От редактора
Итро
("Маайан хай", том 2, стр. 57-59)
"И услышал Итро все, что сделал Всевышний Моше и его народу, Израилю… И пришел Итро… к Моше в пустыню…"
Раши задает вопрос: "Что именно услышал Итро, что подвигло его придти к Моше в пустыню?" И отвечает – слух о раскрытии Красного моря и о войне с Амалеком.
А ведь это странно! Еще до раскрытия Красного моря был исход из Египта¸ во время которого произошло множество чудес. Итро, несомненно, слышал об этом, но его почему-то больше впечатлили раскрытие Красного моря и война с Амалеком.
И еще одно непонятно. В соответствии с правилом "увеличения святости" евреи должны были бы подниматься в духовном плане все выше и выше – от выхода из Египта до получения Торы. И вот – в войне с Амалеком евреи духовно опускаются – и это перед дарованием Торы!
Если мы вдумаемся во внутренний смысл этих двух событий – раскрытия Красного моря и войны с Амалеком – мы найдем ответы на оба этих вопроса.
***
Во время раскрытия Красного моря произошло раскрытие духовных миров, выразившееся в нарушении законов природы. Духовные и физические миры в тот момент не было разделены непроходимой пропастью. И об этом узнал весть мир, все народы содрогнулись от священного ужаса.
И все-таки после этого пришел Амалек и напал на евреев. Его не испугало, как прочие народы, раскрытие Красного моря. Почему? Потому что святость, излившаяся в мир в момент раскрытия Красного моря, была все-таки ограниченной: она не проникла в его самые низменные и нечистые сущности.
И только когда евреи сразились с Амалеком и победили его, святость проникла в наш мир полностью и окончательно. Таким образом, война с Амалеком, которая выглядит регрессом еврейского народа, по сути своей была последним штрихом в подготовке мира к дарованию Торы. И тогда понятно, почему именно слух об этих двух событиях заставил Итро придти к Моше в пустыню.
***
В ежедневной молитве мы благословляем Всевышнего за то, что Он "дает Тору". Именно так, в настоящем времени. Мы должны ежедневно получать Тору заново. И ежедневно готовиться к этому событию, как готовились евреи перед горой Синай.
Какой должна быть эта подготовка? Помнить о Всевышнем не только во время молитвы и изучения Торы. Чтобы мы ни делали, мы должны делать это ради Всевышнего. Сверять каждый поступок с желанием Всевышнего. Подготовка к дарованию Торы – это не только возвышенное раскрытие Красного моря, но и низменная война с Амалеком.
Таков порядок служения Всевышнему: сначала раскрытие Красного моря, потом – война с Амалеком. Другими словами: сначала духовные аспекты, потом – практические.
Еврей начинает свой день с омовения рук, молитвы и изучения Торы. Потом он занимается повседневными делами – но делает это в святости, заданной уже с утра.
Война с Амалеком, физическое земное действие – это тоже способ служения Всевышнему и подготовка к дарованию Торы.