О еврейской свадьбе

“Все благословения, которые получает человек, приходят к нему только благодаря его жене.” (Талмуд)

На иврите брак называется киддушин (освящение) или нисуин (возвышение).

Еврейская традиция видит значение брака не только в рождении детей.

Считается, что пока человек не вступил в брак, не стал частью супружеской пары, его личность не может развиться полностью. “Неженатый мужчина не может достичь совершенства”, - утверждает Талмуд.

“Незамужняя женщина – это незаконченный сосуд”, - добавляет Зогар.

Супружество – наиболее тесная связь, отличная от других связей в творении.

“Спаривание животных – временный и чисто физический акт. Благодаря освящению супружества, муж и жена становятся ближайшими родственниками.” (Маймонид)

 

День свадьбы

 

Свадьбу можно устроить в любой будний день (не в субботу и не в праздник). Невеста назначает дату на такое время, когда, по ее предположению, у нее не будет менструации, поскольку в период менструации супружеские отношения запрещены. За несколько дней до свадьбы невеста идет в микву – бассейн для ритуального очищеня. Ее сопровождает мать или близкая подруга. Если же у нее есть менструация, посещение миквы будет отложено до после свадьбы. Сексуальные отношения до свадьбы категорически запрещены.

 

«Суббота жениха»

 

В субботу, предшествующую свадьбе, жениха вызывают к чтению Торы. В синагоге бросают орехи, изюм или конфеты как символ сладкой жизни.

 

Малый Йом Кипур

 

День свадьбы – это не только очень радостный день в жизни молодоженов, но и момент критического самоанализа и просьбы о прощении грехов перед вступлением в новый этап жизненного пути. Жених и невеста постятся с утра и до окончания церемонии бракосочетания. В их дневную молитву входит покаяние в грехах, произносимое обычно в Йом Кипур.

 

Хупа

 

Еврейское бракосочетание происходит под хупой – навесом на четырех шестах.

Молодожены стоят под ней, как бы находясь в своей отдельной от других оболочке – в знак гармонии между ними. Хупа, однако, открыта со всех четырех сторон, символизируя их связь с общиной. В ашкеназских общинах хупа устраивается под открытым небом. Церемония проводится раввином.

 

Начало церемония бракосочетания

 

Порядок церемонии следующий: жених, которого ведут под руки двое сопровождающих (обычно его отец и отец его невесты), приближается к невесте и закрывает ее лицо особым покрывалом. Затем жениха ведут под хупу, где он будет ждать невесту. Когда мужская процессия достигает хупы, в путь трогается женская процессия во главе с невестой, которую ведут под руки две матери. Под хупой невесту обводят семь раз вокруг жениха, и после этого начинается главное действие.

1.Биркат ирусин (начальное благословение)

 

Раввин произносит два благословения над бокалом вина. о-первых, благословение, которое всегда произносят, перед тем как пить вино (спустя некоторое время жених и невеста будут пить его). Во-вторых, раввин произносит хвалу Б-гу, освятившему еврейский народ своими заповедями о супружестве. Затем бокал передается жениху и невесте, которые по очереди пьют из него.

 

2.Кольцо

 

Жених надевает кольцо на палец невесте и произносит (на иврите): “Этим кольцом ты посвящаешься мне по закону Моше и Израиля”.

 

3.Чтение ктубы (брачного контракта)

 

Ктуба пишется заранее, до начала церемонии, и подписывается свидетелями. В ней провозглашается намерение жениха кормить и одевать жену и заботиться о ней, а также оговаривается сумма денежной компенсации, которую муж обязан выплатить в случае развода.  Обычно ктуба пишется на арамейском языке, родственном ивриту. Иногда читается краткий перевод. В сефардских общинах ктуба читается жениху перед началом бракосочетания. Заключение брачного договора – важнейший элемент еврейского бракосочетания. Он призван защищать права жены в браке, и без него брак не считается действительным.

 

4.Биркат нисуин (заключительное благословение)

 

Раввин произносит семь благословений, восхваляющих Б-га за сотворение рода человеческого, веселья и радости, за счастье молодоженов.

 

5.Разбивание бокала

 

После церемонии жених радавливает ногой бокал (который для безопасности обычно обернут в бумагу). Звук разбивающегося бокала символизирует разрушение, наводя на мысль древнем Храме (стр.61). Это напоминание о том, что радость могла бы быть еще большей, если бы евреи могли выполнять заповеди, связанные со служением в Храме.

 

6. Ихуд (уединение)

 

Сразу после церемонии жениха и невесту отводят в отдельную комнату. Здесь они на некоторое время остаются наедине, прежде чем присоединиться к гостям. Они прекращают пост и отдыхают.

 

7.Шева брахот (семь благословений)

 

Завершается праздничная трапеза произнесением семи благословений.  В традиционных общинах праздничные торжества продолжаются целую неделю. Вечером каждого дня по очереди в разных домах устраиваются праздничные застолья для чествования молодоженов. В конце такого застолья снова произносятся семь благословений. Это те же семь благословений, что и под хупой.