Из учения Ребе
Еврейское воспитание
Еврейское воспитание для еврейских детей – одна из десяти акций, инициированных Любавичским Ребе.
Ребе отмечал, что в воспитании есть два аспекта: самовоспитание и воспитание других. Наиболее важное направление в воспитании других – это еврейское воспитание для еврейских детей. Цель акции «Воспитание» – чтобы каждый еврейский ребенок с рождения получал воспитание, основанное на Торе и еврейских ценностях.
Ребе не раз повторял, что воспитание – основа преемственности и будущего еврейского народа и всего мира. Основываясь на этом мировоззрении, Ребе инициировал «минуту молчания» в школах США, во время которой детям каждое утро предлагают подумать о существовании Всевышнего и Его управлении нашим миром.
Обязанность родителей
Некоторые родители утверждают, что они против навязывания детям родительской идеологии – дети, вырастая, должны сами выбирать свой путь.
Это ошибка. Точно так же, как родители обязаны удовлетворять материальные потребности детей, они должны заботиться и об удовлетворении их духовных потребностей. Воспитание, данное в детстве, продолжает работать на протяжении всей жизни человека.
Точно так же, как родители заботятся о теплой зимней одежде для детей, точно так же они должны позаботиться о защите детей от духовного холода, царящего в современном мире.
(Из беседы по недельной главе «Шофтим» 1991 года; восстановлено по воспоминаниям свидетелей.)
Преимущество – воспитанию
Есть организация, отвечающая за сбор средств и, насколько известно, большая часть этих средств идет на социальные нужды – медицина и прочее. Но в последнее время стали слышаться голоса, требующие львиную долю бюджета выделить на укрепление образования еврейских детей. И правда – за этим требованием.
Ведь есть два вида медицины: одна обычная, лечащая уже имеющиеся болезни; другая – профилактическая, как об этом сказано в Торе «Любую болезнь, которую напустил Я на Египет, не напущу на тебя, ибо Я – Г-сподь, Целитель твой» (Мишпатим, 15:21). Когда большинство усилий направлено на воспитание, вырастет здоровое поколение – здоровое духовно, а от этого – и физически. Таким образом, не будет такой большой потребности в лечении.
Даже с точки зрения «бизнеса» выгодно отдать преимущество воспитанию, чтобы вырастить новое поколение, которое будет щедрым на благотворительность – евреев, которые будут жертвовать с открытым сердцем и широкой душой.
(Из беседы 12 тамуза 1983 года; восстановлено по воспоминаниям свидетелей.)
Ужасный случай
Как-то распространилась история о еврейском юноше, который принял христианство (не дай Б-г!) и даже стал служителем их культа. Когда его мать выступала в телепрограмме, и ее спросили о ее отношении к происшедшему, она ответила: «Что я могу сделать!? Ведь современной молодежи невозможно ничего сказать…»
Один из глав системы еврейского воспитания в Америке решил ввести «современную» систему воспитания: нельзя указывать ребенку, как себя вести, это недемократично. Вместо этого нужно дать ему свободу выбора. Сегодня, спустя двадцать лет, можно видеть горькие результаты такого воспитания. Один из примеров – вышеупомянутый случай…
Можно легко себе представить, как прошло празднование бар-мицвы этого юноши. Ему объяснили, что чтобы быть «как все» и чтобы оставаться членом общины, нужно отметить бар-мицву – еврейский праздник совершеннолетия, а в субботу, святой для евреев день, ему нужно будет прочитать мафтир в синагоге. Скорей всего, он спросил: «С каких это пор суббота – святой день? В этот день папа идет на работу, как в любой другой день, а мама водит машину». И ему, скорее всего, ответили, что в общине есть раввин, и соблюдение субботы – только его обязанность, «и взял на себя все грехи сынов Израиля…». Неудивительно, что в результате такого воспитания ребенок отправился искать духовность в другом месте.
Больно не только то, что еврейская мать может так реагировать на такое страшное событие; больно еще и то, что еврейский мир никак не отреагировал на это. Ведь все евреи в ответе друг за друга, и такой случай не мог не потрясти и не пробудить активную работу по распространению Торы. На деле – никакой реакции (единственная реакция была в стиле «Вы только посмотрите на мужество этой женщины!»).
(Из беседы 19 кислева 1968 года; восстановлено по воспоминаниям свидетелей.)
Иммунитет и воспитание
Однажды я разговаривал с одним евреем о насущной необходимости воспитания в русле Торы и Б-гобоязненности, чтобы предотвратить отрицательные явления, не дай Б-г. Он сказал мне, что, согласно статистике, такие явления касаются всего лишь пяти процентов детей.
Я спросил его: а вы позаботились для своих детей о прививке против черной оспы и тифа? Он ответил, что, конечно, это его обязанность как родителя. Тогда я спросил его: прививка причиняет ребенку боль и неудобство, не так ли? Он ответил, что это не имеет значения по сравнению с пользой от прививки. Тогда я спросил, известно ли ему, какой процент детей может заболеть этими болезнями. Он ответил, что, согласно последним исследованиям, от двух до четырех процентов.
Тогда я сказал: послушайте, что вы говорите! Чтобы привить ребенка от болезни, не считаются с его протестом, несмотря на то, что шансы его заболеть этой болезнью очень малы. И даже если он заболеет, его можно относительно легко вылечить. Тем более каждый родитель обязан привить своих детей от духовных болезней, излечить которые гораздо труднее, и последствия которых сказываются на протяжении всей жизни человека, даже если говорят, что процент детей, заболевающих такими болезнями, очень мал…
(Из беседы по недельной главе «Шофтим» 1991 года; восстановлено по воспоминаниям свидетелей.)
Без компромиссов
Он спрашивает по поводу указания преподавать Тору без компромиссов и опасается, что если быть слишком суровым с детьми, они не примут это вообще.
Совет по поводу этих конкретных детей: не идти на компромиссы, то есть не говорить им, что можно (не дай Б-г!) не соблюдать часть заповедей, лишь бы только они соблюдали все остальное. Ведь кроме запрета лгать это еще и нарушение запрета на неправильное толкование Торы…
Нужно объяснить детям, что сейчас с ними изучают эту конкретную заповедь, но они должны знать, что есть еще много других заповедей, а поскольку невозможно выучить сразу все, их учат постепенно, шаг за шагом.
А также объяснить им, что такое «возвращение к Всевышнему». Что, если кто-то не устоял в испытании и поступил вопреки написанному в Торе, сказано: «Еврей, даже согрешивший, остается евреем», поэтому и после такого поступка есть возможность возвращения к Всевышнему.
(Из письма, тамуз 1958 года, «Сборник писем», том 22, стр. 409.)