Помни день субботний…

1. Память о сотворении мира

Всевышний заповедал евреям соблюдать субботу, чтобы уподобиться Ему: точно так же Он шесть дней творил мир, а в седьмой день отдыхал. Суббота – это знак объединения Всевышнего и еврейского народа.

 

2. Память о выходе из Египта

Соблюдение субботы является также знаком памяти о великом чуде, которое Всевышний совершил ради еврейского народа – о выходе из Египта. Цель освобождения евреев из физического египетского рабства – сделать евреев рабами Всевышнего, сознательно соблюдающими Его заповеди, в том числе субботу. Суббота делает еврея свободным от материальных забот и дает ему возможность почувствовать отдых и свободу, которые он получил, уйдя из Египта.

 

3. Дополнительная душа

С началом субботы еврей получает от Всевышнего дополнительную душу, а после окончания субботы дополнительная душа покидает еврея. Суббота – это день, предназначенный для заботы о душе: изучение Торы, молитвы, исполнение субботних заповедей, а телесные удовольствия в субботу предназначены для того, чтобы не ущемлять в правах также и тело.

 

4. Уважительное отношение к субботе

Уважительное отношение к субботе проявляется в том, что в честь нее мы надеваем лучшую одежду, накрываем стол белой скатертью. Необходимо позаботиться о том, чтобы субботняя одежда была выстирана заранее. Уважение к субботе проявляется также в зажигании субботних свечей и в праздничных трапезах.

5. Субботние удовольствия

В субботу на стол подаются лучшие блюда и вина. В этот день необходимо отвлечься от забот, как будто их не существует вовсе.

 

6. Субботние свечи

Замужние женщины перед субботой зажигают не менее двух свечей (одна соответствует заповеди «соблюдать», а другая – «отмечать» субботу), девочки и девушки – одну. После зажигания закрывают глаза руками и произносят благословение: «…который освятил нас своими заповедями и повелел зажигать свечи в честь святой субботы». Зажигание свечей знаменует собой начало субботы, с этого момента вступают в силу все субботние законы. Любавичский Ребе призвал возобновить в наше время старый обычай, в соответствии с которым девочки, начиная с трех лет, тоже зажигают одну свечу в честь субботы и произносят благословение. Желательно, чтобы девочки зажигали свечи первыми, а мать – после них. Перед зажиганием свечей опускают монетку в копилку для благотворительности.

 

7. Время зажигания свечей

Свечи зажигают за 18-22 минуты до захода солнца (в Иерусалиме - 40 минут до захода солнца). Точное время для конкретного города можно найти в местном еврейском календаре или интернет-сайте. Если свечи не были зажжены до захода солнца, то в этот раз зажигать их уже нельзя.

 

8. Встреча субботы

Так называется молитва, которую произносят с началом субботы до вечерней субботней молитвы. Она состоит из шести глав "Теилим" – по числу будних дней недели, гимна «Леха доди» и последней, седьмой, главы "Теилим" – в честь субботы.

 

9. Одно благословение вместо семи

В вечерней субботней молитве после молитвы «18 благословений» (которая в субботу состоит из семи благословений), шалиах цибур, то есть ведущий молитву, произносит благословение, которое в сжатом виде содержит все семь благословений:

1) Хранящий праотцов словом своим… = благословение «Хранящий Авраама»

2) …оживляющий мертвых речью своей… = благословение «Оживляющий мертвых»

3) …Б-г святой, которому нет подобного… = благословение «Б-г святой»

4) …дающий народу своему святую субботу… = благословение «Освящающий субботу»

5) …Ему будем служить… = благословение «Служение»

6) …и благодарить Его Имя… = благословение «Благодарим»

7) …господина мира = благословение «Мир».

 

10. Субботние молитвы

У каждой из субботних молитв «18 благословений» среднее (четвертое) благословение отличается от остальных. В вечерней молитве оно посвящено первой субботе после сотворения мира. В утренней – субботе после дарования Торы. В дневной молитве – субботнему отдыху и праотцам. Кроме того, в утренней молитве прибавляются различные дополнительные отрывки и чтение недельной главы Торы между утренней и дополнительной молитвами. Во время дневной молитвы читают отрывок из следующей недельной главы.

 

11. Кидуш

Это особая молитва над бокалом вина, открывающая вечернюю и утреннюю субботние трапезы, а также сам порядок действий. Вечерний кидуш – это отдельная молитва, а главное содержание дневного кидуша – это благословение на вино.

 

12. Три трапезы

В субботу каждый обязан устроить три трапезы, которые соответствуют трем праотцам нашего народа – Аврааму, Ицхаку и Яакову. Первая трапеза устраивается в субботу вечером, вторая – наутро, третья – после полудня, между дневной и вечерней молитвами.

 

13. Двойной хлеб

Начиная субботние и праздничные трапезы, произносят благословение над двумя целыми хлебами, а затем один из них разрезают и едят. Два хлеба – это память о мане, которым евреи питались во время странствий по пустыне. В субботу с небес не спускался ман, поскольку собирать его в субботу запрещено, и поэтому в пятницу евреи получали двойную порцию, о которой нам и напоминают два хлеба.

 

14. Субботняя вставка в благословение после трапезы

В благословение после трапезы после отрывка «Отстраивающий Иерусалим» добавляется вставка, в которой говорится о святости субботы.

 

15. Отделение субботы от будней (авдала)

Содержание этой молитвы – восхваление Всевышнего за то, что Он отделил субботу от будней. Она произносится на исходе субботы над бокалом вина, благовониями и свечами. Начиная с захода солнца и до произнесения авдалы нельзя есть. В вечерней молитве на исходе субботы также есть авдала в иной формулировке. После ее произнесения можно начинать совершать будничные работы, но одной ее недостаточно, обязательно нужна авдала над бокалом вина. Тот, кто забыл произнести авдалу в вечерней молитве, должен сказать «Благословен отделяющий субботу от будней» и после этого может совершать будничные работы.

16. «Творящий светила огненные»

Это благословение произносится в авдале над свечами в память о первом огне, который появился на исходе первой субботы, когда Адам взял в руки два кремня и ударил их один об другой. Это благословение произносится и в авдале на исходе Йом Кипура (над суточной свечой, которую зажгли до наступления праздника).

 

17. «Сотворивший благовония»

Это благословение произносится в авдале над благовониями. Наши мудрецы постановили, что на исходе субботы нужно нюхать благовония, чтобы поддержать свою душу, которая скорбит об окончании субботы и об уходе «дополнительной души», которой Всевышний наделяет нас в субботу.

 

18. Если исход субботы приходится на начало праздника

В этом случае субботняя авдала совмещается с праздничным кидушем в следующем порядке: праздничный кидуш, «Творящий светила огненные», «Отделяющий субботу от будней», «Который ... дал нам дожить до этого времени».

19. Проводы царицы (мелавэ малка)

Так называется трапеза, устраиваемая на исходе субботы в ее честь. Она также называется трапезой царя Давида.

 

20. 39 главных работ

Это виды работы, необходимые для постройки Скинии Завета. Сразу после приказа Всевышнего строить Скинию следует приказ о соблюдении субботы: «…Но субботы Мои соблюдайте…» Из этого наши мудрецы делают вывод, что соблюдение субботы заключается в запрете на совершение этих работ. Есть также производные от них виды работ, запрещенные в субботу.

 

21. «Отложенное в сторону» ( мукцэ)

Так называются предметы, которые запрещено использовать и даже двигать в субботу. Есть несколько видов мукцэ:

 

  • предметы, предназначенные для запрещенных в субботу работ (спички, карандаши, дрель и т.д.);
  • предметы, не имеющие никакого применения (камни, животные, сырая картошка и т.д.);
  • дорогостоящие предметы, которые берегут (антикварные вещи, предметы искусства и т.д.);
  • предметы, предназначенные для выполнения заповеди (например, четыре вида растений в Суккот);
  • предмет, на котором лежит любой из перечисленных видов мукцэ.

 

 

22. 4 вида территорий в субботу