О еврейской свадьбе
“Все благословения, которые получает человек, приходят к нему только благодаря его жене.” (Талмуд)
На иврите брак называется киддушин (освящение) или нисуин (возвышение).
Еврейская традиция видит значение брака не только в рождении детей.
Считается, что пока человек не вступил в брак, не стал частью супружеской пары, его личность не может развиться полностью. “Неженатый мужчина не может достичь совершенства”, - утверждает Талмуд.
“Незамужняя женщина – это незаконченный сосуд”, - добавляет Зогар.
Супружество – наиболее тесная связь, отличная от других связей в творении.
“Спаривание животных – временный и чисто физический акт. Благодаря освящению супружества, муж и жена становятся ближайшими родственниками.” (Маймонид)
День свадьбы
Свадьбу можно устроить в любой будний день (не в субботу и не в праздник). Невеста назначает дату на такое время, когда, по ее предположению, у нее не будет менструации, поскольку в период менструации супружеские отношения запрещены. За несколько дней до свадьбы невеста идет в микву – бассейн для ритуального очищеня. Ее сопровождает мать или близкая подруга. Если же у нее есть менструация, посещение миквы будет отложено до после свадьбы. Сексуальные отношения до свадьбы категорически запрещены.
«Суббота жениха»
В субботу, предшествующую свадьбе, жениха вызывают к чтению Торы. В синагоге бросают орехи, изюм или конфеты как символ сладкой жизни.
Малый Йом Кипур
День свадьбы – это не только очень радостный день в жизни молодоженов, но и момент критического самоанализа и просьбы о прощении грехов перед вступлением в новый этап жизненного пути. Жених и невеста постятся с утра и до окончания церемонии бракосочетания. В их дневную молитву входит покаяние в грехах, произносимое обычно в Йом Кипур.
Хупа
Еврейское бракосочетание происходит под хупой – навесом на четырех шестах.
Молодожены стоят под ней, как бы находясь в своей отдельной от других оболочке – в знак гармонии между ними. Хупа, однако, открыта со всех четырех сторон, символизируя их связь с общиной. В ашкеназских общинах хупа устраивается под открытым небом. Церемония проводится раввином.
Начало церемония бракосочетания
Порядок церемонии следующий: жених, которого ведут под руки двое сопровождающих (обычно его отец и отец его невесты), приближается к невесте и закрывает ее лицо особым покрывалом. Затем жениха ведут под хупу, где он будет ждать невесту. Когда мужская процессия достигает хупы, в путь трогается женская процессия во главе с невестой, которую ведут под руки две матери. Под хупой невесту обводят семь раз вокруг жениха, и после этого начинается главное действие.
1.Биркат ирусин (начальное благословение)
Раввин произносит два благословения над бокалом вина. о-первых, благословение, которое всегда произносят, перед тем как пить вино (спустя некоторое время жених и невеста будут пить его). Во-вторых, раввин произносит хвалу Б-гу, освятившему еврейский народ своими заповедями о супружестве. Затем бокал передается жениху и невесте, которые по очереди пьют из него.
2.Кольцо
Жених надевает кольцо на палец невесте и произносит (на иврите): “Этим кольцом ты посвящаешься мне по закону Моше и Израиля”.
3.Чтение ктубы (брачного контракта)
Ктуба пишется заранее, до начала церемонии, и подписывается свидетелями. В ней провозглашается намерение жениха кормить и одевать жену и заботиться о ней, а также оговаривается сумма денежной компенсации, которую муж обязан выплатить в случае развода. Обычно ктуба пишется на арамейском языке, родственном ивриту. Иногда читается краткий перевод. В сефардских общинах ктуба читается жениху перед началом бракосочетания. Заключение брачного договора – важнейший элемент еврейского бракосочетания. Он призван защищать права жены в браке, и без него брак не считается действительным.
4.Биркат нисуин (заключительное благословение)
Раввин произносит семь благословений, восхваляющих Б-га за сотворение рода человеческого, веселья и радости, за счастье молодоженов.
5.Разбивание бокала
После церемонии жених радавливает ногой бокал (который для безопасности обычно обернут в бумагу). Звук разбивающегося бокала символизирует разрушение, наводя на мысль древнем Храме (стр.61). Это напоминание о том, что радость могла бы быть еще большей, если бы евреи могли выполнять заповеди, связанные со служением в Храме.
6. Ихуд (уединение)
Сразу после церемонии жениха и невесту отводят в отдельную комнату. Здесь они на некоторое время остаются наедине, прежде чем присоединиться к гостям. Они прекращают пост и отдыхают.
7.Шева брахот (семь благословений)
Завершается праздничная трапеза произнесением семи благословений. В традиционных общинах праздничные торжества продолжаются целую неделю. Вечером каждого дня по очереди в разных домах устраиваются праздничные застолья для чествования молодоженов. В конце такого застолья снова произносятся семь благословений. Это те же семь благословений, что и под хупой.