От редактора
Глава недели - Ваэтханан
("Маайан хай", том 5, стр. 17-18)
В этой недельной главе Моше описывает дарование Торы на горе Синай. Он рассказывает, что голос Всевышнего во время произнесения Десяти заповедей был "великим и бесконечным".
В Мидраше есть три объяснения этой фразы. И каждое из этих объяснений – это особый взгляд на дарование Торы.
Первое объяснение: голос Всевышнего был слышен не только на святом языке, но на семидесяти языках – то есть на всех языках мира. Это означает, что в обязанности евреев входит донести Тору до всех народов мира, чтобы и они исполняли относящиеся к ним заповеди.
Все народы мира обязаны исполнять семь заповедей потомков Ноя. И евреи обязаны позаботиться го том, чтобы они это делали. Словами Маймонида, "Моше получил приказ из уст Всевышнего принудить всех принять заповеди, данные потомкам Ноя".
Второе объяснение: голос Всевышнего не закончился, он продолжает звучать во всех поколениях. Этот голос слышали пророки – и пересказывали услышанное в пророчествах. Этот голос слышат мудрецы и праведники. Это означает, что в словах пророков и мудрецов присутствует святость Десяти заповедей.
Десять заповедей начинаются со слова "Я" ("анохи"). На святом языке это слово – аббревиатура арамейской фразы "Я отдал свою душу Торе". Это означает, что в Десяти заповедях – душа Всевышнего. А если в словах мудрецов и праведников присутствует святость Десяти заповедей, то в них присутствует и душа Всевышнего. Поэтому, изучая сказанное или написанное мудрецами и праведниками, еврей вступает в контакт с самим Всевышним.
Третье объяснение: у голоса Всевышнего не было эха. Почему же у него не было эха? Ведь чем громче голос, тем сильнее эхо, а голос Всевышнего во время дарования Торы был очень громким!
Чтобы понять это, обратимся к природе эха. Когда звук натыкается на препятствие, он возвращается в виде эха. Голос же Всевышнего не могло задержать ни одно препятствие. Он проникал сквозь стены и горы. И поэтому у него не было эха. Весь материальный мир был "пронизан" этим голосом. Голос был в камне, в растительности, в телах людей и животных.
Для нас это означает, что когда еврей изучает Тору, она проникает не только в его мозг и душу, но в его тело, а также в весь окружающий материальный мир – в мебель, в стены дома и так далее.
Придет день, и материальные предметы будут свидетельствовать о наших поступках перед Всевышним.