Великие в гостях у нас

Каждый день праздника Суккот в наш шалаш приходит один из великих лидеров еврейского народа: Авраам, Ицхак, Яаков, Моше, Аарон, Йосеф, Давид. Кто они такие? Что сделали? Чем известны?

Ушпизин на арамейском языке – гости. Учение каббалы говорит, что в Суккот все еврейские шалаши посещают семь великих лидеров нашего народа, и в каждый из семи дней праздника главным гостем является другой ушпиз.

В честь них мы приглашаем в свой шалаш еще гостей – нуждающихся. Нуждающихся как в материальном, так и в духовном смысле.

День первый: Авраам

Через двадцать поколений после Адама родился Авраам. В возрасте трех лет он логически открыл для себя существование Всевышнего и не менее логически доказал окружающим несостоятельность языческого многобожия.

Он родился и прожил долгую жизнь в Ур-Касдиме, а в 75 лет получил приказ Всевышнего оставить родину и идти в неизвестную землю: "Иди себе из земли твоей, родины твоей, из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе". Вместе с женой Сарой Авраам оставил Ур-Касдим и пришел в Ханаан, будущую Землю Израиля. Здесь он получил от Всевышнего обещание стать праотцом большого народа.

Авраам известен тем, что выдержал десять нелегких испытаний, посланных ему Всевышним, а также в одиночку, лишь с помощью слуг, сражался с пятью царями и освободил плененного ими Лота, своего племянника.

У Авраама и Сары не было детей. По совету Сары Авраам взял наложницу, египтянку Агарь. Сара намеревалась усыновить ребенка, который родится у Агарь. Но Агарь и ее сын Ишмаэль не оправдали надежд Сары.

В 99 лет Авраам по приказу Всевышнего сделал себе обрезание, и после этого ангел возвестил ему, что через год у Сары родится сын, который станет его духовным наследником. И действительно, через год девяностолетняя Сара родила Ицхака.

Как уже сказано выше, верность Авраама Всевышнему была испытана десять раз. Самым тяжелым испытанием стал для него приказ Всевышнего принести в жертву Ицхака. Авраам и Ицхак с честью прошли это испытание: они встали рано утром и с радостью отправились исполнять волю Всевышнего. А Сара умерла от горя, ибо Сатан сказал ей, что Ицхак уже принесен в жертву.

На самом же деле Всевышний только испытывал Авраама. Когда тот занес нож над сыном, лежащим связанным на жертвеннике, Он приказал принести в жертву барана, а Ицхаку не причинять никакого вреда.

В Рош Ашана мы трубим в шофар, сделанный из бараньего рога, тем самым напоминая Всевышнему о преданности нашего праотца, и просим для нас, его потомков, благоприятного приговора на наступающий год.

Авраам стал прародителем народа, который принес в мир идею единобожия и преданности Всевышнему (то есть другими словами – неизменной объективной морали).

День второй: Ицхак

О его чудесном рождении мы уже говорили. Авраам и Сара, когда ангел возвестил им о рождении сына, не поверили и посмеялись. Поэтому мальчик был назван Ицхаком – от слова "цхок", смех.

На момент испытания жертвоприношением и смерти Сары Ицхаку было сорок лет. Сразу же после этого его отец, Авраам, послал раба на свою родину за невестой для Ицхака. Верный раб, Элиэзер, выбирает в качестве невесты Ривку, внучатую племянницу Авраама, которая произвела на него впечатление своей добротой и праведностью.

Когда маленький караван приближается к шатрам Авраама, Ривка видит своего будущего жениха в поле и покрывает лицо из соображений скромности. В торе говорится, что, женившись на Ривке, Ицхак утешился после смерти матери.

Но и Ривка, как и Сара, бездетна. После долгих лет молитв Всевышний посылает Ицхаку и Ривке сыновей-близнецов, Яакова и Эсава.

Ицхак сохранил и укрепил династию верящих в единого Б-га и преданных Ему.

День третий: Яаков

Беременность Ривки была тяжелой. Дети "метались в ее утробе". Ривка пошла к мудрецам Шему и Эверу и узнала от них, что у нее родятся прародители двух враждующих народов, и младший в конце концов победит старшего и будет господствовать над ним.

Действительно, вскоре Ривка родила близнецов. Первым родился Эсав, рыжий и волосатый. За его пятку держался Яаков, словно пытаясь задержать брата и родиться на свет первым.

Вся жизнь Яакова, как и его рождение, оказалась полной соперничества с Эсавом, а также с еще одним представителем " прочих народов земли" – Лаваном.

Эсав и Яаков выросли поной противоположностью друг другу. Эсав стал ловким и сильным охотником и приземленным материалистом. Комментаторы поясняют, что его профессию охотника можно понимать и метафорически – как способности беспринципного манипулятора, охотящегося на своих жертв.

Яаков же вырос простодушным и "сидящим в шатрах" - погруженным в духовность.

Любимцем отца был Эсав, любимцем матери – Яаков.

Однажды Эсав возвращался с охоты голодным и усталым и встретил Яакова, варившего чечевичную похлебку. Он попросил поесть, в ответ Яаков предложил ему отказаться от первородства. Эсав ни минуты не сомневался, что столь эфемерная субстанция как первородство не стоит миски настоящей, материальной, еды. "Да я каждый день на смерть хожу, зачем мне первородство!?" – пренебрежительно обронил он. "И пренебрег Эсав первородством".

Когда состарившийся Ицхак решил благословить своего первенца перед смертью, тем самым передав ему духовное наследие будущего еврейского народа, Ривка переодела Яакова Эсавом и отправила к отцу. "Опознав" старшего сына на ощупь, слепой Ицхак произнес фразу, ставшую крылатой: "Голос – Яакова¸ а руки – Эсава". Тем не менее, он все-таки благословил Яакова как первенца.

Яакову пришлось бежать из родного дома, спасаясь от гнева обманутого Эсава. Он отправился в Харан, на родину предков. По дороге он уснул и увидел сон. В этом сне Всевышний открылся ему и пообещал отдать землю, на которой он сейчас лежит, его потомкам. Еще Всевышний пообещал Яакову Свою защиту и покровительство.

Много лет Яаков прожил в Харане у своего дяди и тестя Лавана – хитрого, практичного и безнравственного. Вернувшись в Ханаан, он был вынужден снова искать способы мирного сосуществования с Эсавом. И тут обнаружилось удивительное свойство Яакова. Его  духовность не только не исключала практичности, но напротив – практичность помогла ему  защитить и сохранить духовность. Яаков с успехом справился с нелегкой задачей и сделал следующий шаг по направлению к созданию еврейского народа – вырастил сыновей, которые стали продолжателями его пути.

У Яакова родилось двенадцать сыновей, родоначальников колен Израиля. Один из сыновей, Йосеф, был продан в рабство в Египет, но сумел, даже будучи поначалу рабом, сделать блестящую карьеру и стать фактически правителем страны. Когда в Ханаане начался голод, отец и братья Йосефа пришли к нему в Египет и так там и остались. Однако после смерти Йосефа новый фараон превратил евреев в рабов.

День четвертый: учитель наш Моше

Моше, величайший из пророков, вывел евреев из Египта и был их вождем на протяжении сорока лет скитаний по пустыне. Он получил и передал евреям Тору. Вера в пророчество Моше – один из тринадцати принципов веры, сформулированных Рамбамом.

Моше родился в египетском рабстве, как раз тогда, когда по указу фараона всех новорожденных еврейских мальчиков нужно было уничтожать. Родители прятали его, пока было можно, а потом, в возрасте трех месяцев, мать отнесла его на берег Нила в корзинке и оставила там в надежде, что ребенка найдут и не дадут ему погибнуть.

Так и случилось: Моше нашла дочь фараона, взяла его во дворец и вырастила. А его кормилицей стала его родная мать.

Три поступка, совершенные Моше в юности, исчерпывающе характеризуют его. Однажды он увидел египтянина, избивающего еврея, и убил его, а тело спрятал в песке. Через некоторое время он встретил двух дерущихся евреев и попытался примирить их. В ответ те огрызнулись, спросив, не хочет ли он убить и их, как того египтянина. Моше понял, что его поступок не остался в тайне, и бежал из Египта.

Так Моше оказался в Мидьяне. Но и здесь первое, что он сделал – попытался восстановить справедливость. Он увидел, как пастухи-мужчины не дают девушкам напоить скот, отгоняя их от колодца. Моше заступился за девушек и помог им напоить скот. Отец девушек пригласил пришельца в дом, а позже предложил ему в жены одну из дочерей.

Много лет Моше оставался пастухом в Мидьяне, пока Всевышний не призвал его и не велел вывести евреев из Египта. В возрасте 80 лет Моше вернулся к своему народу и приступил к исполнению возложенной на него миссии.

Моше не только вывел евреев из Египта, но  и превратил толпу рабов в народ. Он получил Тору и передал ее евреям, он заложил основы общественного и государственного устройства, да и самой еврейской культуры и ментальности.

День пятый: Аарон

Аарон – старший брат Моше, основатель династии коэнов (служителей Храма). Поскольку Моше не отличался ораторскими способностями, Аарон выполнял при нем роль "помощника по связям с общественностью". В частности, он ходил вместе с Моше к фараону и говорил с ним от имени брата. Он же стал и первым первосвященником после постройки Скинии Завета.

Наши мудрецы говорят, что честь стать основателем династии коэнов досталась Аарону не просто так. Когда Аарон узнал, что его младший брат стал вождем еврейского народа, в нем даже не шевельнулось чувство зависти.

Позже  статус Аарона (и Моше тоже) был подтвержден еще раз, когда Корах и его сообщники взбунтовались, поставив под сомнение их лидерство. Двести пятьдесят сообщников Кораха попытались совершить воскурение – и сгорели заживо. Аарон же не только сумел совершить воскурение, но и остановил тем самым эпидемию, свирепствовавшую в народе в качестве наказания за бунт.

Смерть Аарона народ оплакивал 30 дней. Его любили все. Он мирил поссорившихся друзей и супругов.  Каждому из них он говорил, что второй сожалеет о произошедшем недоразумении и мечтает помириться. В результате, встретившись, враги обнимались и мирились.

Об Аароне  в "Поучениях отцов" сказано: "любящий мир и стремящийся к миру; любящий людей и приближающий их к Торе".

День шестой: Йосеф

Йосеф – самый любимый из двенадцати сыновей Яакова. Традиция называет его Йосеф-праведник.

Он родился у Яакова и его любимой жены Рахели после долгих лет бездетности. Старшие братья Йосефа – дети первой жены Яакова Леи и его наложниц Билы и Зильпы.

Братья ревновали отца к Йосефу. Вдобавок Йосеф докладывал отцу обо всем, что они делали, и это не прибавляло братьям любви к нему. А когда Йосеф рассказал братьям свои сны, в которых он становился главным над ними, его окончательно возненавидели.

Братья бросили Йосефа в яму. Торговцы, чей караван проходил рядом с ямой, вытащили его оттуда и продали в Египет. Братья же вымазали в крови одежду Йосефа, чтобы отец подумал, что он растерзан дикими зверями.

Сны Йосефа сбылись. Даже будучи рабом, он сделал блестящую карьеру и стал фактическим правителем Египта. Когда в Ханаане начался голод, его отец и братья перебрались в Египет. Йосеф простил братьев от всего сердца, поселил в подходящей для них области Гошен и наделил правами и преимуществами.

Сыновья Йосефа, Менаше и Эфраим, стали родоначальниками двух израильских колен. (Таким образом, Йосеф стал родоначальником двух колен, а третий сын Яакова, Леви – родоначальником династии левитов, не принадлежащих ни к одному колену; таким образом, общее количество колен – двенадцать).

Как уже было сказано выше, после смерти Йосефа новый фараон превратил евреев в рабов.

День седьмой: Давид

Давид, сын Ишая из колена Йеуды, стал родоначальником единственной законной царской династии. Цари из дома Давида правили Иудеей 400 лет, вплоть до разрушения первого Храма.

Первым еврейским царем был Шауль. После того, как евреи потребовали от пророка Шмуэля найти им царя, как это приято у всех народов, Всевышний указал ему на Шауля как наиболее достойного кандидата на эту роль. Но Шауль недолго был царем: он перестал исполнять указания Всевышнего, погрузился в депрессию и постепенно сошел с ума.

Давида  Шмуэль тайно помазал на царство (по указанию Всевышнего) еще в то время, когда царем официально оставался Шауль. Давид становится придворным музыкантом, только его музыка спасает Шауля от приступов депрессии и сумасшествия.

Во время войны с филистимлянами, когда великан Голиаф вызывает соперника из лагеря евреев на единоборство, Давид оказался единственным, кто вызвался. Почти безоружным, с одной пастушеской пращой и верой в помощь Всевышнего, он вышел на единоборство и убил вооруженного до зубов Голиафа. Камень, брошенный им, попал в лоб великана – единственное место, не защищенное панцирем. Филистимляне дрогнули и побежали.

Из текстов Танаха следует, что Давид объединил израильские колена, укрепил государственность и присоединил к еврейскому царству новые территории на севере и западе. Он хотел построить Храм, но Всевышний не разрешил ему сделать это, поскольку Давид в процессе войн проливал кровь.

Давид является образцовым еврейским царем: он изучает Тору и учит ей своих подданных; прост с подданными и заботится об их нуждах; следует указаниям Всевышнего, передаваемым через пророков, Санэдрин и Урим и Тумим; осознает свое истинное место как исполнителя воли Всевышнего, а не всемогущего диктатора. Он способен признавать ошибки и раскаиваться в плохих поступках.

Кроме того, Давид – автор «Теилим» (псалмов), важной части Торы.

А самое главное: будущий последний законный еврейский царь, Машиах, который принесет миру Избавление, произойдет из рода Давида.