От редактора
Дина, дочь праматери Леи
Мать Дины, праматерь Лея, была одной из четырех жен праотца Яакова. Ее сестра Рахель была любимой женой, сама же Лея была женой ненавистной, добившейся брака с Яаковом путем обмана.
Лея, любя мужа всем сердцем, очень страдала. И Всевышний послал ей компенсацию за ее страдания – детей. Лея стала матерью шестерых сыновей.
Чудесная беременность
Лея была беременна седьмым ребенком. Пророческим духом она знала, что это мальчик. А еще она знала, что Яакову суждено иметь двенадцать сыновей, которые станут родоначальниками колен еврейского народа.
Шестерых уже родила она, Лея. Еще четверых – две наложницы. У ее сестры Рахель родился первенец. Если Лея сейчас родит последнего, двенадцатого, сына, доля Рахель будет меньше доли рабынь. И Лея помолилась Всевышнему, чтобы Он заменил сына в ее утробе на дочь и оставил Рахели возможность родить родоначальника еще одного колена.
Всевышний услышал молитву Леи: он послал Рахели второго сына, Биньямина, а ребенка в утробе Леи заменил девочкой, Диной.
Дина была единственной дочерью Яакова. О ее рождении упоминается в Торе: «А потом родила дочь и дала ей имя Дина» (Берешит, 30:21).
Почему Дина?
Дина была последним ребенком Леи после шести сыновей. Значение имени, данного каждому из них, объясняется в Мидраше. И лишь имени Дины в нем нет объяснения. Но комментаторы Торы утверждают, что имя Дина происходит от слова «дин» – суд, и намекает на то, что произошло с Диной позже – на суд, который ее братья вершили над обидчиком Дины – Хамором.
Хамор, сын Шхема
После двадцати лет жизни на чужбине, у тестя Лавана, Яааков возвращался в Святую Землю. По дороге он сделал остановку в окрестностях Шхема. Дина вышла погулять и познакомиться с местными девушками.
Шхем, сын Хамора, царя города Шхем (как вы понимаете, в династии царей Шхема имена Хамор и Шхем чередовались), увидел Дину, схватил ее и изнасиловал. Но одного раза ему показалось мало, и он решил… просить у Яакова руки Дины.
Шхем рассказал отцу, царю Хамору, о своем желании жениться на дочери Яакова, и Хамор незамедлительно поспешил к нему с предложением породниться. В обмен на согласие Яакова он предлагал ему богатый калым, мир и торговлю.
Месть
В это время братья Дины вернулись со скотом с пастбища и услышали разговор отца с Хамором. Для них было совершенно очевидно, что нельзя родниться с человеком, опозорившим их сестру. Ничем не выдав своего гнева, они предложили жителям Шхема условие: все его мужское население должно быть обрезано.
Шхем согласен на любые условия, лишь бы получить Дину, и его отец Хамор издает указ: все мужское население Шхема должно быть обрезано. На третий день после обрезания, когда обрезанные обычно чувствуют себя особенно нехорошо, Шимон и Леви, сыновья Яакова внезапно напали на Шхем и вырезали все его мужское население.
Яаков гневается на сыновей, опасаясь, что их поступок восстановит против него всех жителей Ханаана. Он немедленно уходит вместе со всей семьей из Шхема и переселяется в Бейт-Эль.
Позже, уже перед смертью, Яаков припомнил Шимону и Леви этот поступок. Благословляя сыновей, он сказал об этих двух: «Проклят гнев их, ибо несдержан… Разделю их в Яакове и рассею в Израиле…»
Проклятие Яакова исполнилось: потомки Леви стали служителями в Храме и не получили земельного надела, а потомки Шимона были так бедны, что были вынуждены скитаться меж других колен.
За что?
Мудрецы Мидраша уверены, что такая беда не могла случиться без причины с Диной, дочерью такого праведника, как Яаков. И они пытались найти причину.
И вот их мнение: Дина пострадала потому, что ее отец, Яаков, спрятал ее в сундук при встрече со своим братом Эсавом, чтобы тот не позарился на ее красоту. Ведь если бы Эсав женился на ней, Дина с ее высокой душой сумела бы обратить этого закоренелого злодея к раскаянию и тем самым искоренить зло из мира.
Кроме того, наши мудрецы считают, что прогулка Дины, стоившая ей так дорого, была недостаточно ответственным предприятием, неподходящим для скромной еврейской девушки.
А еще некоторые из них считают, что дочь Дины и Шхема, Аснат, попала в Египет, была удочерена фараоном и стала женой Йосефа.