От редактора
Мои дорогие сестры!
Месяцы элул и тишрей – это особое время для еврейского народа. Конец одного года и начало следующего. Обычай этого периода – читать на рассвете «Слихот», молитвы о прощении грехов. В некоторых общинах «Слихот» начинают читать за неделю до Рош Ашана, в других – с самого начала элула.
Особое время для чтения «Слихот» – после полуночи, когда люди обычно спят. Вот тогда-то еврей и должен проснуться и начать беседу со Всевышним.
Что это значит? Рутина жизни уподоблена сну. Это монотонность, отсутствие изменений. Но обязанность еврея – остановиться на минуту, проснуться от духовного сна и обратиться ко Всевышнему, Хозяину мира; понять, что миром управляет только Он, что Он находится здесь, с нами, каждую секунду, хранит нас, и мы можем обратиться к Нему в любую минуту, как дети к любящему отцу.
Остановиться посреди рутины – это самая хорошая подготовка к месяцу тишрей.
Первая половина тишрея носит серьезный характер, с ее мыслями о возвращении к Всевышнему, страхом Судного дня и мольбой Дня Искупления – чтобы Всевышний искупил наши грехи и приговорил нас к хорошей жизни в будущем году. Это – духовная работа Судного дня, Десяти дней раскаяния и Дня Искупления.
Только после того, как проделана такая работа, мы готовы ко второй половине тишрея, главное настроение которой – радость, как заповедь, и радость от исполнения заповедей. Праздник Суккот в связи с этим имеет второе название: «Время радости нашей». В праздник Симхат Тора, название которого переводится как «радость Торы», мы пляшем со свитками Торы.
Мы знаем и уверены, что Всевышний благословляет нас и радуется вместе с нами, и что в будущем году мы удостоимся счастливой жизни. Но вместе с тем мы понимаем, что радость еврея может быть истинной, только когда он накрепко связан с Торой и заповедями. Поэтому завершающий праздник в этой череде – Симхат Тора, "радость Торы".
Наша роль в этот период – создать соответствующую атмосферу для наших детей, поколения будущего. То, чего мы сами были лишены во времена СССР, мы можем дать нашим детям – ощущение гордости за свое еврейство. Еврейство без страха.
Хорошего вам приговора и печати под ним! Доброго года!
Раввин Ешая Коген,
посланник Любавичского Ребе,
главный раввин Казахстана