Дарование Торы в цифрах

Песах – праздник рождения еврейского народа. Шавуот – день его свадьбы... свадьбы со Всевышним. Этой свадьбой было дарование Торы.

49 дней отделяют Шавуот от Песаха. Тора приказывает: «И отсчитайте себе начиная от праздника, дня принесения снопа, семь полных недель». Евреи были погружены в сорок девять степеней нечистоты, и каждый день этого отсчета очищал их от одной из них, пока они не стали абсолютно чисты и готовы к дарованию Торы. В пути по пустыне евреев сопровождали чудеса: перепела, ман, опреснение вод источника, победа над Амалеком, расступление вод Красного моря и многое другое все больше и больше убеждали их в существовании Всевышнего. Вера их укреплялась, пока они не достигли степени абсолютной святости и абсолютного единства.

И тогда Моше передал им слова Всевышнего: «Если будете соблюдать Мою Тору, будете Мне избранным народом». Евреи сразу же ответили: «Исполним и будем изучать». Их не интересовали подробности, они были готовы исполнить любой приказ Всевышнего.

3 дня перед дарованием Торы называются тремя днями ограничения, потому что в эти дни Всевышний приказал Моше оградить гору Синай, чтобы к ней никто не приближался, а тот, кто приблизится – умрет. Кроме того, Всевышний велел Моше передать евреям, чтобы в эти три дня они выстирали одежды, очистились от духовной нечистоты и не вступали в интимные связи.

В наше время эти три дня не являются полутраурными, как все остальные дни между Песахом и Шавуотом. Можно стричься, слушать музыку и устраивать свадьбы; не читают покаянную молитву. Некоторые стараются в эти дни не говорить о запрещенном и даже вообще о будничных вещах и усиленно изучают Тору.

6 сивана евреи собрались у горы Синай: «и остановился народ напротив горы». Единственное число призвано передать единство евреев в желании принять Тору. Это было величественное зрелище: Моше на горе, в облаках, языках огня и клубах дыма слышатся громы и трубный звук шофара – и голос Б-га, произносящий заповеди. В тот момент в мире наступила абсолютная тишина: ни птицы не щебетали, ни ветер не шелестел листвой.

2 заповеди из десяти евреи слышали непосредственно от Всевышнего. От этого их души покинули тела, но Всевышний вернул их к жизни. Однако теперь евреи отпрянули от горы Синай и попросили Моше принять от Всевышнего Тору и пересказать им, чтобы они не умерли от голоса Б-га.

Слава Всевышнего оставалась на горе Синай еще неделю и выглядела «как огонь пожирающий».

8 заповедей Всевышний передал евреям через Моше. Всего же во время дарования Торы евреи получили Десять Заповедей. Пять из них регулируют отношения между евреем и Б-гом, и пять – отношения евреев друг с другом.

613 заповедей насчитывают наши мудрецы в Торе. Из них 365 предписывающих и 248 запрещающих. Наши мудрецы говорят: «Всевышний хотел, чтобы у евреев было побольше заслуг, и потому дал им побольше заповедей». Награда за исполнение заповедей ожидает еврея и в этом, и в будущем мире.

5 имен у праздника дарования Торы:

- Шавуот на святом языке – «недели». Это название напоминает нам о том, что от Песаха до Шавуота отсчитывают семь полных недель. Это же слово можно прочитать и как «швуот» – «клятвы». В день дарования Торы Всевышний поклялся, что евреи навсегда останутся избранным народом, а евреи поклялись соблюдать Его Тору.

- День дарования Торы.

- Праздник первинок. Начиная с Шавуота можно было приносить в Храм первинки урожая фруктов.

- Ацэрэт – «завершение». Шавуот – это завершение Песаха. Выход из Египта имел своей целью дарование Торы и возникновение нового народа, который прочие народы мира называют народом Книги. Период отсчета омера соединяет эти два события.

- Праздник жатвы. Жатва пшеницы в Земле Израиля начинается до Шавуота, но в только в Шавуот в Храм приносили особую жертву, связанную с этим событием – «два хлеба».

40 дней и ночей Моше принимал Тору из уст Всевышнего на горе Синай. Не ел, не пил, не спал. А евреи в это время ждали его, отсчитывая сорок дней. И когда он не вернулся, как обещал, на сороковой день, они решили, что он умер. На самом деле евреи ошиблись в подсчете: они ожидали возвращения Моше на сороковой день, в то время как он должен был провести на горе Синай сорок полных суток.

Подстрекаемые сбродом, который увязался за ними при выходе их Египта, евреи потребовали от Аарона создать идола, который станет их вождем вместо Моше. Аарон хотел потянуть время до возвращения Моше и велел евреям пока собирать золото для отливки идола. Но Аарон просчитался: евреи в мгновение ока собрали требуемое количество золота.

Когда Моше спустился с горы Синай со Скрижалями Завета в руках, он застал евреев танцующими вокруг идола – золотого тельца. В гневе Моше разбил скрижали. Он схватил тельца, сжег его, бросил пепел в воду и заставил евреев выпить ее. Затем он приказал членам колена Леви убить всех, кто принимал участие в поклонении тельцу. Число убитых достигло трех тысяч человек. Кроме того, множество евреев умерли от эпидемии и от выпитой воды с прахом тельца.

Наши мудрецы говорят, что есть связь между грехом создания золотого тельца (показавшим слабость связи евреев со Всевышним) и прорывом стен Иерусалима Навуходоносором, произошедшим в тот же день много лет спустя. Стоя у горы Синай во время получения Торы, евреи очистились от греха древа познания, но нечистота вновь овладела ими в результате греха создания тельца.