Бэар-Бэхукотай

("Маайан хай", том 3,  стр., 85-57)

Мидраш повествует, что перед дарованием Торы горы спорили, на какой из них произойдет это событие. Каждая из гор перечисляла свои преимущества, ради которых стоит даровать Тору именно на ней.

И только одна гора скромно молчала в сторонке. У нее не было никаких особых преимуществ. Это была гора Синай.

Но именно гору Синай избрал Всевышний, чтобы даровать на ней Тору. Причина этого выбора – скромность горы Синай, ибо Торе и заповедям приличествует скромность.

Однако непонятно: если Всевышний искал скромности, почему Он не даровал Тору на равнине или, например, в овраге!? Ведь любая гора – это все-таки возвышенное место!

Это сочетание – возвышенность и скромность – учит нас, как надо соблюдать заповеди Торы. Само понятие горы символизирует высоту и сильную волю, название же Синай  -символ скромности.

Для получения Торы необходимы два условия –

  1. Решимость и воля. Нужно гордиться исполнением заповедей, а не стыдиться их. Нужно действовать, не обращая внимания на препятствия и помехи, выполняя волю Всевышнего.
  2. Скромность. Не гордиться своими талантами и преимуществами. Только скромный человек может принять Тору полностью. Как говорится в молитве, "И душа моя будет лежать в прахе перед каждым, и откроешь Ты сердце мое Торе Твоей".

Скромность и решительность вовсе не противоречат друг другу. У еврея оба этих условия получения Торы уживаются друг с другом.

Нужно гордиться тем, что мы – евреи и соблюдать заповеди,  не стесняясь. Вместе с тем не следует гордиться собственными талантами и соблюдать заповеди, приняв на себя ярмо небес.

Как гора Синай.