Корах

("Маайан хай", том 4 ,  стр.  67 - 69)

Бунт Кораха произошел после греха разведчиков. Почему только теперь? Моше стал вождем евреев уже давно, и храмовое служение уже было отдано потомкам Аарона. Почему же Корах не кричал: "Почему вы заноситесь!?... Все евреи святы!", пока не был совершен грех разведчиков?

В чем состояла позиция разведчиков? Почему они отговаривали евреев воевать с населением Ханаана? Они считали, что нужно отделиться от этого мира. Они хотели, чтобы еврейский народ остался в пустыне на полном довольствии Всевышнего и продолжал, не отвлекаясь, учить Тору. Но Моше ответил им, что главное – это не учеба, а претворение ее в действие. Именно исполнение заповедей в Святой Земле  - это то, чего хочет от евреев Всевышний.

Есть разница между изучением Торы и ее соблюдением на практике. Когда еврей учит Тору, от него требуется понимание. Но не все понимают одинаково. Один способен понять больше, другой – меньше. Каждый учит  Тору в соответствии со своими способностями. Но когда исполняют заповеди, все исполняют их в равной мере. Учитель наш Моше накладывал тфилин точно так же, как это делает самый простой еврей. Конечно, при исполнении заповедей есть еще мысли и намерения, и они у всех разные, но само действие – одно и то же.

Корах знал, как велик Моше и насколько его изучение Торы отличается от изучения Торы всем остальным народом. Корах знал, что Моше получил Тору из уст самого Всевышнего, и уровень его понимания неизмеримо выше уровня понимания всех остальных. Поэтому он и не видел причины восставать против Моше и говорить, что тот "заносится".

Но когда разведчики отказались входить в Святую Землю, Моше сказал им, что исполнение Торы на деле – это главное. Тогда-то и поднял голову Корах и спросил: "Чем Моше лучше остальных?"

Что же ответил ему на это Моше? "Утром рассудит нас с тобой Всевышний". Моше дал Кораху время до утра на раскаяние. Почему до утра? Тем самым он намекнул ему на то, что исполнение заповедей должно быть как утро – светлым, полным радости и раскрывающим присутствие Всевышнего в мире.

Конечно, можно исполнять заповеди вообще без правильных мыслей и намерений. Но тогда они не будут светлыми как утро. Они не приведут к раскрытию присутствия Всевышнего в мире.

Это урок и для нас  тоже. Конечно, исполнение заповедей – это главное. Нельзя ограничиваться изучением  Торы и благими намерениями. Нужно исполнять выученное на деле. Но, вместе с тем, нужно стараться, чтобы это было "светлые" заповеди – чистые, нежные, сопровождаемые правильным намерением.

Именно так создают в этом мире жилище для Всевышнего.