Царь Давид

«Давид, сын Ишая, правил всем народом Израиля… И умер в почтенной старости, и семь дней отдавали ему дань уважения, и стал править Шломо, сын его, после него. И лег Давид с предками своими и похоронен был в городе Давида. Царь Давид правил с тридцати лет в течение сорока лет. В Хевроне правил коленом Еуды семь лет и шесть месяцев. В Иерусалиме правил тридцать три года над всем Израилем и Еудой».

(Из Первой книги Царств.)

Сказали мудрецы наши в трактате «Шабат»:

«Царь Давид очень хотел знать, когда придет его час умирать. Он сказал Всевышнему: «Объяви мне, Г-сподь, конец мой и меру дней моих – какова она. Буду знать, когда уйду я» (Теилим, 39:5) Ответил ему: «Я решил, что не объявляют конец ее плоти и крови и меру дней человека». Сказал ему: «В субботу умрешь. Пришло уже время царствовать сыну твоему Шломо, а царство с царством не встречаются даже на мгновение». Сказал Г-споду Давид: «Пусть я умру в канун субботы». Ответил ему: «Лучше один день в покоях твоих тысячи» («Лучше один день, когда ты сидишь и учишь Тору в покоях твоих, чем тысяча жертв всесожжения, которые в будущем Шломо, сын твой, принесет предо Мной на жертвенник»).

Каждую субботу сидел царь Давид и учил Тору, не отрываясь, и Ангел Смерти не мог забрать его в минуту учебы. Когда пришло его время умирать, суббота совпала с праздником Шавуот. Стоял перед ним Ангел Смерти и не мог ничего с ним сделать, поскольку Давид не отрывался от изучения Торы. Сказал Ангел Смерти: «Что же мне делать с ним?» И был там сад за домом. Пошел Ангел смерти и стал трясти деревья. На мгновение оторвался Давид от учебы (идя по лестнице). Вдруг сломалась под ним ступень, он упал, и вышел дух из него, и умер. И был царь Давид распростерт под солнцем. Позвал Шломо, сын его, орлов, и распростерли над ним крылья, чтобы не палило его солнце».

(Трактат «Шабат», Мидраш Коэлет Раба, Мидраш Рут Раба.)

Сказали мудрецы: «Давид родился в День Собрания и ушел из мира в День Собрания (6 сивана, в Шавуот, день дарования Торы на горе Синай). И в день его ухода принято прочитывать всю книгу его псалмов, «Теилим». И как его рождение и смерть связаны с Торой, так и все его песни и восхваления Всевышнего во все дни его жизни на земле – все было связано с Торой.

Псалмы состоят из пяти книг – как Пятикнижие. Это указывает на то, что все песни Давида – это Тора, данная на горе Синай, и «Теилим», книга псалмов, написанных Давидом, – это раскрытие песен, содержащихся в Торе. Откуда к нему пришла сила сделать это? От его прародительницы Рут. Она была ясной и чистой в глубокой пропасти – и поднялась на вершину, и песни Давида охватывают весь мир от самой глубокой пропасти до Трона Славы Всевышнего и всего, что между ними. Не может душа сложить песню, если она не поднимается из пропасти к вершине.

Написано в книге «Зоар»: «Если бы Давид прожил сто лет, он исправил бы мир, и Храм не был бы разрушен, и он стал бы Машиахом-Избавителем».