Граф Потоцкий, прозелит…

Во второй день праздника Шавуот был сожжен за веру праведный гер Авраам бен Авраам.

Юный граф Потоцкий был способным молодым человеком, и отец послал его в Париж, в университет. Но даже способные молодые люди вдали от родительского дома не забывают за учебой о попойках и приключениях.

Так граф оказался в небольшом трактире. Ему нравился хозяин трактира, еврей с большой седой бородой, который каждую свободную минуту погружался в какой-то фолиант. Раз за разом Потоцкий стал бывать в этом трактире. Вскоре любопытство вынудило его начать расспрашивать хозяина заведения, о чем он читает в своем фолианте.

Старик отвечал неохотно, но юный граф был настойчив. Так он узнал, что такое Талмуд. Позже вопросы увели собеседников в библейские истории, в рассказ о даровании Торы и о рождении еврейского народа.

Юноша был очарован открывшимся ему новым миром. Он снова и снова приходил в трактир, чтобы побеседовать с евреем. В его душе созрела странная идея: оставить католичество и перейти в еврейскую веру. Но когда он открыл свои планы старику, тот побледнел и велел ему забыть о том, что произнесли его губы. Да знает ли он, какое наказание ожидает их обоих, если его план осуществится!?

Но Потоцкий не забыл о своей идее. Чтобы проверить ее на прочность, он решил отправиться в Рим и заняться изучением католичества. Если и после этого желание стать евреем не оставит его – будь что будет, он готов на все!

Старик-еврей думал, что его юный собеседник забыл о своей причуде – но прошло время, и тот снова появился в трактире, на этот раз с решительным заявлением: "Я буду евреем!"

Старик не мог не восхититься пламенной верой своего собеседника и, несмотря на смертельную опасность, написал рекомендательное письмо своему другу – раввину Амстердама. Там, в Амстердаме, граф Потоцкий превратился в Авраама бен Авраама.

Новоиспеченный еврей спросил у раввина совета: куда ему отправиться, чтобы совершенствовать свои знания в Торе. И тот ответил: самые большие центры Торы – в Польше и Литве. Возвращаться на родину, где его могли узнать, было смертельно опасно, но Авраам не колебался ни минуты. Он избрал своим пристанищем еврейские дома учения Вильны.

Но между тем семья графа Потоцкого не сидела, сложа руки. Родители разослали гонцов во все стороны света в поисках пропавшего сына. Поиски приняли такой размах, что раввины Вильны вызвали незнакомого юношу и посоветовали ему перебраться в местечко поменьше – подальше от шума.

Но случилось иначе. На новом месте Авраам сделал замечание одному местному юноше, который слонялся по дому учения без дела и отвлекал евреев от учебы. Это не понравилось отцу юноши, и он донес властям о подозрительном незнакомце.

Долгие недели Авраама пытали, выбивая из него согласие публично вернуться в лоно католической церкви. Но не помогали ни пытки, ни слезы родителей. Авраам был непоколебим: он открыл истину и никогда не откажется от нее!

Во второй день праздника Шавуот Авраам бен Авраам был публично сожжен на главной площади Вильно. Главы еврейской общины предупредили единоверцев в этот день не выходить из домов: после публичной казни могли начаться погромы. В этот день все синагоги города пустовали.

Когда огонь уже начал лизать дрова, священники еще раз попытались отвратить Авраама от его веры. Но он уже не слышал их слов: он был погружен в чтение предсмертной молитвы "Шма Исраэль". Закончив произносить ее, он сам прыгнул в огонь на глазах у изумленных зрителей.

Но мучителям этого было мало. Они решили продлить мучения Авраама и после смерти, лишив его тело могилы. Но один из евреев Вильны, рискуя собой, подкупил палачей и получил от них часть праха, которую захоронил на еврейском кладбище.

Вскоре на могиле выросло раскидистое дерево, а евреи Вильны установили в память о праведнике склеп, к которому до сих пор приходят молиться.