От редактора
Плодитесь и размножайтесь
Первая заповедь Торы
Заповедь плодиться и размножаться – это первая заповедь Торы: "И сотворил Всесильный человека по образу Своему, по образу Всесильного сотворил его, мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Всесильный, и сказал им Всесильный: "плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю…" (Бытие 1:27, 28).
Этот факт свидетельствует о важности заповеди. Исполнять ее следует, не оглядываясь ни на какие внешние обстоятельства.
Сущность семьи
Понятие "семейная жизнь" связано, главным образом, с исполнением заповеди плодиться и размножаться. Смысл брака – объединение мужчины и женщины в единое целое вплоть до буквального исполнения "и будут одной плотью" – через рождение их "общей плоти", детей.
Прощение грехов за исполнение заповеди
В Торе говорится, что Эсав взял в жены женщину по имени Махла. Комментаторы спрашивают: не ту ли самую женщину называли ранее именем Басмат? И отвечают: да, это та же женщина, но после замужества она получила имя Махла – от корня МХЛ, означающего прощение. Отсюда делают вывод, что жениху и невесте в момент бракосочетания прощаются их прежние грехи, чтобы они могли начать совместную жизнь "с чистого листа".
До рассказа о женитьбе Эсава в Торе много говорится о его неправедном образе жизни и многочисленных грехах. Он пренебрег первородством, из-за него Всевышний сократил жизнь Авраама на пять лет – чтобы ему не пришлось видеть неблаговидное поведение старшего внука, Яаков был вынужден бежать в Падан-Арам, чтобы Эсав не убил его….
Почему же об искуплении грехов жениха и невесты нам должно стать известно на примере этого злодея и его жены, дочки Ишмаэля, которая была под стать мужу!? Именно поэтому! Чтобы мы поняли важность исполнения заповеди плодиться и размножаться! Ведь даже двум таким злодеям были прощены грехи за их готовность исполнить ее!
Каждый ребенок – это целый мир
Первый человек, в отличие от животных, был сотворен в одном экземпляре. Это означает, что каждый человек – это целый мир. Наши мудрецы говорят об этом так: "Каждый, кто спасает одного еврея, как будто спасает целый мир". Это относится ко всем евреям без исключения!
То, что еврей является "целым миром" – не следствие того, что он знаток Торы или очень тщательно исполняет заповеди. Еврей является "целым миром" сразу же после рождения. Этот принцип находит свое выражение, в том числе, в еврейских законах о спасении жизни.
Это делает заповедь плодиться и размножаться еще более важной. Ведь после рождения в семье ребенка и даже нескольких детей рождение каждого следующего ребенка равно сотворению целого мира!
При этом не следует думать, как прокормить всех своих будущих детей. Ведь когда Всевышний дает людям право исполнить заповедь и стать родителями, Он создает и условия для того, чтобы они смогли исполнить свою роль до конца.