От редактора
Глава недели - Аазину
("Маайян хай", том 5, стр. 170-…)
У раби Моше бар Нахмана – РамбаНа – был ученик по имени раби Авнер. Однажды раби Авнер оставил веру отцов и перешел в христианство. Он сделал успешную карьеру – стал министром в своей стране.
Он решил доказать свою ненависть к евреям и послал страдников к своему бывшему учителю с приказом явиться к нему во дворец в День Искупления. Когда Рамбан явился, Авнер на его глазах зарезал свинью, зажарил ее и стал есть.
Рамбану было больно видеть это, и он спросил своего бывшего ученика: "Что заставило тебя сделать это?"
"Урок, услышанный от тебя, – ответил Авнер. – Однажды ты давал урок по недельной главе "Аазину" и сказал, что в этой недельной главе заключена вся Тора и все заповеди и вообще все, что есть в мире. Я тогда не поверил, что в такой маленькой главе может быть заключено так много, и пришел к выводу, что тебе нельзя верить".
"Я и сейчас продолжаю утверждать это", - ответил Рамбан.
"Ну, тогда покажи мне, где в этой главе написано мое имя!"
Рамбан обратился ко Всевышнему с молитвой, чтобы Он помог ему найти нужное место в недельной главе. И Всевышний указал ему место, в котором третья буква каждого слова была буквой имени "раби Авнер". В этом стихе было написано: "И сказал Я: положу им конец, сотру у людей память о них".
Прочитал раби Авнер этот стих – и раскаялся. "Есть ли искупление моим грехам?" – спросил он учителя.
"Искуплением твоим грехам, - ответил Рамбан, - станет исполнение написанного в стихе. Ты должен искоренить память о себе".
Рамбан ушел, а раби Авнер сел в лодку без руля и весел и поплыл по течению. С тех- пор о нем ничего неизвестно.
***
В этой истории самое непонятное – почему имя грешника и предателя появилось в главе "Аазину" с титулом "раби"?
Этим Тора учит нас, какова сила раскаянья. Когда еврей полностью раскаивается, Тора называет его титулом "раби", несмотря на то, что в прошлом он совершил страшнейшие поступки. Более того, даже в момент совершения этих поступков титул "раби" намекает на то, что в конце концов этот еврей раскается.
Недельная глава "Аазину" приходится чаще всего на "субботу раскаянья" – последнюю субботу перед Днем Искупления. Поэтому именно в ней и нашел Рамбан этот намек на силу раскаянья.