От редактора
День деревьев
Четыре Новых года
Все-таки повезло евреям! Ведь у нас есть целых четыре Новых года:
Первого нисана – Новый год царей и праздников.
Первого элула – Новый год животных.
Первого тишрея – Новый год летоисчисления.
Пятнадцатого швата (“Ту Бишват”, на иврите) – Новый год деревьев.
“Потому что зима…”
(популярное израильское выражение)
Тора заповедала еврейскому земледельцу семилетний цикл отделения десятины: первый, второй, четвертый и пятый годы этого цикла десятину от полученного урожая нужно принести в иерусалимский Храм и съесть там. В третий и шестой годы – отдать бедным. Седьмой год – субботний, обрабатывать землю запрещено, а плоды, которые выросли сами, являются всеобщим достоянием.
С какого момента начинать отсчет? Какие плоды относятся уже к седьмому году, а какие еще к шестому? Как узнать, десятину от каких плодов отдать бедным, а от каких – принести в Иерусалим? Для этого и существует Новый год деревьев: плоды, завязи которых появились до 15 швата, относятся к прошлому году; после 15 швата – к текущему.
Почему 15 швата?
Урожай в Земле Израиля зависит от дождей. Зимние дожди пропитывают землю, пополняют запасы подземных вод, стекают в озеро Кинерет. В месяце хешване начинаются зимние дожди года, начавшегося в тишрее. Через три с половиной месяца, 15 швата, запасы воды, которые будут использоваться в течение всего года, максимальны, и дожди начинают идти на убыль. Урожай, выросший на этой воде, относится к текущему году. Все, что выросло на воде прошлого года и относится к прошлому году.
Семь видов плодов
В Торе упоминается семь видов плодов, которыми славится Земля Израиля: пшеница, овес, виноград, инжир, гранаты, оливки и финики.
В Ту Бишват на стол подают как можно больше разных видов фруктов и особенно стараются, чтобы среди них были эти семь видов. В разных общинах сохранились разные обычаи, например, есть плоды хлебного дерева или этрог.
“Ибо дерево полевое человек…”
В Ту Бишват вспоминают слова Торы, сравнивающие человека с деревом. Как и дереву, человеку нужны крепкие корни, чтобы принести хорошие плоды.
Встретились как-то два знаменитых таная, рав Ицхак и рав Нахман. Рав Нахман попросил рава Ицхака: “Благослови меня, раби!”
Ответил рав Ицхак: “Вот тебе притча. Шел путник по пустыне – усталый, голодный и жаждущий. Набрел на оазис с родником и раскидистым деревом. Поел сладких плодов, попил родниковой воды, отдохнул в тени. Уходя, обратился к дереву: “Чем благословить тебя, дерево? Плоды твои и так сладки, ветви – раскидисты, воды у тебя вдоволь. Пусть же ростки твои будут такими же, как ты”.
Семь видов плодов служат в еврейской традиции еще и символом изобилия и плодородия: “Жена твоя как лоза плодоносная”, “Сыны твои как саженцы олив”, “Праведник как финиковая пальма расцветет” – и многое-многое другое…
Семь видов плодов играют важную роль в еврейской традиции. Во времена Храма первинки этих плодов ежегодно приносили в Иерусалим. В наше время на эти плоды существует особое благословение после трапезы.
*Мед на языке Торы – это силан, особый продукт, добываемый из фиников, по вкусу и консистенции напоминающий мед.