Они были первыми

Раби Исраэль Бааль Шем Тов (18 элула 1698 года – 6 сивана 1760 года) – один из «скрытых праведников», основатель движения хасидизма.

 

Необычная судьба была уготована этому ребенку еще до рождения. Его отец, раби Элиэзер, принадлежал к когорте так называемых «скрытых праведников». Это были люди высокой духовности, мудрецы и каббалисты, избегавшие почета и потому скрывавшиеся под маской невежественных мастеровых, извозчиков и просто нищих и бродяг.

 

Но маленькому Исролику не привелось многому научиться от  своего великого отца: когда ему было всего три года, умерла его мать, а два года спустя и отец, раби Элиэзер, ушел из этого мира. Сыну он оставил краткое завещание, которое стало для него, а потом и для всех последователей движения хасидизма, духовным маяком в любых житейских невзгодах.

 

Вот оно, это завещание: «Не бойся никого и ничего в мире – лишь перед Всевышним трепещи. Всей душой люби каждого еврея, каким бы он ни был».

 

Через несколько лет после смерти отца Исраэль встретил одного из «скрытых праведников» и присоединился к нему в его странствиях, а потом остался на хуторе у его товарища, который воспитал его и обучил Торе.

 

Исраэль стал помощником меламеда: по утрам собирал по домам малышей и вел их в хейдер, присматривал за ними; вечером отводил домой.

 

Восемнадцатилетним юношей он произвел революцию в работе «скрытых праведников», основав систему обучения Торе еврейских детей с хуторов и из маленьких местечек, удаленных от крупных центров еврейского образования.

 

18 элула, когда Исраэлю исполнилось 26 лет, ему открылся пророк Ахия Ашелони, учитель пророка Илии, и начал обучать его тайнам Торы, которые могут быть известны лишь душам, пребывающим в мире истины. Ровно через десять лет Ахия велел ему открыть евреям свое учение и возглавить новое движение.

 

В возрасте 36 лет раби Исраэль Бааль Шем Тов сбросил маскировку, из «скрытого праведника» превратившись в лидера движения хасидизма. К нему в местечко Меджибож начали стекаться со всей Восточной Европы евреи, стремящиеся стать его учениками.

 

Измученное европейское еврейство почувствовало веяние свежего ветра надежды. Задавленные беспросветной нищетой и безраздельной властью магнатов, живущие в постоянном страхе перед каждым встречным, в ожидании очередного погрома, евреи вдруг открыли новое для себя состояние радости от близости к Творцу, возможность быть выше материальной действительности. Они узнали, что даже самый простой и неученый из них – бриллиант в короне Царя царей, что каждый может сотрясать миры своим служением…

 

«Новая душа, которая будет освещать мир до прихода Машиаха…»

Раби Шнеер-Залман из Ляд или Старый Ребе

18 элула 1745 года, в свой 47-й день рождения, Бааль Шем Тов был в особенно приподнятом настроении. Он молился на праздничную мелодию и не стал читать Таханун – будничную молитву, которую в праздники пропускают. После молитвы он устроил праздничную трапезу. Собравшимся за столом ученикам он объяснил: «Сегодня в наш мир спустилась новая душа, которая осветит мир своим учением вплоть до прихода Машиаха».

 

Еще до рождения ребенка Бааль Шем Тов дал будущим родителям, своим ученикам раби Боруху и госпоже Ривке, подробные указания о том, как воспитывать сына.

 

В возрасте 20 лет Шнеер-Залман стал учеником Межеричского магида, преемника Бааль Шем Това, второго лидера движения хасидизма.

 

Через пять лет он издал один из своих главных трудов – законодательный сборник «Шулхан Арух А-рав» - сразу сделавший его известным среди величайших мудрецов Торы.

 

Среди неевреев он тоже прославился как выдающийся ученый: его научные знания, почерпнутые из Талмуда, помогали ему решать задачи, над которыми безуспешно бились математики и естествоиспытатели.

 

После смерти Межеричского магида было решено поделить управление движением между самыми выдающимися его учениками. Раби Шнеер-Залману досталось управление хасидами северо-запада – Литвы и Белоруссии.

 

Раби Шнеер-Залман стал не только духовным лидером своих последователей: он старался улучшить и их материальное положение, всячески поддерживая занятия сельским хозяйством; занимался он и сбором пожертвований в пользу евреев в Святой Земле.

 

В 1797 году увидел свет главный труд раби Шнеер-Залмана, «Тания», который до наших дней является основой учения хасидизма вообще и хасидизма Хабад в частности.

 

Когда придет Машиах?

В одном из своих «духовных путешествий»  Бааль Шем Тов побывал в чертогах Машиаха, что в мире истинном, и спросил его: «Когда придет господин?» И Машиах ответил ему: «Когда твои источники распространятся наружу», то есть, когда учение хасидизма станет достоянием евреев во всем мире.

 

В этот день, 18 элула, принято устраивать хасидское застолье – фарбренген – во время которого евреи рассказывают друг другу истории о праведниках, поют святые мелодии, делают «лехаим», а главное – укрепляются в любви к ближнему, в преданности делу распространения учения хасидизма, и принимают решения на будущее: что еще улучшить в своем поведении. Дай Б-г, чтобы наши старания увенчались успехом, и все мы как можно быстрее  вышли встречать Избавителя, праведного Машиаха!

 

Учение Бааль Шем Това появилось в мире, чтобы напомнить евреям о ценности простой бесхитростной веры во Всевышнего, о важности служения Ему в радости, о том, что каждая еврейская душа достойна любви и уважения.

 

Шестой Любавичский Ребе Йосеф-Ицхак рассказывал такую историю:

Уже в ранней юности Бааль Шем Тов стал членом союза «скрытых праведников». Он ходил по деревням в простой крестьянской одежде и поддерживал дух евреев словами любви и веры.

 

В одно засушливое лето он попал в деревню, населенную евреями-скотоводами. Положение их было отчаянным: от жажды и голода умирали люди,  и падала скотина.

 

Чтобы раскаяться в грехах и вымолить у Всевышнего прощение, евреи пригласили  бродячего проповедника. Как было принято в те времена, проповедник пришел в синагогу и стал осыпать евреев проклятиями, обещая им за грехи всяческие несчастья в этом мире и адский огонь в мире ином. То один, то другой его слушатель начинал всхлипывать, и постепенно синагога наполнилась громкими рыданиями. Тогда Бааль Шем Тов, до тех пор тихо сидевший в уголке, встал и громко воскликнул: «Не плачьте, евреи! У каждого из вас есть доля в будущем мире, а в этом мире нужно верить в помощь Всевышнего. И радоваться нужно начать прямо сейчас, ведь эта помощь непременно придет! Давайте-ка вместо того, чтобы плакать, пустимся в пляс!»

 

Евреи обернулись к нему, глядя с опаской, как на безбожника или сумасшедшего. Тогда Бааль Шем Тов начал приводить доказательства своей правоты из Талмуда и книг великих мудрецов, и постепенно на лицах окружающих засияли улыбки, и в конце концов все вместе пустились в пляс. И тогда к топоту их ног вдруг примешался какой-то шум снаружи. Это крупные капли дождя, все убыстряя свой бег, посыпались на сухую землю.

 

Сегодня посланники Любавичского Ребе, седьмого после раби Шнеер-Залмана лидера хасидизма Хабад, работают во всех уголках мира, приближая евреев к Торе и открывая им сокровищницу царя – учение хасидизма. А это значит – можно ожидать прихода Машиаха в любую минуту.