Два пастуха и помощник учителя

Шавуот связан с тремя великими евреями: что между ними общего?

(По беседам Любавичского Ребе.)

Праздник Шавуот связан с тремя личностями – с учителем нашим Моше, который получил Тору на горе Синай; с царем Давидом, который родился и умер в этот день; с раби Исраэлем Бааль Шем Товом, который тоже умер в этот день.

Что связывает между собой этих людей?

В Мидраше говорится, что Всевышний испытывает будущих лидеров еврейского народа, делая их сначала пастухами.

Когда Моше пас скот своего тестя Итро, у него убежала одна маленькая козочка. Моше побежал за ней, положил ее себе на плечи, принес в стадо и дал пить. Увидел это Всевышний и сказал: « Ты достоин быть пастухом еврейского народа».

Давид в юности пас скот своего отца. Он так жалел овец, что сначала выпускал на пастбище самых слабых, чтобы те могли съесть лучшую траву. И сказал Всевышний: «Он будет пасти мой народ!» Так Давид стал царем.

Так было и с Бааль Шем Товом. Как известно, в молодости его считали человеком простым, и он работал помощником меламеда. По утрам он собирал детей по домам и вел их в хейдер. Проходя с ними мимо синагоги, он учил их отвечать "Амен" на кадиш.

На первый взгляд непонятно: Итро, тесть Моше, был большим человеком, мудрецом, министром при дворе фараона. Конечно, он был в состоянии оценить мудрость Моше, тем более, что Моше вырос в доме фараона и был в нем одной из главных фигур. Придя к Итро, он был уже сорокалетним. Почему же Итро сделал Моше пастухом?

Точно так же непонятно в случае с Давидом: его отец был известным мудрецом, произносившим уроки перед тысячами людей. Естественно, он мог оценить по достоинству мудрость Давида еще в его юности, ведь будущего лидера народа видно уже с детства. Почему же он тогда послал Давида пасти овец?

То же самое с Бааль Шем Товом. Что мешало ему еще до того, как он раскрылся, заниматься более возвышенными делами?

Потому что только после опыта работы пастухом можно стать пастухом еврейского народа.

Некоторые утверждают, что им не по рангу заниматься "маленькими делами": они учились много лет, и могут быть, например, главами ешив или занимать другой подобный пост. Ну, или читать умные лекции и воспитать учеников… Во всяком случае, недостойно им заниматься "малыми".

На это можно ответить, что даже Бааль Шем Тов до того, как раскрылся, хотя и был уже тогда великим мудрецом Торы, занимался с маленькими детьми, помогая меламеду, а Давид и Моше были пастухами.

Поэтому каждый, кто хочет идти по стопам Моше, царя Давида и Бааль Шем Това (а кто не хочет!?), должен поступать точно так же. Его достоинство не пострадает, если он будет заниматься еврейскими детьми. Более того: именно так добиваются истинного величия!