Экев

("Маайан хай", том 5,  стр. 39-41)

"И будет, если послушаете…"

Раши комментирует: "Слово "если" на письме не отличается от слова "пятка". Поэтому смысл всей фразы: "Если будете относиться с уважением и к тем заповедям, которые кажутся неважными, и их топчут пятками…"

Этот комментарий Раши основан на мидраше, в котором сказано: "Легкие заповеди, на которые люди не обращают внимания и бросают их себе под ноги…"

Мидраш говорит не о тех, кто, не дай Б-г, делит заповеди на важные и неважные и пренебрегает "неважными".  Тут речь идет о еврее, который согласен, что нужно исполнять все заповеди, более того, он старается так и поступать, но исполнение некоторых заповедей откладывает "на завтра".

Такой человек говорит: "Сначала я доведу до совершенства исполнение основных заповедей, а уж потом перейду к исполнению прочих". И уж тем более он не считает обязательным соблюдать устрожения в исполнении заповедей или совершать поступки, необязательные по букве закона.

Когда такому еврею говорят, что нужно проявлять любовь к ближнему даже по отношению к незнакомым людям, он отвечает, что ему бы преуспеть хотя бы в любви к тем, кого он знает близко! Как можно требовать от него любви к незнакомым людям, если он и тех, кому благодарен, еще не любит как самого себя!

Он считает, что соблюдать устрожения, не научившись в совершенстве исполнять сами заповеди – это все равно, что разгуливать по улицам босиком, но в галстуке. Ведь должен быть порядок! Нужно начинать с основного!

Эти рассуждения выглядят очень логичными. Но на самом деле это просто уловки злого начала в душе человека. А злое начало – это известный хитрец, и у него нет недостатка в логических доводах.

Истина заключается в том, что главное в служении Всевышнему – это вера и принятие на себя ярма Небес. Служение Всевышнему должно быть основано на принятии на себя ярма Небес, а не на расчетах.

Слово "заповедь" в святом языке однокоренное со словом "вместе". Заповеди дают нам возможность воссоединиться со Всевышним. И в этом смысле нет первостепенных и второстепенных заповедей. Тут нет места расчетам, что исполнять прежде, а что потом.

Если с помощью заповеди можно соединиться со Всевышним, ее нужно исполнить немедленно – любую, первостепенную или второстепенную!