Берешит

("Маайан хай", том 11,  стр., 1-3)

Поначалу Всевышний сотворил солнце и луну одинакового размера: "И сделал Б-г два светила больших".

В Мидраше рассказывается, что луна заявила, что не может быть двух царей в одной короне, и тогда Всевышний приказал ей уменьшиться. И стало очевидным различие между ней и солнцем. Из-за своих претензий луна из самостоятельного светила превратилась в отражатель, получающий свой свет от солнца.

У всего в мире есть источник в Торе, и у этой истории тоже.

Два светила – это Письменная и Устная Тора. На первый взгляд это два равноправных светоча. Обе они были даны Моше на горе Синай. Обе были даны Всевышним. Однако письменная Тора – это "большое светило", а Устная Тора – "малое светило", поскольку Устная Тора черпает свой свет из Торы Письменной. В Письменной Торе более подчеркнут Тот, Кто дал Тору – Всевышний. Каждая буква в ней точна, как скальпель хирурга. Письменная Тора – это источник. В Устной Торе более подчеркнуты те, ради кого Тора написана – евреи. Устную Тору можно учить только основываясь на понимании Письменной Торы. Устная Тора – это фрагменты письменной Торы, постигнутые евреями.

С точки зрения Всевышнего обе части Торы – это "два светила больших". И только с точки зрения того, кто ее получает, евреев, есть разница. Письменную Тору они получили готовой, а Устную им пришлось выводить из Письменной самостоятельно.

Это становится понятным на примере богача и бедняка. Всевышний посылает пропитание им обоим. Но при этом богач получает пропитание непосредственно от Всевышнего, а бедняк – из рук богача. Это не потому, что бедняк хуже богача, а потому, что Всевышний решил удовлетворять его потребность в пропитании таким способом. Всевышний хотел, чтобы в мире исполнялась заповедь благотворительности, и потому сотворил бедняков и богачей. Но на самом деле и те, и другие получают пропитание из рук Всевышнего.

Точно так же луна не хуже солнца, просто она получает свой свет от Всевышнего при посредничестве солнца.

Цель же творения, и так оно и будет в будущем, состоит в том, чтобы луна светила как солнце – "два светила больших"!