул, когда дети проводят рядом с матерью почти весь день, ее воспитательные возможности становятся почти безграничными.
Молитва жены принимается первой
Наши мудрецы рассказывают историю праведника Абы Хилкии и его жены. Оба они занимались благотворительностью, но во время засухи, когда они молились о дожде, первой Всевышний принял молитву жены, а потом уже – мужа. Наши мудрецы объясняют это тем, что Аба Хилкия давал беднякам деньги, на которые они должны были купить еду, а его жена кормила их уже готовой едой.
Воспитание детей – духовная благотворительность
В другом месте наши мудрецы говорят: «Кто занимается благотворительностью непрерывно? Тот, кто кормит своих маленьких детей». Из этого понятно, что благотворительностью называются добрые дела не только по отношению к чужим, но и по отношению к собственным детям. Помощь может быть не только материальной, но и духовной. Воспитание детей – это духовная благотворительность. Таким образом, воспитание детей тоже является благотворительностью.
Точно так же, как в материальной благотворительности муж дает бедняку средства для приобретения пищи, а жена – саму пищу, точно так же в духовной благотворительности: отец создает детям условия для воспитания, а мать занимается воспитанием непосредственно.
И даже в заповеди обучать детей Торе, возложенной на отца, отец чаще всего не обучает детей сам, а оплачивает их обучение.
Есть история о Старом Ребе, который позвал однажды одного из своих хасидов и сказал ему: «У меня есть обязанность учить сына Торе, а у тебя есть обязанность кормить семью. Давай поменяемся: ты будешь учить моего сына Берла, а я буду кормить твою семью».
Не так это у матери: она сама дает своим детям духовную пищу. Она приучает ребенка надевать талес, омывать руки, произносить утренние благословения и так далее. И позже, когда ребенок подрастает и идет учиться, находясь дома, он может забыть то, чему его учили в ешиве, и тогда мать, которая всегда на страже, наставляет его на путь истинный.
(Из «Собрания бесед», часть 2, стр. 580)
Еврейскую национальность определяют по матери
Еврейскую национальность определяют по матери: если мать еврейка, то и дети тоже евреи, и не важно при этом, кто отец и каков его статус.
Из этого понятно, как велика честь и ответственность матери в воспитании детей. Это значит, что воспитание еврейского ребенка зависит от матери.
(Из бесед 5729 года, часть 2, стр. 112)